Технология эскизной компоновки
Технология эскизной компоновки
1. Разработка безмасштабных эскизов по количеству вариантов.
2. Отбраковка неудачных эскизов
3. Масштабное вычерчивание оставшихся эскизов
1.8.3. Критерии выбора эскиза
Полнота информации о месте установки ММ.
При ее отсутствии обобщенный эскиз, который можно установить на любом объекте.
Отсутствие критических зон
Простота сочленения основных частей
Совмещение функций
Цена конструктивной реализации параметров (степень усложнения элементов, технологические трудности).
На стадии «эскизного проекта» в соответствии с ГОСТ 2.119-73, переизданном в 2001 году выполняются работы, необходимые для обеспечения предъявляемых к изделию требований и позволяющие установить принципиальные решения. Если изделие разрабатывается по заказу минобороны, то перечень необходимых работ определяется разработчиком в зависимости от характера и назначения изделия и согласовывается с заказчиком. Следует отметить, что на стадии эскизного проекта не повторяют работы, приведённые на стадии технического предложения, если они не могут дать дополнительных данных. В этом случае результаты ранее проведённых работ отражают в пояснительной записке. При проектировании изделий народнохозяйственного назначения на этом этапе, выполняются работы по перечню, приведённому в ГОСТ 2.119-73.
Эскизный проект после согласования и утверждения служит основанием для разработки технического проекта. Требования к содержанию пояснительной записки и чертежам, на этом этапе, приведены в указанном ГОСТе.
На стадии технического проекта в соответствии с ГОСТ 2.120-73, переизданном в 2001 г. выполняются работы, необходимые для выявления окончательных технических решений, дающих полное представление о конструкции изделия. При необходимости технический проект может предусматривать разработку вариантов отдельных составных частей изделия. При выполнении технического проекта выполняют работы, необходимые для обеспечения предъявляемых к изделию требований и позволяющие получить полное представление о конструкции разрабатываемого изделия, оценить его соответствие требованиям технического задания, технологичность, степень сложности изготовления, способы упаковки, возможность транспортировки и монтажа на месте применения, удобство эксплуатации, целесообразность и возможность ремонта и т.д.
Детальный перечень необходимых работ определяется разработчиком в зависимости от характера и назначения изделия и согласовывается с заказчиком, если изделие разрабатывается по заказам министерства обороны. Общий перечень работ приведён в ГОСТ 2.120-73.
Технический проект после согласования и утверждения служит основанием для разработки рабочей конструкторской документации. Требования к содержанию пояснительной записки и чертежам, на этом этапе, приведены в указанном ГОСТ 2.120-73.
Масштабом называется отношение всех линейных размеров изображения предмета на чертеже к их натуральной величине.
Наиболее удобным является изображение предметов в масштабе 1 : 1, тоесть в натуральную величину, так как это дает возможность судить не только о форме, но и о действительной величине данного предмета.
Но не всегда можно пользоваться масштабом 1 : 1 вследствие того, что величина и сложность изображенных на чертеже изделий различны; некоторые изделия (например, станки) настолько велики, что для их изображений в масштабе 1 : 1 потребовались бы огромные листы бумаги, чертежные доски соответствующей величины, рейсшины и т. д.; осуществить все это не представляется возможным. Некоторые изделия (например, часовые механизмы) настолько малы, что выполнять их изображения в масштабе 1 : 1 почти не представляется возможным и, кроме того, по такому изображению подчас невозможно уяснить форму и размеры не только отдельных элементов, но даже целых деталей.
В таких случаях изображения изделий выполняют или уменьшенными, или увеличенными.
ГОСТ 3451-59 устанавливает следующие масштабы изображений на чертежах, а также их обозначение:
Если возникает необходимость большего уменьшения или увеличения по сравнению с указанными выше масштабами, следует применять:
Масштабы уменьшения
1 : 10n (например, 1 : 100; 1 : 1000 и т. д.);
1 : (2-10n) (например, 1 : 200; 1 : 2000 и т. д.);
1 : (5-10n) (например, 1 : 500; 1 : 5000 и т. д.);
Масштабы увеличения
(10-n) : 1, например: 20 : 1; 30 : 1 и т. д., где n-целое число.
Для наглядного сравнения величин плоских фигур, изображенных в различных масштабах, на Чертеже 61 показаны изображения квадрата (сторона которого равна 20 мм), выполненные в разных масштабах: 5:1; 2:1; 1:1; 1:2; 1:5. Выбирая масштаб, надо учитывать размеры и сложность изображаемого предмета и размер выбранного формата чертежа. При выполнении чертежа с применением масштаба уменьшения (или увеличения) рекомендуется взамен вычислений пользоваться «угловым масштабом» (см. Чертёж 115).
При изображении детали в увеличенном масштабе допускается вычерчивать на том же листе (в левом верхнем углу) ее упрощенное изображение в натуральную величину. Над изображением указывают масштаб 1:1. Размеры на таком изображении не указываются (см. Чертёж 640). Если масштаб вписывается в отведенную для него в угловом штампе графу с наименованием, то он обозначается 1:1; 1:2; 2:1 и т. д. (Чертежи 497 и 523), а в остальных случаях M 1:1; М 1:2; М 2:1 и т. д. (Чертёж 640).
В тех случаях, когда изображение выполняется в масштабе, отличающемся от вписанного в угловой штамп, масштаб должен быть указан под надписью, относящейся к данному изображению, (Вид А / М 2:1); (П / М 5:1) см. Чертёж 641. На табличных, «немых» и подобных им чертежах масштабы не проставляют; при этом в графе углового штампа, предназначенной для указания масштаба, проводят черту.
