Практикум по теме «Моделирование поведения фирмы».
Вопросы к семинару 20.10.16:
1.В чём состоит различие между фирмой и предприятием?
В строгом смысле слова под предприятием следует понимать совокупность факторов производства, расположенных в одном месте и связанных единым технологическим процессом, т. е. форму производственной деятельности. Иными словами, предприятие — обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производство товаров и услуг в любой отрасли экономики. Предприятием является и крупный металлургический завод, и обувная фабрика, ателье, косметический салон, магазин тоже являются предприятиями.
Под фирмой обычно понимают все или почти все формы организации предпринимательской деятельности. Фирма — единица предпринимательства, понятие это более широкое, чем «предприятие». Предпринимательская фирма представляет собой организацию, осуществляющую хозяйственную деятельность на одном или более предприятиях, т. е. фирма может включать в себя несколько обособленных хозяйственных единиц. Понятия «фирма» и «предприятие» будут идентичны в том случае, если фирма включает одно производственное предприятие. Современные фирмы обычно объединяют предприятия в группу. Естественно, что рамки предприятия не совпадут в этом случае с организационными рамками фирмы.
2.«При большом спросе требуется много фирм»- правильно ли это утверждение?
Количество фирм, необходимых для удовлетворения рыночного спроса, в первую очередь зависит от емкости рынка и минимального эффективного размера производства одной фирмы (объем производства фирмы при AТCmin, на графике имеет U-образную форму). На конкурентном рынке фирме нецелесообразно увеличивать объем производства за пределы МЭР. Чем больше МЭР по сравнению с емкостью рынка, тем меньшее число фирм останется в данной отрасли.
3.Что такое производственная функция и каковы её основные характеристики?
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ - функция, отображающая максимально возможный уровень производства при данном объеме факторов производства и при данной технологии: Q = f(L,K,M), где L - труд; К - капитал; М - материалы.
Производственная функция при данной технологии обладает свойствами, которые определяют соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов. Для разных видов производства производственные функции различны, тем не менее, все они имеют общие свойства. Можно выделить два основных свойства.
1. Ресурсы комплементарны и в большинстве случаев являются субститутами.
2. В зависимости от изменения факторов производства различают долгосрочный и краткосрочный периоды.
В графической форме каждый вид производства может быть представлен точкой, координаты которой характеризуют минимально необходимые для выпуска данного объема продукции ресурсы, а производственная функция - линией изокванты.
4.Что такое стадии производства? Какую роль в экономическом анализе играет вторая стадия производства?
Анализ поведения фирмы в краткосрочном периоде позволяет выделить 4 стадии производства, которые характеризируют техническую результативность производства. Рассмотрение стадий производства предполагает выбор в качестве исходного фактора труда. Выпуск фирмы зависит только от изменения объема применяемого труда. Объем капитала — неизменная величина. Проанализируем, каким образом изменяется предельный продукт капитала на разных стадиях производства.
Показатель | Стадия I | Стадия II | Стадия III |
TP | Растет | Растет | Снижается |
AP | Растет | Снижается | Снижается |
MP | МР > АР | МР < АР | МР < 0 |
На первой стадии предельный продукт труда превышает средний продукт труда. Так как отношение труда к капиталу всегда положительно при ненулевом выпуске, то в данном случае предельный продукт капитала отрицателен. На второй и третьей стадиях производства средний продукт труда превышает предельный продукт труда, поэтому предельный продукт капитала положителен. Но на третьей стадии убывает и становится отрицательным предельный продукт труда. Поэтому первая и третья стадия не могут рассматриваться в качестве допустимой области исследования поведения фирмы. Допустимой областью является только вторая стадия.
Выбор стадии производства показывает обоснованность закона убывающей отдачи ресурса. Хотя в производстве есть участки с возрастающим предельным продуктом одного из факторов производства, но в этой области предельный продукт другого фактора обязательно будет отрицательным. Если предельный продукт ресурса возрастает, это означает, что второй фактор производства избыточен и превращается в антиресурс. Оптимальные комбинации ресурсов требуют определенных объемов, которые выявляются только на второй стадии производства, т.е. там, где предельный продукт убывает.
5.Является ли одним и тем же – убывающая отдача от масштаба и убывающий предельный продукт фактора производства?
6.Несмотря на то, что Школа бизнеса затратила 3 тыс.дол. на рекламу краткосрочной образовательной программы «Управление персоналом», было набрано всего 10 слушателей по цене 500дол с каждого. Переменные издержки проведения программы составляют 3,5 тыс. долл. Следует ли руководству школы открыть программу или лучше её отменить?
7.При выпуске Q единиц продукции предельная производительность труда сравнялась со средней производительностью. Какова эластичность выпуска по труду при таком объёме продукции?
8.Если считать обучение производственным процессом (целевая функция – объём полученных знаний), то, что следует считать факторами производства, и какой вид производственной функции можно применять для описания такого процесса?
9. Источник:Информационная программа «Время» // 1 канал. 2015. 15 сент.
15 сентября 2015 г. в программе «Время» диктором телеканала в 15.10 сообщалась следующая информация о финансовом положении производителей зерна: «Прибыль от продажи зерна не покрывает расходы на горючее»; в 21.00 то же сообщение предлагалось слушателям в такой редакции: «Прибыль не успевает за расходами на горючее».
Вопрос.
Почему используемые в программе 1 канала формулировки являются неверными? Как взаимосвязаны выручка, затраты и прибыль производителей? Какое высказывание о финансовом положении производителей зерна было бы корректным? Какой вывод о прибыли производителей можно сделать на основе корректно приводимых данных о финансовом положении производителей зерна?
Задачи
Задача1. Пшеница выращивается по технологии, соответствующей производственной функции , где L,Z – соответственно используемые количества труда и земли. Ставка заработной платы 4 ден. ед., а ставка арендной платы за землю – 9 ден.ед. независимо от количества используемых факторов.
1) По какой цене будет предлагаться пшеница в долгосрочном периоде?
2) Чему будет равна цена предложения пшеницы, если ставка зарплаты и арендной платы будут равны 5 ден.ед.
Задача 2.Фирма работает по технологии, отображаемой производственной функцией Q=L0,75K0,25. Факторы производства она покупает по неизменным ценам:PL = 144; PK= 3. Определите в состоянии равновесия фирмы: а) среднюю производительность труда (продукт труда); б) среднюю производительность капитала (продукт капитала); в) предельную производительность труда; г) предельную производительность капитала.
Задача 3. Технология производства фирмы задана производственной функцией: Q = 20L0,5. Цена труда PL = 2, а цена продукции фирмы Р= 5. Определите: а) выпуск фирмы; б) общие затраты на выпуск; в) средние затраты; г) предельные затраты; д) объем спроса фирмы на труд.
Задача 4. Фирма, максимизирующая прибыль, работает по технологии Q = L0,25K0,25. Факторы производства она покупает по неизменным ценам. Определите эластичность предложения фирмы по цене.
Кейс 1. В 1992 г. на Тверской улице в Москве был открыт фирменный магазин компании «Danone». В 1995 г. в Тольятти начал работу первый завод компании «Danone» по производству молочной продукции в России. В этом же году на заводе произведена первая партия йогурта под названием «Danone и фрукты». С 1997 г. запускаются основные бренды компании в России: «Даниссимо» (1997), «Активиа» и «Растишка» (2001), «Actimel» (2002),«Данакор» (2007).В ноябре 2000 г. в поселке Любучаны Чеховского района Московской области открыт второй завод «Danone» в России, который производит около 290 000 т йогуртов и творожков популярных брендов «Активиа», «Даниссимо», «Растишка» и «Данакор» в год.
В июне 2010 г. компании «Danone» и «Юнимилк» подписали соглашение о слиянии молочного бизнеса в России и СНГ, а в ноябре 2010г. сделка была закрыта. Группа компаний «Danone-Юнимилк» стала лидером на рынке молочных продуктов СНГ, и в особенности России, где она занимает долю около 21% рынка. Совокупное количество сотрудников превышает 18 000 человек.
Ответьте на вопросы:
1. Является ли «Danone» фирмой по формальным признакам?
2. Является ли «Danone» одно- или многозаводской фирмой, вертикально интегрирован-ной или горизонтально интегрированной?
В рамках одной фирмы входящие в ее состав предприятия объединяются по горизонтальному или вертикальному принципу, а также на основе конгломератных слияний. Горизонтальная интеграцияпредполагает, что в рамках фирмы объединяются предприятия одной и той же отрасли, одного профиля, одной стадии производства. Примером может служить горнодобывающая фирма, в состав которой входит несколько идентичных добывающих предприятий. Такая форма интеграции получила широкое распространение в торговле и сфере услуг. Основными мотивами создания объединений по горизонтальному принципу являются: обеспечение экономии на масштабах деятельности; снижение уровня конкуренции в отрасли и обеспечение рыночного контроля; рационализация деятельности фирмы, предполагающая ликвидацию нерентабельных предприятий и создание на их основе более эффективных производств.
Вертикальная интеграция имеет место в том случае, когда одной фирме принадлежат предприятия одной отрасли, но разных стадий производства некоторой продукции. Принцип вертикальной интеграции означает объединение предприятий одной технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под контролем одной фирмы. Крупные фирмы обрабатывающей промышленности нередко в своей основе имеют вертикальное объединение предприятий, каждое из которых функционирует на разных стадиях производственного процесса. Примером здесь может служить крупная нефтяная фирма, осуществляющая и добычу нефти, и ее переработку, доставку, и реализацию готовой продукции конечному потребителю. Для нее подошел бы слоган «от скважины — до бензоколонки», отражающий, по сути, принцип вертикальной интеграции предприятий в рамках крупной нефтяной компании. В качестве основных мотивов вертикальных слияний предприятий под эгидой одной фирмы можно отметить следующие: обеспечение надежности доступа к источникам ресурсов, контроль над сырьевыми источниками, контроль над каналами сбыта и снабжения.