Особенности монтажа кондиционеров, работающих на hcf хладагентах
Как отмечалось ранее, новые HCF хладагенты, в отличие от традиционных, являются смесями. Например, в состав R-407C входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134a (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый способствует увеличению производительности, второй исключает возгорание смеси, третий определяет рабочее давление в контуре хладагента.
Эта смесь не является изотропной, а потому при любых утечках хладагента различные фракции улетучиваются неравномерно, и оптимальный состав меняется. Если при утечке изотропного хладагента кондиционер можно было просто дозаправить, то теперь необходимо полностью менять хладагент. На практике это приведет к необходимости утилизировать сливаемую из кондиционеров смесь.
Хладагент R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%), является условно изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и он не лишен недостатков. Сравним существующие хладагенты по нескольким принципиальным позициям.
В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты менее растворимы и предполагают использование синтетического полиэфирного масла. Что это означает на практике?
Полиэфирное масло обладает одним очень существенным недостатком - оно быстро поглощает влагу, теряя при этом свои свойства. Причем при хранении, транспортировке и заправке необходимо исключить не только попадание капельной влаги, но и длительный контакт с влажным воздухом, из которого масло активно впитывает воду. К тому же оно не растворяет любые нефтепродукты и органические соединения, которые становятся потенциальными загрязняющими веществами. Они забивают капилляры и снижают производительность кондиционера. Все это существенно усложняет монтаж.
Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- не допускать попадания влаги и загрязнений в холодильный контур.
- при пайке трубопроводов они должны быть заполнены инертным или химически неактивным газом с низким содержанием влаги, например, азотом.
- вакуумирование необходимо проводить особенно тщательно.
- дозаправка хладагента может производиться исключительно в жидкой фазе.
Все это накладывает определенные особенности на процесс монтажа кондиционера.
Во-первых, следует уделить особое внимание вакуумированию системы. В случае с HCF хладагентами эту операцию следует проводить с максимальной тщательностью. Причина - в способности полиэфирного масла впитывать в себя воду, теряя при этом свои рабочие качества. "Смертельная доза" посторонних примесей для кондиционера, заправленного HCF хладагентами, на порядок ниже, чем для его собрата, работающего на R-22.
Для того, чтобы удалить воду из системы, ее необходимо перевести в газообразное состояние.
Теоретически это можно сделать двумя способами: нагреть систему до температуры кипения (что в принципе не приемлемо) или заставить кипеть воду при относительно небольшой температуре, снизив давление в контуре.
Причем в зависимости от температуры наружного воздуха, давление, при котором жидкость закипит, будет разным. Следует учитывать что, чем холоднее на улице, тем более глубокий вакуум необходимо обеспечить (таблица 1).
ТАБЛИЦА 1
Температура наружного воздуха °С | Давление кипения, мбар. |
Правило звучит так: при вакуумировании системы необходимо обеспечить такое остаточное давление, чтобы температура кипения воды (при этом давлении) была ниже, чем температура на улице. Например, за окном +13°С, следовательно при вакуумировании необходимо обеспечить остаточное давление не выше 12 мбар.
Как этого добиться? Прежде всего, необходим высокопроизводительный двухступенчатый вакуумный насос (при низких температурах окружающего воздуха одноступенчатый не обеспечит необходимую степень разряжения). По поводу производительности насоса следует ориентироваться на следующую рекомендацию: для кондиционеров мощностью до 11 кВт необходим аппарат производительностью 30-100 л/мин., а для более мощных - 100-250 л/мин.
Для измерения глубины вакуума и наблюдения за процессом вакуумирования необходим специальный манометр - мановакуумметр. Сделать это при помощи манометра низкого давления на манометрическом коллекторе не получится из-за большой цены деления!!! Он не обеспечит должной точности измерения. В результате вода может остаться в контуре.
При работе с R-410A, в отличие от R-407C, нельзя воспользоваться манометрическим коллектором, рассчитанным на R-22. Впрочем, это не получится чисто физически. У кондиционеров, работающих на R-410A, диаметры труб (в силу более высокого давления) больше, а порты манометрического коллектора должны им соответствовать. К тому же термодинамические характеристики этих хладагентов кардинально отличаются друг от друга, а потому шкала на манометре должна соответствовать характеристикам R-410A.
Более высокое рабочее давление R-410A (26 атм. против 16 атм. у R-22) создает еще одну проблему - существенно повышается вероятность утечек хладагента. Ведь технология пайки и вальцовки труб осталась прежней, а прочность соединений теперь должна быть существенно выше. По этой причине при работе с R-410A очень рекомендуется проверку герметичности проводить опрессовкой системы, которая проводится с помощью азота под давлением 42 атм. Иначе объем ремонтных работ может оказаться на порядок выше, чем при работе с техникой на R-22.
Не стоит забывать и еще один момент. Стоимость HCF хладагентов в 6-7 раз выше, чем у R-22, поэтому дешевле тщательно опрессовать систему при монтаже, чем заниматься периодическими до- заправками кондиционеров.