По типу пользовательского интерфейса
Информационные технологии. Понятие.
Информационные технологии – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники.
2. Этапы развития информационных технологий.
1 этап (до второй половины 19 века) «ручная» - информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Почта.
2 этап (с конца 19 века) «механическая»: пишущ. машинка, телефон, диктофон. Более совершенными средствами доставка почты. Более удобн. способами.
3 этап (40-60 года 20 века) «электрическая»: большие ЭВМ и соотв. програмн. обеспечение. Электричич.пиш. машинки, ксерокс, портативные диктофоны.
4 этап (с начала 70х годов) «электронная»: большие ЭВМ, создаваемые на их базе автоматизир.системы управления (асу), инф.-поиск.системы. (ипс)
5 этап (с середины 80х) «компьютерная» (новая): ПК с широким спектром стандартных программ продуктов разного назначения.
Состав информационной системы
Организационное, техническое, информационное, программное, правовое, эргономическое, математическое, лингвистическое обеспечения.
Организационное обеспечение
Комплекс методов и правил организации работы с ис, а так же описание должностных инструкций пользователей системы.
Техническое обеспечение
Комплекс технических средств, обеспеч.функционирование ис (компьютеры, средства оргтехники)
Информационное обеспечение
Совокупность информационной базы, предметной области и средств и методов её обработки.
Программное обеспечение
Совокупность программ и документаций на них реализующих основные функции ис
Правовое обеспечение
Комплекс норм и прав пользователя информационной системой, ограничение доступа к информации к опр.пользоват.
Эргономическое обеспечение
Комплекс рекомендаций и норм правильной организации рабочего места пользователя ис
Пользователи инф.системы
Пользователь – лицо, группа лиц или организация, пользующ.услугами инф.систем для получения информации и решения других задач.
Можно разделить на несколько групп:
1) случайный пользователь – взаимодействие которого с ис не обусловлено служебными обязанностями
2) конечный пользователь (потребитель информации) – лицо или коллектив, в интересах которых работает ис. Он работает с ис повседневно, связан с жестко ограниченной област.деят-ти, как правило не является программистом (бухгалтер, экономист и др.)
3) коллектив специалистов (персонал ис), включающий администратора банка данных, системного аналитика, системных и прикладных программистов.
Классификация информационных технологий
По виду обрабатываемой информации, по типу исп.носителя информации, по виду экономической информации, по типу пользовательского интерфейса, по типу обработки информации, по способу построения компьютерной сети.
Информационные технологии по виду обрабатываемой информации.
Унитарные -технологии, которые используют для обработки информац преимущ.одного вида информации (работа с текстами);
Комплексные – позволяют одновременно обрабатывать информацию различных видов и форматов (таблицы).
ИТ по типу используемого носителя информации.
Бумажные, безбумажные.
ИТ по видам экономической информации (деятельности)
Технология анализа данных (OLAP – on-line analytical processing)
Технология поиска оптимальных решений
CASE технология – автоматизирует процесс проектирования.
Технология защиты информации
Технология организации и планирования личной и коллективной деятельности
Техническое управление проектами
Телекоммуникационной технологии
По типу пользовательского интерфейса.
- взаимодействие компьютера с пользователем.
Прикладной интерфейс - связан с реализацией некоторых функциональных информационных технологий
Системный интерфейс – набор приемов взаимодействия с комп, которые реализ опер.системой или ее надстройкой
Командный интерфейс – обеспечивает выдачу на экран системного прглашения дл ввода команды
WIMP интерфейс – при его использовании на экране высвечивается окно содержащее образы программ и меню их действий.
SILK – интерфейс – при исп этой информации технологии на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым связям.