Частица ЛИ может выступать в роли подчинительного союза, при этом она обычно удалена от запятой.
Шаг 3. Устанавливаем границы придаточных частей, находим в каждой части грамматическую основу.
— Спасибо,(1) — сказал Назаров,(2) — но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) (можем ли мыостановиться у Вас на неделю)?
— Нет,(6) нет,(7) — поспешно сказала Сергеева. — Это неудобно,(8) (потому что у меня совсем маленькая квартира).
Шаг 4. Обращаем внимание на расположение придаточной части по отношению к главной:
· первое придаточное находится после главной части в конце предложения и выделяется одной запятой, стоящей перед придаточной частью - 5.
· второе придаточное находится после главной части в конце предложения и выделяется одной запятой, стоящей перед придаточной частью - 8.
Шаг 5. Записываем ответ: 58
ПРИМЕР 4
Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Шаг 2. Читаем предложения и ищем подчинительные союзы и союзные слова, находящиеся после цифр и в начале предложения.
Тетрадка была невелика,(1) но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.
Яркая земля,(2) однотонно-зелёная,(3) и синее-синее небо,(4) свежее,(5) чистое и ясное. Закаты и восходы были добротно алыми,(6) и это не было детским неуменьем найти полутона,(7) цветовые переходы,(8) раскрыть секреты светотени.
Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера,(9) краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.
Союзное слово КОТОРЫЙ может быть удалено от запятой.
Шаг 3. Устанавливаем границы придаточных частей, находим в каждой части грамматическую основу.
Тетрадка была невелика,(1) но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.
Яркая земля,(2) однотонно-зелёная,(3) и синее-синее небо,(4) свежее,(5) чистое и ясное. Закаты и восходы были добротно алыми,(6) и это не было детским неуменьем найти полутона,(7) цветовые переходы,(8) раскрыть секреты светотени.
Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера,(9) (краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов).
Шаг 4. Обращаем внимание на расположение придаточной части по отношению к главной:
· придаточное находится после главной части в конце предложения и выделяется одной запятой, стоящей перед придаточной частью - 9.
Шаг 5. Записываем ответ: 9
Обратите внимание на ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ:
1. Придаточная часть может стоять не только после главной, но и перед ней. В этом случае подчинительный союз/союзное слово находится в начале предложения и его можно не заметить. Цифра, обозначающая запятую между частями СПП, при этом находится перед главной частью: (Когда ...), [...].
Поэтому всегда проверяйте начало предложения!
2. Если придаточная часть находится в середине главной, то она выделяется двумя запятыми: [ ..., (когда ...),...].
!!! Чтобы безошибочно определиться с границами придаточной части, исключите её из предложения. Если оставшиеся части состыковались по смыслу, то границы выделены верно, если смысловой стыковки не произошло, то границы установлены неверно.
3. Союзное слово КОТОРЫЙ может быть удалено от запятой, из-за этого придаточную часть можно не заметить: [ ...], (... который ...).
4. В роли подчинительного союза может выступать частица ЛИ, которая тоже обычноудалена от запятой: [ ...], (... ли ...).
5. Не путайте сравнительное придаточное со сравнительным оборотом.
!!! Отличить их несложно: в сравнительном придаточном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте её нет.