Глава 3. Формирование логистической сети
Виды и характеристика потоков в логистике
Концепция интегрированной логистики исходит из маркетинговой направленности деятельности субъектов рынка. В соответствии с информацией о рыночном спросе на продукцию и услуги осуществляется планирование и организация производства. Производственный процесс обеспечивается всем необходимым путем организации материально-технического снабжения с учетом информации о наличии, положении и стоимости на рынке ресурсов.
Интеграция целенаправленной деятельности субъектов рынка на всех этапах их взаимодействия вначале носит преимущественно информационный характер. Таким образом информационные потоки становятся первичными по отношению к организации производственного процесса, так как информация в условиях рыночных отношений - это ключевой ресурс логистических систем.
Информационные потоки представляют собой результаты сбора и обобщения данных о нуждах, потребностях и запросах населения, обеспечивают рекламное воздействие на потенциальных потребителей о продукции и услугах, содержат сведения о наличии и положении ресурсов, способствуют согласованной деятельности субъектов рынка в сферах снабжения, производства и реализации готовой продукции, создают механизм обратной связи производства с потребителями.
Информационные потоки формируются в электронные базы данных, доступные для должностных лиц предприятия и представителей внешних хозяйственных связей, становятся источником выбора рациональных (оптимальных) управленческих решений по организации производства, материально-технического снабжения и доведения готового продукта до потребителей (Рис. 3.1). На основе информационных потоков осуществляются финансовые расчеты за ресурсы и диспетчерское воздействие на участников товародвижения при изменениях рыночной ситуации.
Поставщики ресурсов | Производство | Потребители продукции |
информационные потоки
материальные потоки
Рис. 3.1. Взаимосвязь информационных потоков в логистике
Согласование условий совместной деятельности заинтересованных сторон предполагает оплату продукции и услуг, то есть формирование финансовых потоков. Финансовые потоки в логистике представляют собой (16, с. 72-76) направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, обеспечивающей движение материального потока.
Формирование финансового потока может осуществляться по различным согласованным между контрагентами вариантам:
до движения материального потока при реализации товара на условиях предоплаты в порядке внесения авансовых платежей;
в процессе его движения при сочетании расчетов по факту поставки товара с отсроченными платежами на определенный период;
после доставки товара - по факту поставки: подбор товара покупателем в порядке самообслуживания с последующей его оплатой или вначале оплата, затем выдача товара покупателю продавцом торговой организации;
после продажи продавцом всей партии товара при предоставлении собственником товара торговой организации на реализацию.
Механизм финансового обслуживания товародвижения может включать:
потоки наличных средств по рублевым расчетам или по расчетам валютой (например, в магазинах "duty-fry");
информационные безналичные расчеты по платежным поручениям, платежным требованиям, инкассовым поручениям, документарными аккредитивами или расчетными чеками, банковскими электронными картами;
учетно-финансовые потоки при производстве товаров или оказании услуг в производственной деятельности коммерческих организаций на стадии увеличения авансированной стоимости.
Оплаченные услуги становятся основанием для организации процесса товародвижения и формирования материальных потоков, которые являются встречными по отношению к финансовым потокам. Процесс товародвижения (Рис. 3.2) начинается с получения сырья, которое должно быть доставлено до мест его переработки и получения промежуточного или конечного продукта, готовая продукция по прямому или косвенному каналу распределения доставляется до потребителей, в том числе до организаций-потребителей или индивидуальных потребителей.
Таким образом формируется сквозной материальный поток в виде логистической цепи: снабжение - производство - сбыт готовой продукции. Каждое звено логистической цепи обладает своими особенностями структуры, содержания процессов и организации товародвижения.
Организация материально-технического снабжения | Получение готового продукта на производстве | Доставка готовой продукции до потребителей |
Рис. 3.2. Процесс товародвижения
В частности получение сырья представляет собой добычу и доставку полезных ископаемых (руда, уголь, нефть, газ, строительные материалы и другие виды сырья), заготовку материальных ресурсов и их подготовку к использованию (древесина, продукты моря и леса, песок, камень, гравий, щебень, известняк), сбор урожая или получение сельскохозяйственной продукции (зерно, плодоовощные культуры, мясо, яйца и другая продукция).
Для получения сырья как первичного продукта, предназначенного для последующей переработки, требуются оборудование, инструменты, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, которыми добывающие и перерабатывающие отрасли обеспечиваются промышленными предприятиями.
Центральным звеном логистической цепи является производство, которое может быть сосредоточено на одном предприятии или же функционирует рассредоточено на многих предприятиях различных отраслей экономики, в том числе в зарубежных странах.
Производство в большинстве стран предполагает специализацию и интеграцию (41, с. 298-303), в том числе товарную специализацию предприятий в рамках отрасли, функционально-технологическую специализацию структурных подразделений предприятия, поучастковую специализацию подразделений, технологическую специализацию рабочих мест на отдельных участках.
Каждое предприятие в условиях рынка самостоятельно определяет свой профиль деятельности и степень внутренней технологической специализации, которые обусловливают интеграционные процессы, объем и сложность логистических связей как внутри предприятия, так и с внешними производственными партнерами.
В частности, подразделения предприятия обычно подразделяются на две группы: основное производство и производственную инфраструктуру с функциями обслуживания структурных составляющих основного производства. Обычно к производственной инфраструктуре относят инструментальное производство, ремонтно-механические и ремонтно-строительные цехи и участки, транспортные, энергетические, санитарно-технические, снабженческие, складские, тарно-упаковочные, сбытовые и другие подразделения. Инфраструктурные подразделения формируют внешние хозяйственные связи и осуществляют внутреннее взаимодействие своих структурных подразделений предприятия.
