Техника безопасности и противопожарная защита на топливном участке
Для работы с использованием слесарного инструмента необходимо соблюдать соответствие гаечных ключей размерам гаек. Пользоваться неисправным инструментом, удлинителями к ключам подкладками под зев ключа запрещается.
Не допускается применение при мойке деталей щелочного раствора с концентрацией более 6%.Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, перед мойкой следует подвергать нейтрализации.
Подъем, установка и транспортировка агрегатов необходимо производить только с применением подъемно-транспортных механизмов и устройств. В помещениях для испытания двигателей должны быть устроены местные отсосы отработавших газов. Производственные помещения АТП необходимо содержать в чистоте. В них должно регулярно проводиться влажная уборка, очистка пола от следов масел, грязи и воды.
Полы должны быть равными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью, удобной для очистки. В местах использования кислот, щелочей, нефтепродуктов полы следует изготавливать из материалов, устойчивых к воздействию этих веществ и непоглощающих их.
Участки работ, на которых в соответствии с технологией выделяют вредные вещества, избытки теплоты, появляется шум, должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других помещений стенами.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за обеспечение пожарной безопасности на АТП несут их руководители. Ответственность за пожарную безопасность мест для стоянок, помещений ТО и Р автомобилей, отдельных цехов, участков и складов или других должностных лиц, специально назначенных приказом руководителя АТП.
В обязанность этих лиц входит:
- знание пожарной безопасности применяемых в производстве веществ и материалов;
- обучение рабочих правилам пожарной безопасности;
- контроль за соблюдением правил пожарной безопасности на вредных им участках;
- содержать в постоянной готовности все имеющиеся средства пожаротушения и извещения о пожарах.
Охрана труда - это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранения здоровья и работоспособность человека в процессе труда.
Пожар согласно определению – неконтролируемое горение, развивающееся во времени и пространстве. Он наносит большой материальный ущерб и нередко сопровождается несчастными случаями с людьми. Опасными факторами пожара, воздействующими на людей, являются: открытый огонь и искры; повышенная температура воздуха и различных предметов; токсичные продукты горения; дым; пониженная концентрация кислорода; взрыв; обрушение и повреждение зданий, сооружений и установок.
Основными причинами возникновения пожаров на АТП являются неосторожное обращение с огнём, нарушение правил пожарной безопасности: неисправность электрооборудования, не герметичность системы питания, скопление на двигателе грязи и масла, применение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей для мойки двигателя. Курение в непосредственной близости от системы питания, применение открытого огня для подогрева, двигателя и т.п.
Исключение причин возникновения пожаров - одно из важнейших условий обеспечения
противопожарной безопасности на АТП. Пожарная безопасность обеспечивается организационно-техническими мероприятиями и реализацией двух взаимосвязанных систем: системой предотвращения пожара и системой противопожарной защиты.
Организационно-технические мероприятия включают в себя: паспортизацию веществ, материалов, технологических процессов и объектов АТП в части обеспечения пожарной безопасности; организацию обучения работающих правилам пожарной безопасности; разработку инструкций о порядке с пожароопасными веществами и материалами, о соблюдении противопожарного режима и о действии людей при возникновении пожара, организацию эвакуации людей и автомобилей.
Все инженерно-технические работники, служащие и рабочие АТП при приёме на работу обязаны пройти первичный противопожарный инструктаж, а затем непосредственно на рабочем месте - вторичный противопожарный инструктаж. Сварщики должны пройти пожарно-технический минимум.
Для извещения о пожаре на АТП используют электрическую пожарную сигнализацию, телефонную связь.
Для локализации и ликвидации небольших загораний и пожаров в начальной стадии их развития применяют первичные средства пожаротушения, к которым относятся переносные огнетушители ОП-5, ящики с песком. Размещать огнетушители следует на полу в специальных тумбах или подвешивать на видном месте (расстояние от пола до днища 1.5м). Песок применяют в местах возможного разлива небольшого количества горючих и легковоспламеняющихся жидкостей. Он должен быть сухой, без комков. Хранят его в ящике объемом о,5 м. Ящик окрашивают красный цвет и делают на нем надпись «Песок на случай пожара». Ящик должен плотно закрываться крышкой. Песок в ящике надо регулярно осматривать и при необходимости просушивать и просеивать. Курение в производственном помещении допускается только в специально отведённых дня этого местах, оборудованных резервуарами с водой и урнами. В этих местах должна быть вывешена табличка с надписью «Место для курения». В производственном помещении запрещается:
- загромождать проходы к месту расположения первичных средств пожаротушения;
- убирать помещения с применением легковоспламеняющихся и горючих
жидкостей;
- оставлять в помещениях после окончания работы электроотопительные приборы, включенные в электросеть, не обесточенное технологическое и вспомогательное оборудование, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, не убранные в специально отведённые места;
- пользоваться электронагревательными приборами в местах, не оборудованных специально для этой цели;
- пользоваться отопительными приборами кустарного производства; отогревать замерзшие трубы различных систем при помощи открытого огня;
- производить работы с применением открытого огня в непредусмотренных для этой цели местах, а также пользоваться открытым огнем для освещения при ремонтных в других работах.
