Билет 26. Закон развития. Понятие развития, его формы. Факторы, определяющие развитие.

Билет 25. Характеристики и условия эффективного применения механистических и органических организаций

Механистический тип организации Органический тип организации
Характеристики  
Узкая специализация в работе Работа по правилам Четкие права и ответственность Ясность в уровнях иерархии Объективная система вознаграждения Объективные критерии отбора кадров Отношения формальные и носят официальный характер Широкая специализация в работе Мало правил и процедур Амбициозная ответственность Уровни управления размыты Субъективная система вознаграждения Субъективные критерии отбора кадров Отношения неформальные и носят личностный характер
Условия  
Несложное, стабильное окружение Цели и задачи известны Задачи поддаются делению Задачи простые и ясные Работа измеряема Оплата труда мотивирует Признается данная власть Сложное, нестабильное окружение Неопределенность целей и задач Задачи не имеют четких границ Задачи сложные Работу измерить сложно Мотивирование высших потребностей Авторитет власти завоевывается

Большинство специалистов видят в органическом подходе будущее и продолжают критиковать механистический подход. Однако руководители должны принимать во внимание специфические условия, в которых действует конкретная организация, и на этой основе делать окончательный выбор. В управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует понятия «хорошая» или «плохая» система. Есть выбор, соответствующий или не соответствующий имеющимся условиям, поэтому при изменении условий может измениться и выбор. Наглядный пример - переход в 80-х годах электронных компаний от механистического подхода к органическому в организационном проектировании.

Билет 26. Закон развития. Понятие развития, его формы. Факторы, определяющие развитие.

Любая организация или система или объект в процессе своего существования изменяются. Но изменения бывают разными.

Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение систем.

Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое. воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей).

Существенную характеристику процессов развития составляет время, т.к., во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития.

Организации развиваются по объективно существующим законам, которые познаваемы и должны целенаправленно использоваться в процессе деятельности.

Закон самосохранения. На организацию действуют две группы противоположных факторов: факторы сохранения и факторы разрушения организации. К факторам сохранения относятся:

внутренние факторы: высокий профессионализм персонала; стабильность кадров; хорошая технологическая, информационная и иная оснащённость; квалифицированное руководство;

внешние факторы: хорошаяресурсообеспеченность; наличие высокого спроса; положительные действия государства, общественности и т.д.

К факторам разрушения относятся:

внутренние факторы: недостаток или избыток чего-либо; плохая оснащенность; слабое руководство; низкий профессионализм персонала; текучесть кадров и т.д.

внешние факторы: низкий спрос; налоговый и бюрократический пресс; плохаяресурсообеспеченность;нормативное вмешательство в структуру; отсутствие эффективного страхования и т.д.

Реальное самосохранение возникает в том случае, если суммарное действие факторов сохранения превышает суммарное действие факторов разрушения.Формулировка закона самосохранения: любая организация стремится противостоять внешним и внутренним разрушающим воздействиям и использует для этого весь свой потенциал.Для анализа положения организации важным является определение показателя «уровня самосохранения», который вычисляется как разность между потенциалами созидания и разрушения, деленная на суммарный объем ресурсов созидания. Различается семь уровней самосохранения в зависимости от запасов прочности организации. Результат действия закона будет благоприятным, если руководитель и подчиненные осведомлены о законе самосохранения. Одним из условий самосохранения организаций является страхование ресурсов и рисков.

Закон развития. Формулировка закона развития: каждая организация в процессе своего развития стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.

Различают:

- нормальное развитие, т.е. развитие, соответствующее объективным возможностям и условиям;

- ускоренное развитие, т.е. развитие более высокими темпами (это сложный вариант и может создать проблемы для организации);

- замедленное развитие, т.е. развитие более низкими темпами.

Развитие организации находит свое выражение в жизненном цикле организации.

Основными факторами развития организации являются: элементный состав организации; взаимосвязь элементов, структура организации; динамичность, нацеленность на развитие; своевременное обновление организации.

Закон развития опирается на несколько принципов:

- принцип инерции: изменение потенциала организации должно начинаться спустя некоторое время после начала функционирования новых ресурсов компании и продолжаться некоторое время после их выбытия;

- принцип самозависимости: на повышение потенциала организации влияет потенциал самой организации;

- принцип эластичности: каждая организация пытается сгладить последствия возмущающих воздействий;

- принцип непрерывности: процесс изменения потенциала организации идет непрерывно;

- принцип стабилизации: организация стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла.