Применение концепции логистики при сохранении той или иной функционально-технологической специализации производства способствует интеграции подразделений основного и инфраструктурного комплексов, так как каждая часть из них не может функционировать самостоятельно.
Сбыт готовой продукции предполагает прямые связи производителя с потребителями или же использование посреднических коммерческих структур, оказывающих сервисные услуги. Таким образом формируются каналы товародвижения в виде двух частично замкнутых (51, с. 22-24) материальных потоков:
получение и доставка сырья - получение готового продукта - получение сырья производственного назначения и его доставка для производства товаров потребительского назначения;
получение и доставка сырья - получение готового продукта в виде товаров потребительского назначения - доставка и реализация товаров индивидуальным потребителям.
Материальные потоки сопровождаются рядом технологических процессов, таких как транспортирование, складирование и хранением запасов ресурсов, реализацией промежуточной и конечной готовой продукции.
Весь комплекс этих технологических процессов должен управляться в соответствии с требованиями производственной и другой деятельности субъектов хозяйствования, участвующих в товародвижении.
Следовательно, объектами управления в логистике являются технологические процессы в материальном потоке при перемещении продукции между субъектами производственно-хозяйственной деятельности.
Логистика как система управление потоковыми процессами не может существовать без транспорта, осуществляющего движение материального потока, без запасов ресурсов, включая сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие и готовые изделия, без складов для хранения необходимых запасов продукции.
Система управления процессом товародвижения многогранна и функционирует:
в материальном производстве, следовательно, связана с планированием и организацией производственного процесса;
в торговле, следовательно, связана с торговыми структурами;
в услугах различного рода, следовательно, связана со структурами и функциями сервисного обслуживания.
Материальный поток имеет (51, с 22) ряд основополагающих признаков:
по определению любой поток должен предусматривать движение в определенном интервале времени от места его зарождения до пункта поглощения;
материальный поток должен предусматривать предмет движения, то есть определенные ресурсы, которые могут оказывать существенное влияние на всю технологию товародвижения или на отдельные логистические операции;
как правило каждый ресурс как предмет товародвижения обладает отраслевой спецификой, которая может нивелироваться при пакетировании и контейнеризации, то есть любые ресурсы превращаются в универсальное грузовое место.
Наряду с основным материальным потоком различают (16, с. 133-134) обратный поток к предприятию-изготовителю продукции по рекламациям торговой сети для выполнения функций возврата и замены товара, не соответствующего требованиям государственного стандарта или техническим условиям изготовителя.
В отдельных случаях обратный поток направляется не к предприятию-изготовителю, а к центрам обслуживания или ремонта для устранения незначительных отклонений в качестве функций проданного товара в период гарантийного срока. Такие сервисные центры могут принадлежать производителям и оказывать бесплатное гарантийное обслуживание или быть независимыми, то есть оказывать платные сервисные услуги.
В последние годы в российской практике все шире применяется обратный поток для вторичной переработки изношенной или вышедшей из строя продукции. Такие потоки могут быть направлены к производителю продукции в целях вторичного использования продукции в тех же целях после восстановления работоспособности.
Обратный поток также может направляться к источникам соответствующих ресурсов, в частности сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий или упаковки. Одним из оправдавших себя примеров обратного потока следует привести программу возврата старых легковых автомобилей отечественной сборки, что позволило очистить улицы городов от металлического хлама.
Перспективными направлениями расширения масштабов обратных потоков считаются утилизация отходов и применение рециклинга как комплекса работ по регенерации материалов (например смазочных масел) с последующим их использованием по прямому назначению, повторное использование восстановленных изделий, сбор бумажной макулатуры для изготовления технического картона.
Несколько противоречивым является понятие сервисного потока, поскольку сервис является услугой (16, с. 76- 80), которая как и любая другая услуга характеризуется пятью качествами:
неосязаемостью, то есть услуга не может быть воспринята и объективно оценена покупателем до момента ее оказания;
неотделимостью от процесса ее оказания по времени;
непостоянством качества в виду ее связи с ощущениями людей;
недолговечностью так как ее нельзя хранить и накапливать;
отсутствие владения и поэтому услуга может быть скопирована конкурентами.
Все работы по сервисному обслуживанию товародвижения можно разделить на три группы по времени осуществления продаж: предпродажные, в процессе продажи, послепродажные. Наиболее распространенными работами по сервисному обслуживанию являются:
обеспечение наличия запасов товаров на складе;
предоставление скидок и отсрочек платежей при продаже;
подбор ассортимента товаров при исполнении заказов, упаковка и формирование грузовых единиц;
предоставление информации о наличии и нахождении товаров на складе и в пути следования.
Перечисленные сервисные услуги в процессе товародвижения могут включать и более широкий перечень дополнительных работ с лучшим качеством по сравнению с конкурентами, что создает чувство удовлетворенности как потребителям, так и исполнителям логистических операций, а также способствует конкурентоспособности субъектов рынка. Но идентифицировать их как сервисный поток трудно, поэтому употребление термина сервисная логистика следует считать недостаточно обоснованным.
Информационные, финансовые и материальные потоки, а также сервисные услуги циркулируют в логистической сети, предназначенной для удовлетворения потребителей в продукции и услугах.