Метод контрольных вопросов

Тема. Методы творческого и критического мышления в проектной технологии

Цель:ознакомить с содержанием и заданиями курса «Технологии» на учебный год, с методами критического мышления, областями их применения; научить использовать метод синектики для решения задач проекта, развивать творческие способности, умение работать в команде, прививать навыки культуры труда.

Ожидаемые результаты:учащиеся характеризуют технологии и методы творческой деятельности (метод мозговой атаки, синектика, метод фокальных объектов (МФО), метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод контрольных вопросов), формулируют решение проблемы с использованием основных аналогий синектики.

Основные понятия:методы творческой деятельности человека: метод мозговой атаки (мозгового штурма), синектика, виды аналогий, метод фокальных объектов (МФО), метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод контрольных вопросов.

Тип урока:комбинированный.

Структура урока

I. Организационный момент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 мин

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся . . . . . . . . . . . 5 мин

III. Изучение нового материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 мин

1. Метод мозговой атаки.

2. Метод синектики.

3. Метод контрольных вопросов.

4. Метод фокальных объектов (МФО), или метод случайностей.

5. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся . . . . . . . . . . . . . .5 мин

V. Итоги урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2 мин

VI. Домашнее задание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 мин

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Рассказ учителя

Учитель знакомит учащихся с задачами курса «Технологии» на учебный год:

•ознакомиться с методами творческого и критического мышления, научиться использовать метод синектики, метод морфологического анализа для решения задач проекта;

•использовать в проектной деятельности информационно-коммуникационные технологии для презентации темы или проблемы проекта;

•ознакомиться с историей становления эргономической науки, методами эргономических исследований;

•научиться проводить эргономический анализ изделий, разрабатывать проект несложного инструмента;

•систематизировать знания о глобальных проблемах человечества;

•ознакомиться с понятием экологического мониторинга для определения состояния окружающей среды, методами экомониторинга, современными технологиями переработки бытовых отходов;

•реализовать полученные знания на практике при разработке собственного проекта создания экологически устойчивой системы;

•ознакомиться с основными функциями профессиональной деятельности человека, сущностью процесса профессионального самоопределения и становления;

•ознакомиться с назначением, задачами и составными частями портфолио;

•научиться компоновать портфолио с учетом личных достижений и жизненных планов;

•ознакомиться с понятием профессиональной карьеры, факторами, влияющими на профессиональную карьеру;

•научиться составлять план действий относительно личной карьеры.

Беседа

— Какая из перечисленных проблем является для вас наиболее интересной (актуальной)?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя

Огромное количество периодически возникающих нестандартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов творческого мышления.

Учитель знакомит учащихся с некоторыми из этих методов.

Метод мозговой атаки

Мозговой штурм — групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Метод является практически универсальным, т. к. позволяет рассматривать почти любую проблему в сфере человеческой деятельности. Это могут быть задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, военных операций и т. д. Главное условие: задачи должны быть просто и ясно сформулированы.

Это интересно

Метод мозгового штурма (brainstorm) создал в 30-е гг. XX в. Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O. В настоящее время существует более 50 модификаций этого метода.

Для проведения мозговой атаки определяется ведущий мозгового штурма и создаются две группы:

•генераторы идей — участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

•критики-аналитики — члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

В эти группы следует отбирать людей, обладающих определенными качествами.

«Ажурная пилка»

Учитель организует изучение требований к личности участников мозгового штурма, используя интерактивную технологию «Ажурная пилка». Для этого подготавливаются карточки с соответствующей информацией.

Карточка 1. Ведущий: требования к участнику.

Задача ведущего: обеспечивать качество мозгового штурма, регулируя его ход.

Полномочия ведущего:

1. Отвечать за процедуру и регламент работы (соблюдение правил).

2. Прерывать неконструктивное поведение участников —«перетягивание каната», «павлиний хвост» и др.

3. Обеспечивать психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности (должен уметь мгновенно положительно оценить любую идею).

4. Управлять процессом поиска идей (необходимо постоянно уточнять формулировки задачи, расширять поле поиска, выделять новые направления и аспекты решений, задавать новые направления поиска решений для участников).

Слово учителя

Успех мозгового штурма зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Карточка 2. Генератор идей: требования к участнику.

Задача генератора идей: непрерывно выдвигать идеи по поставленной проблеме или задаче.

Требования к генераторам:

1. Выдвижение большого количества идей по широкому спектру тем, основанных на новых принципах, перенос идей из различных областей, использование ярких неожиданных аналогий.

2. Использование идей, выдвинутых ранее другим генератором.

3. Генератору идей должна быть присуща вера в то, что лучшие идеи еще впереди, оптимизм.

