Урок 21 Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение
Изделие: композиция «Русская красавица».
Задачи урока: познакомить учащихся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; обучить приему плетения в три нитки (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи.
Планируемые результаты: научиться различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию русской тематики.
Основные термины и понятия: волокна, натуральные волокна, шелководство, сутаж, плетение.
Ресурсы и оборудование. У учителя: рисунки растений, из которых изготовляются волокна ткани, рисунок тутового шелкопряда, схема плетения в три пряди, рисунки национальных костюмов разных народов, сутаж (желтого цвета) по три нити, связанные друг с другом, для каждого учащегося. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, клей, краски или цветные карандаши, цветная бумага, картон, тряпочка, кисть.
Ход урока
Можно начать урок с проведения выставки работ учащихся, сделанных дома, их анализа и оценки учителем.
Учимся новому. Учитель: «На прошлых уроках мы с вами познакомились с особенностями строения русской избы и ее внутреннего убранства. Сегодня мы начнем знакомство с русским народным костюмом. Народный костюм является частью культуры и отражает ее особенности.
Каждый костюм, как и любая другая одежда, выполняется из ткани. А помните ли вы, из чего делают ткань? (Ткани состоят из нитей, которые тесно переплетаются между собой, а нити представляют собой волокна.) Волокна получают разными способами. Существуют натуральные ткани, растительного и животного происхождения, и химические — искусственные и синтетические».
Усвоить полученную информацию учащимся поможет работа со схемой, которую учитель заранее начертил на доске. Учащиеся могут попробовать рассказать, какие связи она отражает.
Продолжить изучение нового материала можно в ходе беседы о том, что большая часть волокон относится к натуральным, которые и будут подробно рассмотрены на уроке. При этом возможно использование заранее подготовленного иллюстративного материала. Учитель: «Как вы думаете, какие растения используют для выработки волокон? (Лен-долгунец, текстильные бананы, текстильные агавы, торфяной мох, хлопчатник, крапиву.) Из волокон животного происхождения получают шелк и шерсть.
Шелк получают из коконов тутового шелкопряда (демонстрация рисунков). На определенной стадии развития (когда наступает время превратиться в куколку) гусеница тутового шелкопряда сплетает себе кокон, который представляет собой продолговатую яйцеобразную оболочку, состоящую из переплетенных 40—45 слоев тончайшего шелкового волокна. Волокно (нить) образуется следующим образом: из двух отверстий, находящихся на головке ниже рта, гусеница выделяет густую жидкость, которая застывает в воздухе. Эта жидкость выделяется непрерывно и образует две нити, склеивающиеся при помощи особого вещества — серицина, тоже выделяемого гусеницей. В результате получается единая нить, из которой гусеница сплетает кокон. В зависимости от вида шелкопряда коконы могут быть белого, желтоватого, красновато-желтого цвета. Люди специально выводят шелкопрядов, которые дают коконы нежно-розового, голубого, зеленого цвета. Разведению шелкопряда отведена специальная отрасль сельского хозяйства — шелководство.
Шерстяные волокна получают из настриженного волосяного покрова некоторых животных (овец, верблюдов, коз, кроликов)».
Следующий этап изучения материала — знакомство с национальными костюмами. Учитель: «Мы выяснили, что из волокон люди создают различные ткани, из которых, в свою очередь, шьют костюмы, и народные в том числе. Теперь рассмотрим, что же собой представляет народный костюм. Как вы думаете, какие части одежды должны составлять народный костюм?» Необходимо дать всем учащимся возможность высказать свои предположения, чтобы у них формировался навык самостоятельного монологического высказывания, стремление учиться и узнавать новое.
После этого можно рассмотреть праздничный костюм и предложить учащимся вместе прочитать текст учебника на с. 59 и рассмотреть рисунки к нему. Следует провести беседу на закрепление материала по вопросам: «Как проводили праздники на Руси? Где хранили одежду? Как к ней относились? (Бережно, передавали ее из поколения в поколение.) Как украшали одежду?» (Одежду старались шить из дорогой ткани, украшали вышитыми орнаментами. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, здоровье, удачу и достаток в дом.) Учитель: «Раньше в деревнях женщины пряли, ткали и вышивали с самого раннего возраста. Рассмотрите иллюстрации на странице 58 учебника и попробуйте определить, где на них изображены пряха (женщина, которая крутит нить из волокон на прялке), ткачиха (женщина, работающая на станке, пропуская уток по основе) и вышивальщица (женщина, которая делает шитьем узор на ткани). Ниже представлены иллюстрации результатов их работы, которые могут вам помочь в этом (слева направо пряха, ткачиха, вышивальщица). Разнообразие нарядов, украшений, головных уборов, национальных костюмов отражает многонациональность нашей страны».