Закон синергии. Формулировка закона синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо меньше.Любая организация обладает определенным потенциалом, который зависит от огромного числа факторов — элементов. Различные сочетания потенциалов этих элементов создают различные потенциалы организации в целом. Потенциал организации может меняться либо плавно при постепенном изменении соотношения потенциалов отдельных элементов, либо скачкообразно при каком-то особенно удачном соотношении (комбинации) потенциалов отдельных элементов. Такое скачкообразное изменение потенциала называется синергетическим эффектом, а процесс стремления к точке синергетического эффекта — синергетическим процессом.

Возникновение такого эффекта обусловлено следующими факторами:

- специализацией элементов;

- кооперацией, т.е. связью элементов в ходе их совместной деятельности;

- комбинированием, т.е. соединением разных видов деятельности;

- интеграцией, т.е. соединением усилий разных элементов организации.

В реальной организации синергетический эффект может быть не получен, если:

- не реализуются вышеперечисленные факторы;

- система управления неэффективна и приводит к потерям;

- присутствуют «узкие места», т.е. значительную роль играют относительно худшие элементы.

Закон информированности-упорядоченности

Под информацией понимаются данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решения. Под упорядоченностью

понимается гармоничное развитие всех элементов организации и наличие между ними установленного взаимодействия.

Формулировка закона информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внешней и внутренней среде, тем эффективнее её сопротивление внешним и внутренним разрушающим воздействиям.

Для того, информация оказала реальную пользу организации, она должна быть упорядочена:

- по содержанию: экономическая, производственная, правовая и т.д.

- по назначению: для одной цели, для нескольких целей, для одного человека,

для нескольких людей и т.д.

- по характеру закрепления информации: фиксируемая, не фиксируемая, набумажных носителях, на электронных носителях;

- по времени: оперативная, текущая.

Следствие данного закона состоит в том, что информированность работника после достижения его критичного уровня переходит в его компетентность.

Закон единства анализа и синтеза

Анализ отражает разделение организации на составные элементы. При этом возможны три ситуации:

- элементы независимы друг от друга, поэтому каждый из них выделяется и изучается автономно;

- элементы в определенных отношениях связаны, взаимозависимы; в ходе аналитических действий такие связи учитываются в меру необходимости;

- элементы взаимосвязаны, взаимовлияют и определяют друг друга, поэтому они анализируются в комплексе, а выделение может быть лишьусловным.

Синтез отражает объединение определенных элементов в единое целое. При этом решаются две задачи: согласование характеристик выделенных частей;соединение частей и формирование целостной организации.

При синтезе возможны три ситуации: для объединения подходят практически любые элементы, т.к. их взаимосвязь незначительна и несущественна для организации; объединяемые элементы определенным образом будут взаимодействовать друг с другом, поэтому они подбираются с учетом взаимодействия; объединяемые элементы будут тесно взаимосвязаны, в связи с этим необходимо проводить их разносторонний подбор.

Если в организации меняются те или иные элементы (анализ), то это приводит к определенному изменению организации в целом (синтез). Для того чтобы изменить организацию (синтез), необходимо в той или иной мере изменить ее элементы (анализ).

Формулировка закона единства анализа и синтеза: каждая система стремится настроиться на наиболее экономичный режим деятельности за счет постоянного анализа своей существующей структуры и функций и синтеза новой структуры и функций.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

В любой организации имеется определенный набор элементов (композиция), которые находятся между собой в определенном соотношении (пропорции). При этом в реальной организации возможны два варианта:

- имеются все необходимые элементы, составляющие композицию и между ними имеется объективная необходимая пропорциональность; такая организация называется гармоничной; однако на практике это не встречается или встречается редко и кратковременно;

- нарушается композиция и (или) пропорциональность элементов; это в частности проявляется через наличие узких мест в организации.

Формулировка закона композиции и пропорциональности: каждая система стремится к оптимальному взаимному расположению элементов и оптимальным связям между ними.

В теории организации выделяется ряд принципов, обеспечивающих закон композиции и пропорциональности:

- планирование;

- координирование;

- стабилизация;

- согласование;

- полнота.

Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и в обеспечении требуемых для них пропорций.

Наши рекомендации