Разработка конструктивно-силовой схемы агрегата
1) Конструктивная силовая схема - лонжеронная с одним лонжероном.
Рисунок 2 – КСС №1
Анализ схемы:
Схема проста в конструктивном исполнение, большое внутренние пространство (в киле), что позволит размещать больше оборудования , агрегатов(гидроприводов, бустеров и т.д.). Очень легкая состыковка киля и фюзеляжа (выполняется требование № 5). Однако лонжерон передает изгибающий момент с киля на фюзеляж и перерезывающую силу, для этого ( т.к. у нас один лонжерон) нам нужны мощные пояса и стенка большой высоты, в результате у нас громоздкий лонжерон.
2) Конструктивная силовая схема – лонжеронная с двумя лонжеронами.
Рисунок 3 – КСС №2
Анализ схемы:
В данной схеме перерезывающая сила и изгибающий момент воспринимается лонжеронами. Так как лонжеронов два, нагрузка распределяется между ними, в результате лонжероны имеют сравнительно небольшие габариты, что позволяет нам в такой схеме реализовать небольшую относительную толщину профиля, что необходимо для сверхзвукового самолета. Монтаж и демонтаж киля данной схемы сравнительно простой, но уступает демонтажу и монтажу киля на схеме №1
.
3) Конструктивная силовая схема – кессонная.
Рисунок 4 – КСС №3
Анализ схемы: В данной схеме изгибающий момент и осевые силы воспринимаются большей частью кессонной панели, состоящей из обшивки и продольного набора. Обшивка в данной схеме одно из несущих элементов, т.к. самолет военный и может подвергаться обстрелу во время эксплуатации. Возможно повреждение обшивки, т.е. ослабление конструкции или разрушение. Монтаж и демонтаж самый сложный и долгий из всех трех схем (т.к. киль кессонной конструкции крепиться по контуру большим количеством крепежных элементов), что недопустимо для боевого самолета.
Принципиальная силовая схема:
· Клепаная. Данная схема можно сказать классическая в авиастроение. В этой схеме все силовые элементы ( нервюры, лонжерон, обшивка т.д.) соединены при помощи заклепок и болтов. Схема прочна, проста, надежна обладает большой живучестью. Недостатком является большое количество крепежных элементов, ослабление конструкций отверстиями, и данная схема обладает большей массой чем все остальные.
· Сотовая. Данная схема очень проста в исполнение, обладает малой массой. Она обладает достаточной прочностью. одним из недостатков является то что она обладает для военного самолета малой живучестью. При повреждение киля во время обстрела будет повреждена и обшивка киля, и сотовая панель в результате чего данная схема может не справиться с силовой работой и разрушиться.
· Композитные материалы. Данная схема имеет те же достоинства и недостатки что сотовая. Плюс к этому обшивка данной схемы сделана не из метала, в результате чего
самолет не обладает «броне защитой» , поэтому при обстреле пули могу с легкостью попасть в внутренние пространство киля и повредить оборудование киля.
Вывод: Проведя анализ схем принимаем решение что клепаная КСС №2 оптимальная для данного киля.