Дальше целесообразно продолжить работу с учебником. Ребята рассматривают рисунки на с. 60 учебника и рассказывают о национальной одежде разных народов, отвечая на вопросы: «Каковы ее различия? Какие используются цвета и орнамент в русском народном костюме?» После этого учитель помогает им выполнить задание из учебника: определить, какому народу принадлежит каждый национальный костюм — русский, татарский, дагестанский, ненецкий (слева направо верхний ряд, потом нижний: дагестанский, русский, ненецкий, татарский). Можно также рассмотреть различные национальные украшения на с. 61.
Учитель: «А как называется обувь, которую носили на Руси? (Лапти.) Из чего плели лапти? Как вы думаете, они тоже являлись компонентом национального русского костюма?» Чтение текста учебника на с. 61. Учитель: «Головной убор на Руси выполнял очень важную роль, особенно в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение. Девичьи повязки скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось. Женщины прятали волосы под кокошник, который в различных местах называли по-разному: кика рогатая, ряска или каблучок. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани. Головные уборы нередко украшали изображениями солнца, звезд, дерева, птиц. Свивающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку».
Делаем сами. После проведения подготовительной беседы о народных костюмах, их особенностях, компонентах и украшениях можно приступать к практической работе. Учитель: «Мы много узнали о народных костюмах и на следующем уроке сделаем костюмы для Ани и Вани, а сегодня поработаем над кокошником для русской красавицы. Перед этим традиционно проведем анализ готового изделия». Учащиеся, рассматривая образец изделия, определяют, какие материалы и инструменты понадобятся для работы (цветной картон, нитки, материалы для украшения на выбор детей: бисер, стразы, бахрома; карандаш, циркуль, ножницы, клей, краски, кисть). Учитель объясняет, что для данной поделки потребуется особенный вид ниток — сутаж, плоский и тонкий плетеный шелковый цветной шнур для отделки одежды, и демонстрирует образец такого шнура. Дети вспоминают правила и приемы работы с материалами и инструментами. Необходимо определить технику изготовления поделки (аппликация и плетение). Учитель: «Техника плетения основана на переплетении разных материалов. Как вы думаете, что можно переплетать и какие изделия могут получиться путем плетения? (Нити, ленты, ветки, лозу; можно сделать разнообразную мебель, а также лапти.) Следует предложить учащимся подумать над составлением композиции и ее оформлением, способами оформления и вариантами применения работы.
После такого анализа составить план работы учащиеся могут самостоятельно: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. После этого можно приступать к выполнению практической работы по плану с помощью учителя.
Разметка. Вырезать из рабочей тетради (с. 40) шаблон половины кокошника, помня об экономии материала, дважды обвести его карандашом на цветном картоне, учитывая свойство симметрии, так, чтобы получилась целая деталь. На картоне другого цвета, близкого к цвету человеческой кожи, с помощью циркуля провести окружность, которая станет основой для личика русской красавицы. Необходимо учесть размер кокошника. Вероятно, здесь учащимся потребуется помощь учителя.
Раскрой. Вырезать размеченные детали, помня о правилах работы ножницами.
Сборка. К листу-основе приклеить основу для личика красавицы, сделать красавице прическу. Для этого сплести косичку из трех нитей. (У каждого на столе есть заготовка для плетения. Эту работу учитель должен сначала продемонстрировать и объяснить, прокомментировать ребятам: сначала нити (сутаж) закрепить (это уже сделано в заготовке); переплетать только одну нить; работать лучше в паре — один держит заготовку у основания, другой плетет, потом можно поменяться ролями; перемещать нити надо в определенной последовательности: крайнюю левую (рабочую) — на вторую и под третью, теперь рабочая нить стала третьей, снова переместить ее на вторую и под первую, и так до завершения косички; плести нужно плотно, чтобы между нитями не было просветов. После подробного объяснения и демонстрации учителя дети плетут косичку своей красавице.) Сделать челку: взять отдельные нити небольшой длины, выложить их по форме челки красавицы, затем над основой для личика по ее контуру нанести на лист-основу клей и приклеить заготовленные нити челки, после чего приклеить подготовленную косичку красавицы (можно посмотреть рисунок в учебнике и образец готового изделия). Надеть с помощью клея кокошник русской красавице.
Отделка. Нарисовать личико русской красавицы и украсить кокошник по своему вкусу с помощью красок, бисера, блесток, бахромы. Завершить композицию.
Подведем итоги. После завершения работы учащихся над композицией «Русская красавица» можно провести выставку поделок, попросить ребят определить, почему у данной поделки такое название, и придумать имя своей красавице. Также можно попробовать описать костюм, который мог бы ей подойти.
Домашнее задание. Выполните задание на с. 41 рабочей тетради. С помощью родителей выполните задание «Кокошник» из рабочей тетради (с. 42—43) и поместите результаты своей работы в папку достижений. На следующий урок принесите кусочки ткани разных цветов.