Извинительная записка кандидата
( Выборы в Московскую городскую Думу, 1997)
Образец
Уважаемые друзья!
Сегодня мы с моими доверенными лицами хотели познакомить Вас с моей программой, выслушать Ваши замечания и предложения.
К сожалению, не удалось застать Вас дома.
Но Вы можете направить мне Ваши предложения по почте:
119620, г. Москва, ул. Богданова, д. 50, ком. 108,
или позвонить по телефону 732-6258
С уважением,В. Симонов,кандидат в депутаты
Московской городской Думы
КАРТА ОБХОДА АГИТАТОРОМ ЖИЛОГО ГОССЕКТОРА
(Выборы в Верховный Совет Хакассии, 2000)
Сюда табл. № 16
КАРТА ОБХОДА ЖИЛОГО ЧАСТНОГО СЕКТОРА
(Выборы в Верховный Совет Хакассии, 2000)
Сюда табл. № 17
РЕЕСТРОВЫЙ КОД АГИТАТОРА
(Довыборы в Государственную Думу РФ, 2000, Московская область)
С целью контроля за качеством отработки жилых массивов и архивации агитационных материалов каждому агитатору присваивается реестровый КОД, состоящий из заглавной буквы и трехзначной цифры. Заглавная буква - это инициал районного (территориального) штаба, а цифры – личный номер агитатора.
КОД заносится в реестр агитаторов и анкету агитатора (участника ИК) начальником районного штаба. Копии реестров представляются в Центральный штаб к началу кампании «От двери к двери».
При сборе наказов по программе «От двери к двери» агитатор собственноручно указывает свой реестровый КОД на обратной стороне отрывных талонов с наказами.
На все время кампании за штабами закрепляются определенные кодовые инициалы. Например:
Д – Долгопрудненский штаб
К – Королёвский штаб
Л - Лобненский штаб
М - Мытищинский штаб
С - Солнечногорский штаб
Личный номер агитатора (от 001 и далее по порядку) присваивается агитатору начальником районного избирательного штаба. Если агитатор по каким-либо причинам выбыл из кампании, заменившему его человеку дается другой личный номер.
Таким образом, реестровый КОД агитатора, зарегистрированного Солнечногорским районным штабом под личным номером 21, выглядит так: С-021.
Глава 7.
ТЕЛЕФОН КАК СРЕДСТВО АГИТАЦИИ. «ТЕЛЕФОННОЕ ВНЕДРЕНИЕ».
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Среди специалистов укоренилось мнение, что агитация по телефону, получившая столь широкое распространение на Западе, в России не пошла.
Видимо, для такого утверждения есть основания. Ментальность у нас особая. Не любим мы, когда абсолютно незнакомые люди пытаются вдруг добиться нашего расположения, пытаются уговорить нас что-то для них сделать, оказать им бескорыстную, ничего не стоящую для нас, услугу. Почему-то мы воспринимаем такие попытки так, будто нас обирают, будто за наш счет пытаются обогатиться.
Прямая телефонная агитация именно так и воспринимается российским избирателем. Но что характерно: негативная реакция на телефон наблюдается преимущественно тогда, когда ведется прямая агитация в пользу незнакомого человека. Если кандидат не нулевой, если его имя на слуху, массового отторжения скорее всего не будет. Даже наоборот. Послушать и поговорить (читай: посплетничать) по телефону об общем знакомом – на это мы, пожалуйста, - всегда готовы! Но опять-таки надо действовать не в лоб, не сразу, надо сначала «зацепить» собеседника, а затем уже раскручивать. Это золотое правило жанра касается всех без исключения агитационных методик.
А кроме того, не надо забывать, что помимо прямой агитации существует агитация косвенная. И её телефонные формы вполне работают. Я имею в виду прежде всего такие агитационные программы как «Горячая линия» и «Телефонное внедрение».
Одним словом, грешно не использовать в агитационных целях столь прекрасное коммуникативное средство, как телефонная связь.
При грамотной постановке дела телефонная агитация является действенным методом непосредственного (контактного) воздействия на избирателя и обратной связи с ним. Фактически это - телефонный аналог распространенного у нас и на Западе метода ведения агитации, именуемого «От двери к двери». Только в отличие от последнего метод телефонной агитации – его вполне можно назвать «От уха к уху» - в условиях нынешнего массового психологического состояния российского избирателя (раздраженность и апофигизм) гораздо более перспективен.
Во-первых, телефонное вторжение агитатора гораздо легче переносится избирателем, чем вторжение прямое, ибо телефонный контакт для него - и комфортнее, и безопаснее.
