Государственная тайна как предмет, изъятый из гражданского оборота

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики:

– о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

– о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Определяется информация, доступ к которой не может быть ограничен:

• информация, необходимая для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц;

• законы, иные нормативные правовые акты;

• информация о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах; экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;

• информация о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

• информация о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям;

• информация о состоянии здоровья лиц, отнесенных законодательством РФ к категории высших должностных лиц Российской Федерации;

• информация о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридических лиц;

• информация о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения, о состоянии борьбы с преступностью;

• информация, ограничение доступа к которой запрещено иными федеральными законами и законами РФ.

34 Информационные ресурсы информационные услуги информационные продукты

Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.

Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов -- трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Ресурсы - это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. В настоящее время учёные и практики относят информационные ресурсы к важным стратегическим ресурсам, от которых зависит развитие экономики, науки, образования, культуры и т.д. Первые попытки дать определение информационным ресурсам были сделаны в 90-е годы XX столетия, когда оформился так называемый "ресурсный подход" к изучению информации. В наше время термин "информационные ресурсы" является общеупотребляемым. Но, несмотря на это, точного определения его нет. Используется узкое и широкое понимание информационных ресурсов: в узком понимании имеются в виду только сетевые информационные ресурсы, доступные через компьютерные средства связи, а в широком - любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения.

Информационные ресурсы могут быть различных видов. Это средства массовой информации, библиотеки, интернет. К примеру, через Интернет могут успешно продаваться следующие информационные ресурсы:

- новостные ленты (on-line-новости). Достаточно широкому кругу менеджеров компаний различного профиля необходимо узнавать о происходящих в мире событиях незамедлительно. Например, лента финансовых и политических новостей жизненно необходима трейдерам для принятия решений о продажах и покупках на биржах;

- подписки на электронные копии периодических изданий. Некоторые газеты и журналы выпускают свои полные электронные копии и предоставляют к ним доступ;

- доступ к электронным архивам и базам данных, содержащим информацию по самым разным вопросам;

- аналитические отчеты и исследования;

- собственные аналитические материалы и прогнозы.

Информационная услуга – это такая услуга, которая ориентирована на то, чтобы удовлетворить информационные потребности пользователей, граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Информационные услуги сегодня – это уже материализованный результат информационной деятельности, с учетом того, что именно результат чаще всего становится решающим фактором в процессе ведения абсолютно любой деятельности.

Главная особенность информационной услуги в том, что ценность её наибольшая в момент предоставления услуги.

Большинство информационных услуг, которые сегодня предлагаются потребителям, основываются на разных базах данных:

· в компьютерном варианте,

· в не компьютерном варианте – это каталог, картотека.

·

Базы данных является источником и первичным информационным сырьем для того чтобы подготовить информационную услугу.

Базы данных – это совокупность связанных между собой данных. Эти данные содержат разные сведения об объектах, событиях, явления и публикациях.

Базы данных, как сырье информационной услуги, могут быть внутренней информации и базы данных внешней маркетинговой информации.

База данных внутренней информации, как сырье информационной услуги, содержит информацию о всей деятельности предприятия, с учетом того, что информация поступает из разных внутренних источников. Это могут быть финансовые отчеты, цены и движение денежной наличности, планы снабжения материальными и техническими запасами.

К базам данных внешней информации, как сырье информационной услуги, принадлежат данные о покупателях. База данных о покупателях содержит данные, о том, какие именно товары и услуги были приобретены, объемы продаж и цены, основные характеристики клиентов - возраст, дне рождения, хобби, любимые блюда.

В зависимости от выбранной базы данных информации, и с учетом поставленных задач, различают такие виды информационных услуг:

· услуга издания информационных материалов;

· услуга ретроспективного поиска информации;

· услуга проведения маркетинговых исследований;

· услуга доступа к базам данных и поиска в них информации;

· услуги связи;

· подготовка и предоставления информационных услуг.

1. к информационным продуктам относятся продукты, непосредственно удовлетворяющие информационные потребности пользователя без дополнительных усилий с его стороны, основанные на информационных ресурсах, а также услуги, связанные с осуществлением доступа к информации, содержащейся в информационных продуктах и других информационных ресурсах;

2. к информационным продуктам и услугам относят все, что связано с удовлетворением тех или иных информационных потребностей, информационным производством, информационным обслуживанием, вычислительную технику общего назначения, информационное оборудование, оборудование записи, чтения, преобразования информации на различных носителях, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение, а также техническое обслуживание и ремонт этих устройств, проектные, опытно-конструкторские и консалтинговые услуги, услуги образования, управленческие услуги, художественные и эстетические продукты и услуги.

Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные исследования, государственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.). Они обладают свойствами неделимости и не исключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь рыночных принципов невозможно выявить и удовлетворить потребности в такого рода благах.

Как правило, государство берет на себя регулирование процесса производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение доступа к информации. Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес также заинтересован в достаточно простом и дешевом доступе к информации, например при проведения рекламных кампаний.

Неприбыльные информационные службы в отличии от государственных в большей степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на возможность их альтернативного предоставления потребителю.

Одним из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассигнованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.

Особенности информационного продукта:

1. информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, не зависимо от того, сколько раз она была использована. Это свойство информации - неуничтожимость- можно проиллюстрировать известной притчей Б.Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»;

2. информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным. В различных областях науки и техники темпы обесценения знания неодинаковы, процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет;

3. разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации. Кстати, благодаря этому свойству, так же как и свойству старения, потребность в информационном продукте никогда не может быть удовлетворена раз и навсегда. «Создание и использование информационного продукта, - пишет Ю. Шрейдер, - это всегда попытка проложить мост через пропасть, разделяющую знание и информацию»;

4. производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. Это свойство информационного продукта - трудность производства и относительная простота тиражирования - создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности;

5. несамостоятельность – проявляет свою «движущую силу» только в соединении с другими ресурсами.

Наши рекомендации