Глава 1 Области информационного менеджмента
Введение в круг задач
Понятие «информационный менеджмент» как самостоятельное появилось в экономической информатике совсем недавно - в конце 70-х гг. Его возникновение в равной мере можно приписать как необходимости повышения эффективности при принятии ответственных решений в сфере собственно информатизации (внутренние задачи ИМ), так и тем требованиям, которые стали более детально учитывать при анализе ситуаций в области основной деятельности (внешние задачи ИМ).
Как показывает практика, расходы на проекты информационных систем обычно превышают запланированные суммы, при этом часто оказывается неудовлетворительным качество результатов разработки; сверх всякой меры растут расходы на обслуживание уже находящихся в эксплуатации ИС, они постепенно начинают забирать большую часть ресурсов, предназначенных для создания и развития новых систем или подсистем; при использовании ИС постоянно возникают противоречия между централизованными и децентрализованными техническими и технологическими решениями. Эти и аналогичные им препятствия могли быть эффективно устранены только введением всестороннего специализированного информационного менеджмента,
Обозначить дату и место возникновения проблемы информационного менеджмента достаточно трудно. Она осознавалась параллельно менеджерами в различных сферах деятельности. В [49] весьма значительным событием в этом плане назван 1957 г. В этом году в США впервые количество так называемых «информационных» работников, основная функция которых - обработка информации, сравнялось с числом «производственников», основная функция которых - непосредственное участие в производстве. Здесь следует заметить, что отнесение работников к сфере обработки информации является весьма условным, однако когда их число становится настолько большим, что они явно составляют значительную долю рабочей силы в большой стране, то тут все равно тенденция налицо и можно не требовать особой строгости классификации.
После этой даты число информационных работников в США становится доминирующим и в настоящее время составляет около 50% рабочей силы, число же производственных работников - 20%, в том числе работников сельского хозяйства 5%. Если объединить в одну группу работников, занятых в информационных технологиях ив сфере обслуживания, то их доля будет около 80%, что весьма наглядно характеризует народное хозяйство США. Предсказывают, что на ближайшие годы работники этой группы составят приблизительно 90% всех работающих (интересно, не дойдет ли, она со временем до 100%?).
Необходимо подчеркнуть, что в указанное время появились первые по существу стратегические информационные системы -такие ИС, за счет которых предприятия пытаются обеспечить себе преимущество в конкурентной борьбе, В этом плане стал уже классическим пример создания и внедрения систем заказа и продажи билетов американскими авиационными компаниями, которые благодаря этим системам смогли изменить в свою пользу ситуацию на рынке авиаперевозок; эти системы в дальнейшем смогли даже вообще изменить структуру отрасли. Иметь возможность выявлять такие шансы средствами информационного менеджмента - цель многих предприятий. И многие из них уже используют эти средства на практике.
Лучшим и необходимым средством успешного менеджмента в любой сфере деятельности становятся информационные технологии. Для их внедрения развивается производство средств информатизации.
Применительно к информационному менеджменту далее будут рассматриваться классические функции управления, в числе которых производственно-хозяйственные задачи: обеспечение производства продукции предприятием (управление персоналом, формирование технологической среды, управление капиталовложениями), задачи управления процессами обработки информации (развитие, обслуживание и использование ресурсов ИС), а также оригинальные задачи руководства и управления, такие, как планирование и контроль, организация и инновации.
Этот перечень задач составляет основное содержание информационного менеджмента. Их краткое изложение приводится в следующем разделе, а более подробному описанию каждой из задач отводится отдельная глава.