I. Организационно-подготовительный этап

Поисково – исследовательский этап (проектировочный)

1. Выбор и обоснование темы проекта (актуальность, проблема, цель, задачи).

2. Описание внешнего вида.

3. Выбор материалов.

4. Выбор инструментов.

5. Составление технологической последовательности изготовления изделия.

II. Технологический этап (этап реализации проекта)

1. Выполнение изделия (в соответствии с технологической последовательностью).

2. Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.

3. Оформление пояснительной записки.

III. Заключительный этап (презентация и практическое использование изделия)

1. Выполнение самооценки творческого проекта.

2. Экологическая оценка творческого проекта.

3. Экономический расчет изделия.

4. Рекламный проспект изделия.

5. Защита творческого проекта.

Выполнение проекта осуществляется в три этапа:

1. Поисково – исследовательский этап

  • Выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивации деятельности по выполнению проекта.
  • Определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения проекта в соответствии с требованиями программы.
  • Составление учащимися совместно с учителем плана работы по проекту.
  • Обучение умениям работать с литературой и другой информацией по теме проекта.
  • Разработка конструкции, технологии изготовления объекта труда, плана проведения мероприятий по организации производственно – коммерческой деятельности, экологических работ и т.п.
  • Разработка соответствующей технико - технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов и т.п. для работы над проектом.

Технологический этап

  • Выполнение решения конструкторско – технологических и иных задач, направленных на реализацию проекта.
  • Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
  • Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
  • Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

3. Заключительный этап – защита проекта

  • Результаты труда, представленные к защите, должны иметь этикетку, техническое описание, инструкцию по эксплуатации, схемы, эскизы и иную документацию, полностью отражающую содержание выполненного проекта.
  • Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда)
  • Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта труда), его защита.
  • Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.

К защите творческого проекта учащиеся должны представить:

1. Изделие, в соответствии с темой проекта.

2. Документацию (пояснительную записку в полном объеме, оформленную в соответствии с требованиями).

3. Самооценку проделанной работы.

4. Рекламный проспект изделия.

План выступления

v Выбор и обоснование темы проекта;

v краткая историческая справка;

v название изделия, выбор от трех до пяти вариантов изделия;

v выбор материалов, из которых оно изготавливается;

v выбор оборудования, инструментов, приспособлений, для выполнения проекта;

v техника выполнения изделия;

v самооценка по выполнению работы;

v экологическая оценка изделия;

v себестоимость изделия;

v список литературы;

v рекламный проспект изделия.

Защита проекта

На защите творческого проекта необходимо:

v Представиться, объявить название темы проекта, показать или продемонстрировать выполненное изделие;

v указать актуальность (важность), проблему выбора темы творческого проекта, его цель и задачи;

v рассказать кратко историю появления данного вида изделия или технике его выполнения;

v обосновать выбор модели;

v обосновать выбор материала с учетом его свойств, соответствия его названию, форме модели, цветовой гамме, технике его выполнения или с учетом индивидуальных особенностей личности (цвет волос, глаз, лица, телосложения и т.д.);

v назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении проекта;

v указать на положительные и отрицательные стороны изделия (выявить недостатки и достоинства выполненной модели, которые могли присутствовать при выборе: оборудования, материалов, отделки, конструирования, моделирования, способах обработки изделия и т.д.);

v указать, что можно изменить из вышеперечисленного в случае повторного выполнения проекта, с целью улучшения функциональных возможностей и эстетического восприятия;

v рассказать о новых знаниях, умениях, полученных при выполнении проекта, об использовании прогрессивных (передовых) методов обработки изделия, если они имели место;

v рассказать об экологической оценке;

v объявить себестоимость изделия и сделать вывод о целесообразности его выполнения и правильного выбора;

v самостоятельно объективно оценить выполненную проектную работу, ответить на вопросы, выслушать мнения аудитории.

«ЗВЕЗДОЧКА ОБДУМЫВАНИЯ» В ПРОЕКТИРОВАНИИ

Работа над проектом включает в себя решение ряда вопросов, причем сначала это делается мысленно, а потом практически – в материале. На этапе представлений можно воспользоваться специальным приемом, называемым «звездочкой обдумывания». В центре чистого листа бумаги записывается подлежащий решению основной вопрос. Затем вокруг него указываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно выполнение главного.

В выполнении творческого проекта первым и главным решением является определение того, что предполагается изготовить, т.е. название изделия (идея). Оно записывается в центре листа, рядом указываются расходящиеся лучи, около которых указываются:

1. Какие материалы понадобятся при выполнении работы.

2. Какие необходимые инструменты и оборудование.

3. Какова форма и размеры изделия.

4. В каком стиле оно изготовлено.

5. Будет ли оформление изделия сочетаться с окружением из других предметов.

6. Основные этапы конструирования изделия.

7. Основные этапы технологии его изготовления.

8. Основные затраты на изготовление изделия.

9. Экологическая оценка.

10. Охрана труда.

По форме эта «звездочка обдумывания» выглядит следующим образом

(см. схему выше).

Такая запись решения взаимосвязанных вопросов позволяет хорошо их обдумать, т.к. все они сразу находятся перед глазами. Этот прием может быть применен и для решения отдельных частных вопросов. Например, возникает сложный вопрос с выбором материала изделия. Тогда он и становится центром звездочки, в расходящихся лучах которой указываются различные возможные для применения конструкционные материалы и их свойства. Рассматривая их поочередно и сравнивая с требованиями к материалу конструкции данного изделия, можно подобрать более подходящий материал.

Технология –от греческого слова texnos – искусство, мастерство, и logos – слово, понятие изучение – совокупность процессов, правил, навыков, что используются при изготовлении определенного вида продукции в любом виде (отрасли) промышленности.

На уроках технологии знакомятся с принципами изготовления различных изделий. И перед тем как начать выполнять ту или иную работу, мы разбиваем её на составные части и последовательность их выполнения.

Программой по технологии предусмотрено ознакомление с разными видамитехнологической документации(то есть той документации, в которой указывается последовательность выполнения действий по изготовлению изделия, инструмент, время, оборудование и др.)

Технологическая документация –это графические и текстовые документы, которые определяют технологические процессы изготовления продукции.

К техническим документам относят:

· Маршрутные карты;

· Технологические карты;

· Операционные карты;

· Инструкции;

Операционные чертежии другие документы, которые используются в промышленности; конструкторская документация; ведомости заказов; нормы расхода материалов, полуфабрикатов, инструментов, приспособлений и др.

Технологический процесс –последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), при условии, что каждая основана на каком-нибудь природном процессе и человеческой деятельности.

Технологическая карта –форма технологической документации, в которой воспроизведено процесс обработки изделия, указанные операции и их составные части, материалы, что используются; производственное оборудование, и технологические режимы; необходимое для изготовления изделия время; квалификация работников.

Операционная карта –форма технической документации, что используется при распределении работы. Это часть технологической карты, рассчитано на одно рабочее место и отвечает таким требованиям:

Инструкционная карта –это форма технологической документации, что отображает только последовательность выполнения действий согласно технологического процесса и разрешает объединение нескольких операций.

Наши рекомендации