Выбор посадки с зазором по заданному эксцентриситету
Посадки с зазором предназначены для подвижных и неподвижных соединений деталей. В подвижных соединениях зазор служит для обеспечения свободы перемещения, размещения слоя смазки, компенсации температурных деформаций, а также компенсации отклонений формы и расположения поверхностей, погрешности сборки и др. Для наиболее ответственных соединений, которые должны работать в условиях жидкостного трения, зазоры подсчитываются на основе гидродинамической теории трения.
Выбор посадки для неподвижного соединения производится таким образом, чтобы наименьший зазор обеспечивал компенсацию отклонений формы и расположения сопрягаемых поверхностей, если они не ограничиваются полями допусков этих поверхностей. Кроме того, наименьший зазор должен включать, если это необходимо, запас на регулирование взаимного расположения деталей в сборе, их центрирование и т.п., а также запас на свободное вхождение одной детали в другую, что особенно важно в условиях автоматизированной сборки.
Наибольший зазор в посадках неподвижных соединений определяется из допустимого эксцентриситета или смещения осей сопрягаемых деталей, который может быть ограничен либо требованиями к точности механизма, либо для уменьшения динамических воздействий. При этом должно соблюдаться условие:
;
;
где – параметры шероховатости поверхности отверстия и вала соответственно, которые выбираются из таблицы 1.
Для образования посадки с зазором в системе отверстия используют поля допусков отверстий, образованных на основном отклонении (основное отверстие) в сочетании с различными валами, поля допусков которых образованы на основных отклонениях валов от до .
Для образования посадок с зазором в системе вала используют поля допусков валов, образованных на основном отклонении (основной вал) в сочетании с различными отверстиями, поля допусков которых образованы на основных отклонениях отверстий от до .
Посадка подбирается в системе отверстия, как наиболее предпочтительная, но может подбираться и в системе вала, когда сопряжение образуется стандартной (покупной) деталью типа вала, например, уплотнительные кольца, подшипниковые крышки в готовые отверстия корпуса под подшипники качения, полумуфты на валы и т.п.
Таблица 1
Минимальные требования к шероховатости поверхности в зависимости от допуска размера и формы
ITП | ТФ, % от Т | Номинальные размеры, мм | ITП | ТФ, % от Т | Номинальные размеры, мм |
до 18; 18 50; 50 120; 120 500 | до 18; 18 50; 50 120;120 500 | ||||
Значения Ra, мкм, не более | Значения Ra, мкм, не более | ||||
IT5 | 0,4 0,8 1,6 1,6 0,2 0,4 0,8 0,8 0,1 0,2 0,4 0,4 | IT9 | 100, 60 | 3,2 3,2 6,3 6,3 1,6 3,2 3,2 6,3 0,8 1,6 1,6 3 | |
IT6 | 0,8 1,6 1,6 3,2 0,4 0,8 0,8 1,6 0,2 0,4 0,4 0,8 | IT10 | 100, 60 | 3,2 6,3 6,3 6,3 1,6 3,2 3,2 6,3 0,8 1,6 1,6 3,2 | |
IT7 | 1,6 3,2 3,2 3,2 0,8 1,6 1,6 3,2 0,4 0,8 0,8 1,6 | IT11 | 100, 60 | 6,3 6,3 12,5 12,5 3,2 3,2 6,3 6,3 1,6 1,6 3,2 3,2 | |
IT8 | 1,6 3,2 3,2 3,2 0,8 1,6 3,2 3,2 0,4 0,8 1,6 1,6 |
Посадка подбирается в следующем порядке.
Пример.Для соединения с номинальным диаметром подобрать посадку с зазором, если .
1. Выбираем систему посадок: из принципа предпочтительности посадку будем подбирать в системе отверстия.
2. Ориентировочно задаёмся квалитетами точности отверстия: грубо
и . в посадке типа H/h.
3. Валы будем подбирать соответственно для двух вариантов в 6-м и
7-м квалитетах точности: , .
4. Вычисляем максимальный зазор:
;
;
Значения и взяты из таблицы 1 при принятом допуске формы .
5. Вычисляем нижние отклонения полей допусков валов:
;
6. Вычисляем верхние отклонения валов:
мкм
мкм
7. По стандарту ГОСТ 25347-89 или находим
ближайшие поля допусков валов:
и
Соответствующие посадки:
и
8. Строим схемы расположения полей допусков выбранных посадок:
Вывод:Заданному условию удовлетворяют обе посадки. Однако из приведённых выше соображений останавливаемся на посадке с гарантированным минимальным зазором: , так как он создаёт запас на свободное вхождение детали в другую при сборке.
Выбранная посадка должна удовлетворять условию:
Варианты заданий приведены в таблице 2
Таблица 2
Варианты | ||||||||||
2е, мкм | ||||||||||
, мм | ||||||||||
Система посадок | СО | СВ | СВ | СО | СО | СВ | СВ | СО | СО | СВ |
Продолжение | ||||||||||
Варианты | ||||||||||
2е, мкм | ||||||||||
, мм | ||||||||||
Система посадок | СВ | СО | СО | СВ | СВ | СО | СО | СВ | СВ | СО |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5