Ответственные за эксплуатацию осветительной аппаратуры назначаются распоряжением по светотехническому цеху
Находясь на съемочной площадке, ответственный дает указания о подаче напряжения и об отключении линии, питающей киноосветительную аппаратуру.
Важное значение при павильонных съемках имеют благоприятные санитарно-гигиенические условия: микроклимат, воздушная среда, освещение. В настоящее время, когда киноосветительные приборы выделяют очень много тепла, применяется эффективная вентиляция, в какой-то мере улучшающая температурные условия. Поэтому бесшумные вентиляционные установки должны работать в течение всей съемочной смены. Необесшумленные установки выключаются на время синхронной съемки. В кинопавильонах, оборудованных кондиционерами, можно установить необходимый температурно-влажностный режим, что существенно улучшает условия труда.
Специфика фильмопроизводства представляет повышенные требования к состоянию воздушной среды в павильонах. Связано то с тем, что воздушная среда не только воздействует на работоспособность людей, но и определяет оптические условия в снимаемом пространстве кинопавильона, влияя на качество снимаемого изображения. Например, чрезмерная загазованность воздуха создает оптическую дымку, которая ведет (если это не отвечает поставленным изобразительным задачам) к искажению в цветопередаче, тональности, ухудшению четкости изображения.
Воздушная среда в кинопавильонах ухудшается также при использовании пиротехнических и других постановочных эффектов. Чтобы свести к минимуму неблагоприятные факторы, состояние воздушной среды в кинопавильонах жестко регламентируется. Объем и состав пиротехнических дымов определяется по нормам в зависимости от размеров павильона. Не разрешается распылять вредные для здоровья людей вещества (алебастр, цемент, мел и др). Их частицы, попадая в киносъемочную аппаратуру, могут вызвать неисправности и поломки, порчу оптических деталей и т.д.
Осветительная аппаратура, используемая на съемках, является источником неблагоприятных факторов: большая яркость, наличие в поле зрения светящихся поверхностей, неравномерность, непостоянность освещенности во времени.
Чрезмерное световое раздражение, воздействуя на органы зрения, ведет к быстрому утомлению, вызывает состояние ослепленности, может явиться причиной заболевания глаз. Для профилактики глазных заболеваний и сохранения работоспособности актеров репетиции следует проводить с неполным светом. Основную установку света и технические .пробы целесообразно производить без участия артистов, используя дублеров.
Павильонные киносъемки зачастую проходят в ограниченном пространстве съемочной зоны, среди множества предметов реквизита, аппаратуры, приборов и съемочной техники, создавая повышенную опасность для участников киносъемки. Для предупреждения несчастных случаев работникам, если нет производственной необходимости, не разрешается находиться под осветительными лесами, в радиусе действия стрелы операторского крана и в опасной зоне действующих механизмов, приборов и аппаратуры.
Также требуют предосторожности съемка кадров, осуществляемая в движении. Для съемки «наездов» обычно используются различные приспособления: операторские тележки и рельсы, тележки «долли», подвесные дороги и т.п. Такие съемки сами по себе не безопасны. Поэтому операторской группой заранее должны быть подготовлены и отработаны пути движения, а во время съемок один из ее работников должен руководить движениями тележки установленной на ней киносъемочной камерой.
Дополнительные меры по безопасности труда принимаются npипроведении киносъемок с большим количеством участников (массовки). Представитель съемочной группы проводит сучастникам! массовок подробный инструктаж, в ходе которого обращает внимание на порядок и условия проведения съемок, на действия, которые необходимо выполнять, на правила техники безопасности.
Особое внимание при работе в кинопавильонах нужно обращать на повышенную пожарную опасность, которая обусловлена:
• большим количеством различных декораций, бутафорскихизделий и реквизита из сгораемых материалов;
• значительным количеством электроприборов (операторскоеосвещение), а также электрораспределительной аппаратуры(шинопроводы, электрощиты, переходные коробки, силовыеосветительные кабели и т.п.) с нагрузкой до 3000 А;
• применением пиротехнических и огневых эффектов (горениекостров, каминов, керосиновых ламп, свечей, лампад, факелов,использование пороха, бенгальских огней, огнепроводногошнура, эффекты молнии, взрывы водородных шаров и т.п.);
• наличием сгораемых конструктивных элементов павильона.
Пожарная опасность усугубляется в ряде случаев участием в съемках до 1000 человек массовки, животных, сложной техники и т.п.
Съемочные павильоны оборудуются системой пожарной защиты. Деревянные элементы декорации пропитываются специальными огнезащитными составами. Там, где это возможно, деревянные детали заменяются на другие, изготовленные из негорючих материалов. Изделия из ткани (различные занавеси, драпировки и т.п.) также пропитываются огнезащитными составами. Для защиты электроосветительной аппаратуры и приборов от короткого замыкания и перегрузок током применяются специальные приспособления, которые автоматически отключают электрическую сеть в случаях перегрузок.
В киносъемочных павильонах устанавливаются пожарные щиты с набором необходимых средств. Подступы к ним, а также пути эвакуации должны бытьпостоянно свободными. На них запрещается прокладывать кабель, провода, ковры и ковровые дорожки.
Для защиты конструкций от возгорания, возможности локализации огня и тушения пожара киносъемочные павильоны оборудуются пожарными кранами, а также автоматическими устройствами — спринклерными и дренчерными установками. Они представляют собой расположенную под потолком водопроводную сеть со специальными головками. Если температура в павильоне достигает определенного уровня, эти установки срабатывают и орошают очаг пожара водой.
Киносъемки, связанные с применением открытого огня (артисты курят, горят свечи, камины, используются нагревательные приборы и т.п.), проводятся в исключительных случаях, когда невозможно заменить пожароопасные эффекты безопасными. На такие киносъемки необходимо получить разрешение главного инженера киностудии, а порядок их проведения согласовать с пожарной охраной.