Проверка остойчивости судна

Расчет объемного водоизмещения и координат центра величины

Осадка : Тн = м. , Тк = м. L = м. ΔL=

Объемное водоизмещение судна плавающего с дифферентом, вычисляется по формуле :

V = ΔL Σисп ωι, где

L - расчетная длина судна, м.

ΔL – L /10 – теоретическая шпация , м..

ωι- погруженная часть ι шпангоута, м².

ι – номер шпангоута

V = м³.

Абсцисса центра величины судна, плавающего с дифферентом, рассчитываются в табличной форме, по выражению : Х с = ΔLΣисп ι(ωι – ι’)

Σисп ωι

Х с = м.

Номер шпангоутов,ι Площади шпангоутов, м². Разность (ωι – ω’ι) произведение ι(ωι – ω’ι)
Нос ω’ι   Корма ωι  
     
       
       
       
       
       
Сумма   ---------------------  
Поправка   ---------------------  
Исправленная сумма   ---------------------  
V = ΔL Σисп ωι м³    
Х с = ΔLΣисп ι(ωι – ι’) Σисп ωι м    

Расчет посадки судна при погрузке

Дано : УПО(μ) = м³/т

Средний уровень загрузки трюма от настила двойного дна:

Тр № = м, Тр № = м,

По чертежу размещения грузов на судне (Прил. 1)

Определяем центры объемов, объемы и абсциссы центров масс, принятых на судно грузов.

Для полной загрузки : тр № f = м³ , с = м., х = м.

Тр № f = м³, с = м., х = м.

Ргр в тр № = f /μ = / = т.

Ргр в тр № = f/μ = / = т.

Статьи нагрузки Масса составляющих нагрузки, Рι т. Отстояние от миделя, хι м. Момент, Мхι, тм. Возвышение над ОП., zι, м. Момент, Мzι, тм
1 Судно порожнем          
Груз в тр №1          
Груз в тр №2          
Груз в тр №3          
Груз в тр №4          
Водоизмещение в грузу          

По диаграмме осадок определяем Тн и Тк

  Носом м. Кормой м.
осадка    
  Минимальная глубина        
С учетом безопасного запаса к осадке для песчаного грунта ( + 0,2 м)      
С учетом безопасного запаса к осадке для каменистого грунта ( + 0,25 м)    

Для загрузки 50% : тр № f = м³ , с = м., х = м.

Тр № f = м³, с = м., х = м.

Ргр в тр № = f /μ = / = т.

Ргр в тр № = f/μ = / = т.

Статьи нагрузки Масса составляющих нагрузки, Рι т. Отстояние от миделя, хι м. Момент, Мхι, тм. Возвышение над ОП., zι, м. Момент, Мzι, тм
1 Судно порожнем          
Груз в тр №1          
Груз в тр №2          
Груз в тр №3          
Груз в тр №4          
Водоизмещение в грузу          

По диаграмме осадок определяем Тн и Тк

  Носом м. Кормой м.
осадка    
  Минимальная глубина        
С учетом безопасного запаса к осадке для песчаного грунта ( + 0,2 м)      
С учетом безопасного запаса к осадке для каменистого грунта ( + 0,25 м)    

Расчет посадки после перемещения груза

Определяем возвышения ЦТ переносимого груза до (Zo) и после (Z1) переноса груза

Zo = м. , Z1 = м. Рг = т.

Определяем коэффициент продольной остойчивости Кψ

Кψ = D * Нm,

Где D – водоизмещение в грузу, т.

Нm = R+Zc – Zg

Значения R и Zc находим по кривым плавучести и начальной остойчивости, Zg находим по расчетам из предыдущего раздела.

R= м.

Zc= м.

Hm =

Кψ =

Определяем коэффициент продольной остойчивости после перемещения груза

К’ψ = Kψ – Pг(Z1-Zo) =

Определяем угол дифферента

tgψ = Pг(Х1 – Хо) =

К’ψ

Хо и Х1 – абсциссы центра масс груза Рг до и после переноса.

Определяем осадки носом и кормой

Тн’ = Тн +(L/2 – Xf ) tgψ = м.

Тк’ = Тк - (L/2 + Xf ) tgψ = м.

Xf = центр тяжести площадей действующей ватерлинии, м.

Проверка остойчивости судна

Определяем водоизмещение судна в грузу:

Dг = D + n конт Р конт = т. , где

D- водоизмещение судна без контейнеров т.

n конт – число контейнеров

Рконт – масса одного контейнера

По водоизмещению из таблицы кривых плавучести выбираем Тср.

Тср = Тн =Тк = 1,4 м.

Мz = D Zg + n конт Р конт Zg конт = тм.

Где zg – возвышение центра массы судна над основной плоскостью.

Zg конт – возвышение цт контейнера над ОП

Zg конт = Н +h лз + hконт/2 = м.

Определяем возвышение центра массы судна с контейнерами над основной плоскостьюZg

Zg = Mz = м.

Определяем площадь парусности S

S = Sнпк + 1,05 L Нi +n’конт lконт hконт , где

Sнпк – площадь парусности надпалубных конструкций, м/кв

Hi – высота надводного борта, м.

lконт, hконт – длина и высота контейнеров , м.

S = м²

Определяем возвышение центра парусности над основной плоскостью, м

Zп = Sнпк Zнпк + 1,05 L Hi(Тср + Нi/2) + n’конт l конт hконт Zgконт

S

Zп = м.

Определим приведенное плечо кренящей пары , м. при динамическом действии ветра на судно

Z = ZТ + a1a2T

Где ZТ – возвышение центра парусности над плоскостью действующей ватерлинии, м.

a1 и a2 – поправочные коэффициенты выбираем из табл Речного Регистра.

Т – средняя осадка

Возвышение центра парусности zт, м, над плоскостью действующей ватерлинии (при средней осадке Т):

ZТ = Zп – Т = ,

B/T a1
£ 2‚5 3‚0 4‚0 5‚0 6‚0 7‚0 8‚0 9‚0 ³ 10 0‚40 0‚41 0‚46 0‚60 0‚81 1‚00 1‚20 1‚28 1‚30
zg/B a2
0‚15 0‚20 0‚25 0‚30 0‚35 0‚40 > 0,45 0‚66 0,58 0‚46 0‚34 0‚22 0‚10

Z = м.

Определяем метацентрическую высоту

r = м

Zc = м.

hm = Zc +r – Zg = м.

Расчет динамически приложенного кренящего момента от давления ветра:

Мкр = 0,001 Р Z S (кНм)

Где: P давление ветра (Па) выбираем из табл. Речного Регистра

S - площадь парусности судна (м/кв)

Возвышение центра парусности ZТ ‚ м Условное расчетное динамическое давление ветра р‚ Па
«М» «О» «Р» и «Л»
не более 0‚5 1‚0 1‚5 2‚0 2‚5 3‚0 4‚0 5‚0 не менее 6‚0

Mкр = кН м

Расчет амплитуды качки θm (град)

Определим частоту качки по формуле

m = m1 m2 m3

где

m1 = mo/√ho – характеризует частоту собственных колебаний судна (на тихой воде)

m0 = f (n1) , где n1 = (h0 /³√D) /(Zg/B) =

h0 – метацентрическая высота без учета поправки на свободные поверхности жидкости

из табл. Речного Регистра по n1 находим mo =

n1 m0
< 0,10 0,15 0,25 0,50 0,75 1,00 1,50 2,00 2,50 >3,00 0‚42 0‚52 0‚78 1‚38 1,94 2,40 3,00 3,30 3,50 3,60

m1 = /√ =

Множитель m2 = f(В/Т) , В/Т =

По табл. Речного Регистра находим m2

B/T m2
< 2,50 3,00 3,50 4,00 5,00 6,00 7,00 8,00 9,00 >10,00 1‚00 0,90 0,81 0,78 0,81 0,87 0,92 0,96 0,99 1,00

m2 =

Множитель m3 = f(d) , где d – коэфф. полноты водоизмещения

табл. Речного Регистра находим m3

d m3 d m3
< 0‚45 0,50 0,55 0,60 1‚00 0,95 0,86 0,77 0‚65 0,70 0,75 > 0‚80 0‚72 0,69 0,67 0,66

m3 =

m =

из табл. Речного Регистра находим θm = f(m)

m, Амплитуда бортовой качки‚ qm, град
Класс судна
«М» «О» «Р»*
0‚40 0‚60 0‚80 1‚00 1‚20 1‚40 1‚60 1‚80

θm = град

По плану мидель- шпангоута определяем угол заливания = град. Для расчетов принимаем зачение 0,8 от этого угла θзал = грд.

|

|

|

|

|

|

|

|

|

ДП

План мидель-шпангоута М1:100

Определение опрокидывающего момента по диаграмме статической остойчивости

По hm и Dг входим в универсальную диаграмму остойчивости, находим плечи статической остойчивости, строим диаграмму статической остойчивости и находим l доп.

Угол крена грд.
l ст. м.                

По плечам статической остойчивости рассчитываем таблицу плеч динамической остойчивости

угол l ст, м. Сумма II попарно СуммаIII сверху ld = IV *0,0872
I II III IV V
       
       
       
       
       
       
       

По диаграммам статической и динамической остойчивости определяем

lдоп 1 и lдоп 2

lдоп 1 = м

lдоп 2 = м

определяем предельно допустимый момент по опрокидыванию.

Мдоп 1 = gDг l доп , где

g =9,81 ускорение силы тяжести

Мдоп1 = (кН м)

определяем предельно допустимый момент по заливанию

Мдоп = gDг l доп2

Мдоп2 = (кН м)

Проверяем основной критерий (критерий погоды )

Мкр < или = М доп1

Мкр < или = М доп2

Наши рекомендации