4. Недопустимо включать в группу генераторов прирожденных скептиков и критиканов.

5. Генераторы идей должны иметь широкий кругозор, обладать способностью отходить от навязчивых идей.

Слово учителя

Типичный генератор активно выдвигает идеи по любой предложенной теме, задаче, в присутствии третьих лиц и при наличии критики («фонтан идей»). Теневой генератор активно выдвигает идеи индивидуально. Инертный генератор имеет положительную установку на творчество, но у него нет опыта, низкий уровень притязаний. Желательно иметь в группе генераторов девушек и юношей.

Карточка 3. Аналитик: требования к участнику.

Задача критика-аналитика:выявление рационального зерна в каждой предложенной к анализу идее.

Требования к аналитику:

1. Понимание специфики проблемы (задачи).

2. Способность к обобщению.

3. Ему должны быть присущи оптимизм и вера в то, что лучшая идея — это та, которая анализируется в данный момент.

4. Хорошие аналитики могут выявить новые принципы решения задачи после классификации принципов, выдвинутых генераторами. Очень часто самое ценное в мозговом штурме — новое направление поиска, а не конкретное решение.

После обмена информацией учитель знакомит учащихся с рекомендациями по проведению мозгового штурма.

Как организовать мозговой штурм? Этапы и правила мозгового штурма

Рассказ учителя

Правильно организованный мозговой штурм включает в себя три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения.

1. Предварительный этап — постановка проблемы. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Участникам рассказывается о задачах генераторов идей и аналитиков.

Затем каждый пишет, в какой группе он хотел бы участвовать со своими товарищами. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего.

2. Основной этап — генерация идей. Очень важно соблюдать правила этого этапа:

•Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений, приветствуются как логичные, так и абсурдные идеи.

•Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

•Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

•Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

•Все идеи фиксируются (записываются на доске, на диктофон, магнитофон).

3. Заключительный этап — группировка, отбор и оценка идей. Выделяются наиболее ценные идеи, и дается окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Беседа

— Как вы считаете, для решения каких задач этот метод является эффективным? Какие недостатки мозгового штурма вы видите?

После обсуждения учитель подводит итог.

— Зоной оптимального использования мозгового штурма являются:

1. Задачи, когда мы еще не обладаем большими знаниями об объекте исследования и нужно выявить направления решения проблемы. На этом этапе мы пока не можем применить логику. Допустим, проблема возникла недавно.

2. Задачи на проектирование новой продукции, идей рекламы и т. п.

3. «Обратные» задачи («обратный» мозговой штурм): как ухудшить товар, процесс, услугу. Решаются эти задачи для того, чтобы после обратного мозгового штурма найти «лишние звенья» и исключить из процессов ненужные или вредные процедуры.

Основной недостаток метода — малая производительность при больших затратах времени.

Метод синектики

Рассказ учителя

Синектика(с греч.— «совмещение разнородных элементов») —это вид мозгового штурма при допущении обсуждения и отсеивания идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей.

Это интересно

Синектика (Synectics) — методика психологической активизации творчества, предложенная В. Дж. Гордоном в 50-е гг. XX в. Дж. Гордон разработал этот метод решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла.

При организации поиска новых решений методом синектики соблюдают те же правила, что и при использовании метода мозгового штурма. При этом следует учитывать, что отличие метода синектики состоит в том, что на стадии выдвижения идей приветствуется их критика и отсеивание тех идей, которые не соответствуют поставленной задаче.

В процессе генерирования используется прием аналогий. Различают четыре вида аналогий.

Работа в парах

Учащиеся получают карточки с информацией о видах аналогий.

Задание.Изучите виды аналогий. Выберите предмет для усовершенствования. Попробуйте усовершенствовать его, используя вид аналогии, наиболее близкий вам.

Карточка 1. Прямая аналогия.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и тому подобное или как окрашивают бумагу, кинопленки и др.

Карточка 2. Символическая аналогия.

Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», т. к. отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

Карточка 3. Фантастическая аналогия.

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где ее касаются колеса автомобиля.

Карточка 4. Личная аналогия.

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче.

В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне.

Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать все, что достается ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что дает такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

Учитель организует обсуждение предложенных решений.

Метод контрольных вопросов

Рассказ учителя

Суть метода контрольных вопросов состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов. Этот метод можно применять в комбинации с методом мозгового штурма для генерирования идей, для формулировки ответов. В практике получили распространение универсальные вопросники, составленные Л. Осборном, Д. Пирсоном, Д. Пойя и др. Их достаточно много, но по своей сути они являются своеобразными шпаргалками для изобретателей.

Наши рекомендации