Во-вторых, этот метод практически исключает нежелательные пропагандистские импровизации агитволонтеров, т.к. работа на прозвоне ведется, как правило, по текстовым шпаргалкам.
Если у организаторов агитационных телефонных программ есть четкий механизм контроля за ходом и результативностью работы прозвонщиков – в их руках великолепное агитационное оружие.
Заострять внимание читателя на прямой телефонной агитации не стану, соответствующие технологии подробно описаны в переводных американских пособиях. У них это дело поставлено и расписано классно, лучше не напишешь.
Более подробно расскажу о косвенной агитации, и в частности о зомбирующей технологии «Телефонное внедрение», которую наша команда неплохо освоила. О ней вы пока нигде больше не прочитатете.
7.2. О «ПРОСТЫХ» ФОРМАХ ТЕЛЕФОННОЙ АГИТАЦИИ
7.2.1. «Горячая линия»
Но предварительно коротко остановлюсь на телефонной агитационной программе «Горячая линия».
Эта форма агитационного контакта с избирателями должна быть особенно эффективна в так называемой «кампании одной темы», когда кандидат эксплуатирует проблему, которая волнует всех избирателей округа. Например, строительство в округе экологически опасного объекта. Или грядущее изменение административно-территориального устройства региона. В силу специфики агитационной работы на «горячей линии» раскручивается не столько кандидат, сколько тема. Кандидат подается как средство решения проблемы по обозначенной теме. Поэтому, собственно, реклама и считается косвенной.
Первым нащупать и грамотно оседлать такую тему – значит сделать серьёзную заявку на лидерство в выборном состязании. А организация телефонной «горячей линии» может стать мощным фактором победы.
Я не рассказываю о «горячей линии» подробно только потому, что личного опыта её организации в чистом виде у меня пока не было. А то, что мне приходилось наблюдать со стороны, не совсем подходит для массового тиражирования.
Поэтому ограничусь пока тремя очевидными умозрительными заключениями.
1. Горячая линия может быть «входящей» и «исходящей». Входящая линия – это когда вам звонят в ответ на ваше призывное обращение через СМИ или листовки. Исходящая линия – это когда телефонные операторы штаба (прозвонщики) сами выходят на избирателя с опросом или чем-то вроде опроса.
2. Работать по исходящему варианту безусловно сложнее. Телефонные контакты по акции должны вестись с уже «разогретым» избирателем. То есть эксплуатацию темы нельзя начинать с телефонного звонка. До звонка необходимо хорошенько пошуметь в СМИ, предупредить избирателя о звонке «предваряющим» письмом и т.д.
Очень важна в акции грамотно разработанная контактная и фиксирующая документация (свежие телефонные базы и составленные на их основе телефонные карты, тексты опросников, кодировочные карты, справки о кандидате и предвыборной ситуации, анкеты, формализованные бланки и пр.).
3. Необходимо правильно наладить работу телефонных операторов.
Безусловно, более эффективной формой организации их работы является единый телефонный центр, когда прозвонщики работают в офисном помещении, под неусыпным оком руководителей программы. Об организации таких центров я прочитал недавно в монографии известного избирательного технолога и одного из ведущих российских теоретиков избирательного искусства доцента В.Н.Амелина. В его пособии все красиво написано. Только в нашей действительности я почему-то пока не встречал ничего подобного. Может, на Западе таких центров навалом. Там ведь проблем с телефонизацией не существует. Там технологии телефонной агитации ушли далеко вперед. Позавидуешь, ей-богу. А нам, уж простите, пока не до телефонных центров. У нас другой раз пять телефонных номеров в штабе для руководителей служб – проблема вселенского масштаба. А уж полсотни телефонов, или хотя бы двадцать, – это просто фантастика. Так что давайте ориентироваться пока на наш, во многом еще советский быт, на то, что прозвонщики будут работать с домашних телефонов.
В этих условиях главной проблемой становится действенный контроль за работой телефонистов-надомников. Именно из-за неверия в возможность его наладить многие проекты телефонной агитации отвергаются. А зря. Если постараться, можно придумать, как организовать контроль. Пример тому – программа «Телефонное внедрение» (см. ниже).
7.2.2. Кандидат – на проводе!
Несколько слов о двух других, более простых формах использования телефонной связи в агитационных целях, апробированных нашей командой. Об одной из них мельком упоминалось в главе об агитационной программе «От двери к двери».
Речь идет об удовлетворении заявок избирателей на персональные встречи с кандидатом (приглашение кандидата в гости). Агитаторы во время обхода квартир нацелены на сбор таких заявок. Сравнительно небольшая часть заявок выполняется буквально – кандидат расхаживает по гостям, гоняет чаи и пытается решить насущные проблемы своих избирателей. Однако по большинству заявок кандидат ограничивается телефонными звонками. Если в команде кандидата есть доверенные лица-«слоны», можно усадить за телефоны их, они способны порой провести телефонный диалог более квалифицированно.
