II. Формирование новых умений и навыков.
1. Учитель:
– Выпишите однокоренные слова.
Текст написан у доски. Учитель читает:
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегириснеговикам
Песни просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снегснегурки.
С. Погореловский
З а д а н и е: выпишите однокоренные слова.
– Докажите, что выписали однокоренные слова.
– Выделите корень в этих словах.
– Какую закономерность наблюдаете?
2. Введение соответствующей терминологии. (С. 120.)
3. Комментированная запись. (Упр. 74.) Объяснение пропущенных орфограмм.
4. Выбор однокоренных слов. (Упр. 72.)
Физкультминутка |
5. Устный разбор. (Упр. 71.) Этимология слова «смородина» – смрад (запах).
6. Самостоятельная работа. (Упр. 73.)
III. Итог урока.
– Сформулируйте вывод: что может происходить с согласными корня, например: друг – дружба.
Домашнее задание.Упражнение 75.
Урок 9 (5)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Ц е л ь: совершенствовать умение разбирать по составу слова с чередующимися согласными в корне слова.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
вдруг гербарий дуршлбг
Чернота затопила весь мир с его деревьями и домами.
– Расставьте знаки ударения в словах.
– Объясните встретившиеся орфограммы.
– Разберите предложение по членам предложения.
II. Закрепление.
1. Разбор слов по составу с определением чередующихся согласных в корне слова. (Упр. 77, 79.)
2. Комментированная запись. (Упр. 80.)
3. Самостоятельная работа. (Упр. 78.)
– Укажите чередование согласных в корне слова.
4. Сравнение основ слов. (Упр. 81, устно.)
Физкультминутка |
III. Итог урока.
Игра «Третий лишний».
Желток, железо, желтый.
Печурка, печать, печка.
Циркуль, циркач, цирк.
– Победит самый внимательный и рассудительный.
Домашнее задание.Упражнение 82 (устно). Подготовиться к письму по памяти.
Урок 10 (6)
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ
Ц е л ь: формировать представления о беглых гласных; умение разбирать по составу слова с беглыми гласными.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
воробей сорока олово
Письмо по памяти. (Упр. 82.)
II. Формирование новых умений и навыков.
1. Выделение из текста слов-синонимов. (Упр. 83.) Разбор слов по составу.
2. Сравнение по составу форм одного и того же слова. (Упр. 84.)
3. Введение соответствующей терминологии. Работа с правилом на с. 123.
4. Изменение формы существительных по вопросам. (Упр. 86.)
Физкультминутка |
5. Комментированный разбор. Объяснение пропущенных орфограмм. (Упр. 85.)
6. Самостоятельная работа. (Упр. 87.)
– Определите беглые гласные в корне.
III. Итог урока.
– Что такое беглые гласные?
– Выберите верное утверждение:
а) слабая позиция парных согласных только на конце слова;
б) слабая позиция для парных согласных – на конце слова и перед глухой согласной;
в) слабая позиция для парных согласных – на конце слова и после глухой согласной.
– Для каких слов слово «дивный» является проверочным? Диво, удивляться, удивление.
Домашнее задание.Упражнение 88.
Урок 11 (7)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Ц е л ь: совершенствовать умение разбирать по составу слова с чередованием согласных в корне и с беглыми гласными; определять беглые гласные в суффиксах.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
фамилия фломастер фасоль
(В) комнату через форточку (в)летел в..р..бей.
– Объясните орфограммы. Спишите. Выпишите из предложений словосочетания.
Выборочный диктант.
Учитель читает текст, дети выписывают и распределяют слова в 3 столбика:
С безударной гласной | С парным согласным | Непроверяемые (словарные) слова |
Почему коньки не скользят по самому гладкому полу?
Все дело в смазке. Тонкая пленка воды – вот какая у коньков смазка. Ведь лед под ними подтаивает.
А деталиавтомобилей, насосов, лифтов, роликовых коньков смазывают машинным маслом. Хорошенько смажь любое колесо. Завертится оно легко и быстро. Вот и говорят: «Человек любит ласку, а машина смазку».
А. Дитрих
Физкультминутка |
II. Закрепление.
1. Разбор слов по составу. (Упр. 89.)
2. Сравнение по составу однокоренных слов, определения беглых гласных в суффиксах. (Упр. 90, устно.)
3. Самостоятельная работа. (Упр. 92.) Комментирование орфограммы.
4. Комментированная запись. Работа по заданию. (Упр. 91.)
III. Итог урока.
– Как проверить слова с безударным гласным в корне? С парным согласным в корне?
– Приведите свои примеры.
– Помогите Пете Ошибкину. Запись н а д о с к е:
На меня напала гру.. .
Не нашел в лесу я гру.. .
– Докажите, что ваши суждения верны.
