Памятка начинающему исследователю
Базовые технологии стандартов второго поколения
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Проектирование и отбор
учебных ситуаций примеры: Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: «Пишем книгу»; «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …»
Проектирование и отбор учебных ситуаций (примеры):
Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:
эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)
маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)
проведение мини-исследований
описание и оценка
Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры
Ежедневно используемые учебные ситуации:
Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение
Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение
Окружающий мир: Дневник наблюдений
Метод проектов
Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Для чего нам нужен метод проектов?
• научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
• научить предвидеть минипроблемы;
• сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
• получить навыки обработки информации;
• сформировать навыки проведения исследований;
• сформировать навыки работы и делового общения в группе;
• сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Требования к проекту
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Поиск информации.
- Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт.
- Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Виды презентаций проектов
• Демонстрация (диафильма, видеофильма, альбома, картины и т.д.)
• Игра (деловая, с залом, спортивная, ролевая)
• Защита.
• Доклад
• Отчет
• Пресс-конференция
• Реклама
• Спектакль
Экскурсия
Схема работы учителя-руководителя проекта
1.Для успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю нужно продумать:
• учебные цели, которые будет преследовать проект;
• число участников проекта;
• тип проекта;
• сроки выполнения;
• все возможные источники информации;
• уровень и место защиты проекта.
2.Своевременно консультировать учащихся во время работы над проектом.
3. Участвовать в оценке результата проекта.
1.Для успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю нужно продумать:
• учебные цели, которые будет преследовать проект;
• число участников проекта;
• тип проекта;
• сроки выполнения;
• все возможные источники информации;
• уровень и место защиты проекта.
2.Своевременно консультировать учащихся во время работы над проектом.
3. Участвовать в оценке результата проекта.
Памятка начинающему исследователю
• Выбери тему исследования.
• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
• Сделай выводы.
• Оформи результаты своей работы.
• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.