Установленные масштабы не распространяются на чертежи, полученные путем клиширования или фотографирования.
О т м е т и м, что на чертежах независимо от того, в каком масштабе они выполнены, проставляют только натуральные (действительные) размеры и по ним судят о размерах изображенной детали. Нанесение на чертеж уменьшенных или увеличенных размерных чисел, полученных от применения масштабов уменьшения или увеличения, является ошибкой.
Компоновка чертежа.
Компоновкой чертежа называется размещение изображений, размеров и надписей на поле чертежа (тоесть внутри рамки).
Компоновку чертежа начинают с того, что выбирают формат чертежа сообразно с габаритными (т. е. с наибольшими по длине и ширине) размерами будущего изображения. Например, если габаритные размеры изображения 218 X 170, то надо выбрать формат, у которого поле чертежа немного больше, например формат 11; у него поле чертежа равно размеру формата за вычетом полей рамки и штампа, т. е.
[297 - (5 + 5 + 40) ] х [210 - (25 + 5)] = 247 х 180.
Если габаритные размеры изображения 360 X 200, то надо выбрать формат 12; у него размеры поля чертежа несколько больше размеров изображения.
Формат 11 рекомендуется располагать так, чтобы внизу находилась его короткая сторона (210 мм), а формат 12 и последующие так, чтобы внизу находилась его длинная сторона (420 мм).
В том случае, когда изображение предмета очень простое, а его габаритные размеры велики, можно без ущерба для понимания применить масштаб уменьшения, следовательно чертеж выполнить на формате, поле чертежа которого немного больше габаритных размеров уменьшенного изображения. При изображении сложного по форме, но очень мелкого по размерам предмета следует применить масштаб увеличения, а следовательно, вычертить его на формате, поле чертежа которого несколько больше габаритных размеров увеличенного изображения предмета.
При правильной компоновке чертежа габаритная клетка изображения должна отстоять от линий рамки справа и слева на одинаковом расстоянии; сверху от рамки и снизу от штампа также на одинаковом расстоянии.
При такой компоновке для изображений, имеющих вертикальную и горизонтальную оси симметрии, находят центр О поля чертежа (Чертеже 62, а), а изображение предмета вычерчивают с таким расчетом, чтобы точка пересечения осей симметрии совпала с центром О поля (Чертеже 62, б).
Если нет предпосылок для изображения предмета в том или ином положении (например, указаний о рабочем положении предмета, о его главном виде и т. п.), то рекомендуется располагать изображение предмета так, чтобы его контур отстоял везде на более или менее одинаковом расстоянии от линий рамки и штампа чертежа (т. е. так, чтобы более полно было использовано поле чертежа). На (Чертеже 62, б) показана правильная, а на (Чертеже 62, в) неправильная (контур изображения почти касается боковых линий рамки, а сверху и снизу остаются большие, ничем не заполненные пространства поля чертежа) компоновка изображения контура фланца.
Если изображение предмета имеет только одну ось симметрии, например вертикальную (Чертёж 63, а), то ее совмещают с вертикальной линией, проходящей через центр О поля чертежа, затем на расстоянии а2, отложенном вверх от штампа, проводят нижнюю линию изображения предмета и, ориентируясь на эти линии, выполняют построение всего изображения; размер а2 = (a - a1)/2 , где a - вертикальный размер поля чертежа, а размер а1 — вертикальный габаритный размер изображения предмета (Чертёж 63, б).
Если изображение предмета асимметрично (не имеет осей симметрии, чертёж 64, а), то по габаритным размерам предмета вычерчивают внутри поля чертежа габаритную клетку, отстоящую слева от рамки на расстоянии b2 = (b - b1)/2 а снизу от штампа на расстоянии a2 = (a - a1)/2 (чертёж 64, б) и внутри нее вычерчивают изображение предмета.
В том случае, когда внутри поля чертежа надо вычертить не одно, а два отдельных изображения (Чертёж 65, а), сначала вычерчивают две габаритные клетки с таким расчетом, чтобы
b2 = (b - b1)/2;
d3 = (b - b1)/2;
a2 = (a-(a1 + k + a1))/2,
где b - горизонтальный габаритный размер поля чертежа; b1 - горизонтальный габаритный размер первого предмета, а b1 - горизонтальный габаритный размер второго предмета; а - вертикальный габаритный размер поля чертежа; a1 - вертикальный габаритный размер первого предмета, a1 - вертикальный габаритный размер второго предмета; k - размер расстояния между габаритными клетками (по вертикальному направлению) (Чертёж 65, б); затем внутри габаритных клеток вычерчивают изображения предметов (Чертёж 65, в). Если размер k между габаритными клетками не зависит от количества размеров, которые надо разместить между габаритными клетками, то его принимают равным a2 ; тогда
a2 =( a - (a1 + a1) ) / 3
В том случае, когда необходимо нанести с какой-либо стороны изображения предмета большое количество размерных линий, следует при компоновке чертежа отодвинуть габаритную клетку в ту или иную сторону с таким расчетом, чтобы необходимое количество размерных линий свободно разместилось между контуром изображения предмета и линиями рамки (или штампа). Пример такой компоновки показан на (Чертеже 66, а - в).
Если надо выполнить чертеж по имеющемуся эскизному изображению предмета с нанесенными размерными линиями, то для его компоновки следует сложить габаритный размер предмета с размерами расстояний между размерными линиями по вертикальному, а затем по горизонтальному направлениям и, согласно полученным размерам, начертить общую габаритную клетку (чертёж 67, а). Дальнейшая компоновка изображения подобна данным, ранее указанным (В чертёж 67, б и в).
Лекция 11.