Домашнее задание.Упражнение 93.
Урок 12 (8)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Ц е л ь: формировать умения строить схемы состава слова; образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
юнга тюльпан люди вьют
Снег укрыл черную грязную землю пушистым одеялом.
– Объясните правописание орфограмм. Спишите. Выделите грамматическую основу предложения (главные члены).
II. Закрепление.
1. Подбор проверочных слов к словам с пропущенными орфограммами с указанием способа проверки. (Упр. 94.)
2. Разбор слов по составу. (Упр. 95, 97.)
Физкультминутка |
3. Словарная работа.
– Отгадайте з а г а д к и:
В лес идешь – домой глядит,
Из лесу идешь – в лес глядит.
(Топор.)
– Языковеды связывают значение этого слова со словом тупать, как и тяпать. Глагол этот некогда значил «ударять», «сечь», «рубить». Топор – буквально «тупало», «рубило».
4. Доскажите словечко:
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? ... (Кровать.)
– Синоним – койка. Подберите однокоренные слова.
– Звукобуквенный анализ слова «одежда». Запись слов в словарь.
5. Объяснительный диктант.
У животных есть много разных сигналов. Ими они многое сообщают друг другу. Звери умеют рычать, выть, мяукать, реветь, визжать, мычать. Могут объясняться на языке движений. А могут подать сигнал и запахами. Хищные звери живут и охотятся на своих участках. Границы обозначаются запахами хозяев. Медведь трется спиной о деревья и царапает кору как можно выше.
А. Дитрих
– Объясните и докажите написание орфограммы в диктанте.
Урок 13 (9)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Ц е л ь: развивать умение устанавливать, какую роль играет суффикс в слове.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
ежевика ехидна европеец
По платью встречают, по уму провожают
– Объясните смысл пословицы.
– Объясните встретившиеся орфограммы.
Словарная работа по вариантам. Записать слова в тетрадь.
Запись н а д о с к е:
I вариант II вариант III вариант
– Отгадайте:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко.)
– Когда так говорят: «Яблоку негде упасть»? (Когда очень тесно.)
– Образуйте однокоренные слова. (Запись на доске. Разбор по составу.)
Физкультминутка |
II. Закрепление.
1. Образование однокоренных слов. (Упр. 99.)
2. Сравнение оттенка значения слов. (Упр. 100, 101.)
3. Уточнение сформулированных выводов. Работа с правилом на с. 151.
4. Комментирование орфограмм. (Упр. 102.)
5. Диктант с предварительной подготовкой. (Упр. 102.)
– Прочитайте текст.
– В каких словах текста гласная является орфограммой? Подберите проверочное слово.
III. Итог урока.
– Что такое суффикс?
– Какую смысловую нагрузку несет суффикс в значении слова?
Домашнее задание.Упражнение 103 (устно), подготовиться к письму по памяти.
Урок 14 (10)
ДИКТАНТ
Ц е л ь: проверить умения, связанные с написанием звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова.
Музыка
Жил один парень. Он ловко играл на дудочке. Вот идет он по лесу. Печальный стоит лес. Холодно. Льет дождь. Достал он дудочку. Полилась музыка. Выглянуло из-за леса солнышко. Оно позолотило верхушки деревьев. Вдруг вся поляна залилась ярким светом. Подняли головки цветы. Все слушают музыку. А дождь тихо ушел за речку. (50 слов.)
Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я:
1. Выписать из текста 4 слова с безударными гласными в корне и подобрать к ним проверочные слова.
2. В диктанте 12-е предложение разобрать по членам предложения.
3. Измените слова так, чтобы они оканчивались на согласную:
Холмы – …, гордый – …, свежий – …, веселый – …, красивый – … .
4. Выпишите слова, которые имеют одинаковый состав: душистая, запах, мосты, закружила, корзинка, переход.
Урок 15 (11)
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Ц е л ь: развивать умения исправлять допущенные ошибки.
Х о д у р о к а
1. Анализ работ учеников.
2. Группировка ошибок по правилам:
а) безударные гласные;
б) правописание глухих согласных;
в) правописание мягкого знака.
– Выпишите слова, в которых вы допустили ошибку, выделите орфограмму.
3. Индивидуальная работа учащихся.
4. Выполнение упражнений на применение знаний.
а) Письмо по памяти. (Упр. 103.) Работа по заданиям.
б) Фонетический разбор: ямка, треска.
в) Разобрать по составу только однокоренные слова: заслон, слоненок, слоны, прислоняться.
г) Выписать из диктанта слова, соответствующие схемам:
Урок 16 (1)
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ек, -ик
Ц е л ь: формировать представления о правописании суффиксов -ик, -ек.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
килограмм кириллица
У страха глаза велики.
– Объясните смысл пословицы.
– Выделите главные члены предложения.