Для устранения условий, которые могут привести к пожарам и возгораниям, все электроустановки следует оборудовать аппаратами зашиты от токов короткого замыкания. Соединять, ответвлять и заделывать концы жил проводов и кабелей необходимо при помощи опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов. Для эвакуации людей разрабатывают планы эвакуации и намечают эвакуационные пути с учётом расположения эвакуационных выходов. Вывешивают планы эвакуации из помещения на видном месте вблизи эвакуационных выходов. Число эвакуационных выходов из помещений должно быть не менее двух. Ширина путей эвакуации должна быть не менее 1м, а дверей – не менее 0,8м.
2.5 Защита окружающейсреды
Предприятие должно иметь экологический паспорт, разрешение, выданное региональным комитетом по экологии и природопользованию на предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ атмосферу.
Предприятия обязаны внести государственную отчетность по экологии, предоставлять по требованию отделений Российской транспортной инспекции, регионального комитета по экологии и природопользованию, санитарно-эпидемиологической службы и других местных органов, контролирующих вопросов экологии, необходимую документацию и возможность проведения необходимых осмотров и замеров для оценки эффективности проводимых природоохранных работ. На предприятии должен быть назначен ответственный работник за природоохранную деятельность.
Загрязняющие вещества, выделяемые в атмосферный воздух в результате функционирования предприятия, не должны превышать установленные предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых пунктов на границе санитарно-защитной зоны данного предприятия. Загрязнённые воды от производственных объектов, административных, хозяйственно-бытовых зданий и сооружений, а также ливневые воды с территории предприятия не должны сбрасываться в канализационные сети, поверхностные водные объекты, на рельеф местности без предварительной их очистки. Предприятие должно обучить персонал вопросам охраны окружающей среды и нести полную ответственность за действия персонала, приводящие к загрязнению окружающей среды.
В случае выброса загрязняющих веществ в воздух, воду или почву, происшедших в результате аварии, катастрофы или иных обстоятельств на территории предприятия или в процессе перевозок, предприятие обязано немедленно принять меры по ликвидации последствий, вызванных загрязнением окружающей среды и известить о нём в местные органы власти и региональные комитеты по экологии и по природопользованию.
Предприятия обязаны проводить организационно-хозяйственные, технические и иные мероприятия для обеспечения выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выброс вредных веществ в атмосферу:
- принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ;
- обеспечивать эффективную бесперебойную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроль над ними.
Осуществление мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других природных объектов.
Промышленные отходы должны храниться в специально отведенном на территории предприятия мест в количествах, согласованных с региональным комитетом по экологии и природопользованию.
Вокруг предприятий должно быть санитарно-защитная зона шириной не менее 50 метров. Эту зону озеленяют и благоустраивают. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, поглощают углекислый газ, шум, очищают воздух от пыли и регулируют микроклимат.
Литература
1. Архангельский Ю.А., Коган Э.И. Охрана труда и противопожарная защита на автомобильном транспорте. – М.: Транспорт, 1975, 176с.
2. Беднарский В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2007. – 457с.
3.Боголюбов С.К. Черчение. – М.: Машиностроение, 1989. – 333с.
4. Каталог-Справочник. Гаражное и ремонтное оборудование. - М.: 1978. – 220с.
5. Клебанов Б.В. Проектирование производственных участков авторемонтных предприятий. – М.: Транспорт, 1875. – 174с.
6. Крамаренко Г.В., Барашков И.В., Техническое обслуживание автомобилей. – М.: Транспорт, 1982. – 368с.
7. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта– М.: 1980, 110с.
8. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта 01 -86. – М.: 1986. – 125с.
9. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта 02 – 86. – М.: 1986. – 126с.
10. Положение о техническом обслуживании и ремонте. – М.: Министерство транспорта РФ, 1986. – 70с.
11. Слон Ю.М. Автомеханик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 379с.
12. Спичкин Г.В., Третьяков А.М. Лабораторный практикум по техническому диагностированию автомобилей (часть 2). – М.: Высшая школа, 1978. – 196с.
13. Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – М.: Транспорт, 1985. – 224с.
14. Табель для технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП, АТО, БЦТО. – М.: 1983. – 98с.
15. Типовые проекты организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий. – М.: 1988. – 171с.
16.Типовые проекты рабочих мест на автомобильном предприятии. – М.: Транспорт, - 1977. – 197с.
17. Трофименко Ю.В., Евгеньев Г.И. Экология. Транспортное сооружение и окружающая среда. – М.: ACADEMIA, 2006. – 393с.