Описанная форма контактов с избирателями - работающая, дает хороший прирост сторонников.
Вторая форма телефонных контактов близка по сути к первой. Она как бы сопровождает проведение более серьёзной программы телефонной агитации, например программы «Телефонное внедрение». В «предваряющем» программу письме или во время самого прозвона избирателям сообщается о том, что штаб организует прямую линию связи с кандидатом, указываются время работы линии и пару телефонов, по которым с ним можно связаться, задать любой вопрос, обсудить любую тему. Мол, не только мы вам звоним, но и вы нам можете позвонить. Иногда таких линий организуется несколько за кампанию. Во время сеанса связи кандидату помогают два сотрудника штаба. Пока кандидат разговаривает с одним избирателем, они предварительно выясняют и записывают анкетные данные другого, а во время разговора кандидата стенографируют беседу. По результатам каждой беседы принимается определенное решение, которое доводится до избирателя как «касание».
И еще одно замечание относительно воспринимаемости избирателями телефонной агитации.
Не пытайтесь автоматизировать этот процесс. Я говорю об использовании записанных на магнитную пленку обращений к избирателям. Вот чего наш человек абсолютно не переносит, так это когда вместо живой речи ему подсовывают пленку. Мне известно о двух попытках применения подобной технологии в агитационных целях в Москве. Обе с треском провалились.
7.3. ПРОГРАММА «ТЕЛЕФОННОЕ ВНЕДРЕНИЕ» - ПТВ
Цели и задачи программы
Программа «Телефонное внедрение» имеет цель психологического воздействия на избирателя в нужном направлении. Агитация ведется не напрямую, а косвенно, обычно под видом опроса социологического характера. Собственно, это даже не агитация в привычном смысле. Это – если хотите, зомбирование по телефону, это – вбивание в подкорку нужной информации. Программа особенно эффективна, когда требуется «засветить» нулевого кандидата, нулевой термин, нулевую идею, т.е. когда нужно, чтобы человек на другом конце провода запомнил то, что ему абсолютно не нужно. Но нужно Вам. В социологии подобный метод именуется формирующим (или индуцированным) опросом.
Идея и принципы реализации программы просты как три рубля. Ваш активист-прозвонщик проговаривает по телефону заранее подготовленный текст, в котором заданная фамилия, термин или кратко выраженная идея в виде слогана повторяется заданное число раз. Главное для прозвонщика не то,что он произносит, а то, как он это произносит. Он должен разговаривать по телефону так, чтобы после разговора с ним у собеседника внутренне вырвалось: «Какой приятный человек! Как с ним было приятно разговаривать!» Одним словом, надо очаровать собеседника, и тогда нужная информация застрянет у него в подсознании помимо его воли.
Итак, прозвонщику не надо никого призывать голосовать за кандидата. А между тем, в ходе этой беседы прозвонщик раз пятнадцать, да еще с придыханием, произносит фамилию кандидата. И она прочно застревает в подсознании собеседника.
Тут я немного утрирую, но зато суть сразу понятна. И видимо, понятно, что ПТВ – вещь, на самом деле, не такая уж сложная. И если есть желание и необходимые ресурсы - стоит попробовать. Может и получится. Дело за малым – кто составит зомбирующий опросник и где взять таких прозвонщиков, которые запросто очаровывают всех подряд?
В зависимости от конкретных целей применения ПТВ, задачи, ставящиеся перед прозвонщиком, могут быть усложнены. Например, когда целью использования программы является не просто засветка, но и раскрутка кандидата, опрос обычно нужен лишь как повод для установления контакта с избирателем. И затем, раскручивая собеседника на разговор, прозвонщик вбивает в подкорку собеседника позитивные ассоциации, связанные с кандидатом, получает важную информацию о том, как избиратель воспринимает навязываемый ему имидж кандидата.
Побочной целью работы по программе может быть получение необходимой информации социологического характера, позволяющей отслеживать динамику предвыборной борьбы, изменения рейтинга кандидатов. Можно также получать информацию, позволяющую оценивать результативность агитационных «касаний» своего и соперничающих избирательных штабов. Правда, надо учитывать, что для оценки результатов такой «социологии» нужны особые поправочные коэффициенты – существенные сдвиги в пользу своего кандидата у агитатора-социолога неизбежны. Но тенденции изменения предвыборной ситуации уловить можно.
Подготовка программы
Для осуществления программы ПТВ необходимо решить следующие вопросы: