Даешь бу-бу!
Остановиться здесь — значило бы дать неверную картину. Безусловно, биоцентристские и эволюционные взгляды, первобытная духовность, восточные религии и целый паноптикум различных духовных течений внесли свою лепту в формирование мировоззрения EF!. Конечно, многие EF!-овцы не доверяют разуму, беря свои фундаментальные предпосылки их интуиции и ощущений: любовь к диким, священным для них местам и проистекающего из нее гнева при виде разрушений этих мест. Разумеется, традиция развивалась, впитывая и вырабатывая великое множество мифов, символов и ритуалов. Но и доводы разума не забыты: экология как наука и политический анализ свойственны работе EF!. Многие в движении озабочены излишним вниманием к духовной стороне дела, которую они называют «бу-бу». Джон Дэйвис, который сам несет ответственность за множество дискуссий о духовности и ритуалах предостерегает: «Кажется, духовный подход к планете и ее проблемам растет... В последнем выпуске нашей газеты эта тенденция заметна. Там было много статей о священных местах, ритуалах и прочем, но очень мало статей, имеющих отношение к природе. (Мы почти сменили наш лозунг «Никаких компромиссов в защите Матери-Земли» на «Даешь бу-бу»...) Священные места, ритуалы и вопросы личного развития важны... Но EF! может потерять эффективность, если будет заниматься этим в ущерб испытанной временем практике экологических разработок... и другой логической деятельности».
Экологическая наука дала толчок первой волне логической деятельности EF!. «Мы находимся в состоянии войны, — прямо говорит Формэн, — войны индустриального общества против мира природы. Если вы посмотрите на то, что пишут ведущие ученые, вы узнаете, что мы можем потерять треть всех биологических видов в ближайшие 40 лет... Мы живем в один из крупнейших эпизодов вымирания живых существ за три с половиной миллиарда лет эволюции». Подобный анализ вместе с духовным ощущением ценности нетронутых экосистем приводит к радикальной критике как индустриального общества, так и человеческого размножения.
Нам нужен не только биорегиональный трайбализм как новый принцип организации общества, но и отсутствие вклада в прирост населения как тест для включения в племя. Газета EF! полна призывов размножаться меньше и даже иногда печатает статьи, защищающие геноцид в качестве средства против перенаселения. (На одном из собраний какая-то женщина спросила меня: «Как можно оправдать семью, имеющую двоих детей?». Беседы — это мощное средство распространения прокреативной ортодоксальности в движении). Основу прокреативной этики хорошо сформулировал Чим Бли: «Затраты на ребенка, родившегося в семье из нашего среднего класса, эквивалентны затратам на 40 детей в третьем мире — включая вырубку старых деревьев, усиление нагрузки на удаленные пастбища, ирригационные проекты по обводнению пустынь... Подумайте, прежде чем обзаводиться ребенком. Еще один вызывающий страдания. Еще один страдающий. Стерилизуйтесь сейчас». Некоторые юмористы даже предложили использовать презервативы в качестве пропуска на встречи EF!.
Политический анализ породил вторую волну логической деятельности EF!. Основатели EF! были обозленные консерваторы, зализывающие свои раны после проигранной битвы против акта федерального правительства о пересмотре и переоценке диких местностей 1980 года. Лоббисты пришли к выводу, что правительство охраняет только «скалы и лед», а не районы, наиболее важные для сохранения биологического многообразия. Больше всего они были удивлены тем, что в то время, как они обращались к здравому смыслу, обосновывая свои предложения доводами экологической науки, их оппоненты действовали как сумасшедшие, переводя дебаты в плоскость таких «святых» понятий, как частная собственность и «американский образ жизни». Больше того, несмотря на их умеренность, их окрестили «экологическими экстремистами». Итак, решили они, раз доводы разума часто отвергаются, то, возможно, нужна группа диких безрассудных фанатиков. Общей стратегией было создать группу настоящих экстремистов и тем самым усилить фланг обычных зеленых организаций, которые выглядели бы более умеренными. В дальнейшем они захотели проводить линию «глубинной экологии», которая отнюдь не вдохновляла обычных экологов, и поднять уровень дебатов от охраны зрелищных мест до сохранения биологического многообразия. По их мнению это требует защиты и приведение обширных территорий в их природное состояние. Группы основного направления вообще редко предлагали восстановление, и уж никогда — в крупных масштабах.
Кроме попыток предоставить самим своим присутствием козырную карту обычным экологам, EF! начала экспериментировать с гражданским неповиновением и «разборками» в качестве согласованной стратегии с целью защитить биологическое многообразие и увеличить уровень экологической озабоченности.
Гражданское неповиновение и особенно уничтожение оборудования, используемого для разрушения природы, драматическим образом продемонстрировали моральные принципы движения: биологическое многообразие важнее чрезмерных желаний и собственности жадных людей.