Тема 4. Обзор современных средств звукозаписи. Форматы записи, носители.
Современные художественные средства, используемые звукорежиссером при записи и передаче звука. Цифровая запись и обработка сигнала.
Применение различных носителей и форматов записи: DAT, DASH, минидиск, компакт диск, DVD-audio, SASD. Мультимедийные форматы.
Системы пространственного воспроизведения звука: бинауральная стереофония, бифония, surround sound разных форматов.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите типы колебаний, какие из них называются гармоническими?
2. Зависит ли скорость звука от его частоты?
3. В каких случаях образуются стоячие волны?
4. В чем сущность эффекта дифракции звука, от чего зависит степень его проявления?
5. Может ли быть рефракция обусловлена градиентом температуры?
6. При сложении синфазных синусоидальных волн, амплитуда увеличивается или уменьшается?
7. Зависит ли диффузность звукового поля от давления и влажности?
8. Зависит ли тембр от способа звукоизвлечения?
9. В каких единицах измеряется уровень громкости?
10. Форманта – это частота или область частот и сколько формант присуще человеческому голосу?
11. Основной тон – это самая высокая или самая низкая частота?
12. Чем ограничен динамический диапазон слуха человека?
13. При каком уровне прослушивания больше сказывается частотная зависимость слуха?
14. Как называется равномерное распределение энергии отраженных волн по всему объему помещения, при которых уровень звуковых волн, приходящих в данный момент из разных направлений, одинаков, а фазы случайны?
15. Зависит ли громкость звука от длительности воздействия его на слух человека?
16. Что такое нестационарные процессы, зависит ли от них окраска звучания?
17. Зависит ли эффект Доплера от скорости движения источника звука?
18. Какой сигнал будет казаться более громким – с большим или меньшим показателем значения «пик фактор»?
19. Какова сущность процесса корреляции. Какие виды корреляции вы знаете?
20. Есть ли разница с точки зрения записи между носителями DVD+R и DVD-R?
21. Равноценны ли понятия – носитель и накопитель звуковой информации?
22. Какие экспертизы существуют для оценки качества записанных фонограмм?
23. Равноценны ли понятия - многоплановость и многопространственность?
Краткие ответы на вопросы предоставить преподавателю в письменном виде.
Практические задания:
1. Запись голоса и побор звукового сопровождения (стихи, сказка, проза)- 3 варианта сведения.
- с контролем из акустических систем при большой громкости
- с контролем из акустических систем при средней громкости
- с контролем из акустических систем при малой громкости
Выводы на основе закона Флетчера - Менсона о кривых равной громкости - написать.
2. Оценить одну из записей (на выбор студента) при помощи оценочного протокола.
Выводы предоставить в письменном виде.
Track 1_Украинская народная песня «Ой на горе огонь горит» исп. женская группа Кубанского казачьего хора
Track 2_ С. Рахманинов _Этюды - картины ср39 №5 исп. Петр Шиховский
Track 3_Д. Шостакович_ Вальсы из кинофильмов «Возвращение Максима» (1937 г.)
3. Реферат на одну, из предложенных (собственную) тем:
«Цифровая звукозапись - ее возможности»
«Сжатие звуковой информации. Мультимедийные форматы»
«Системы пространственного воспроизведения звука: surround sound разных форматов»
«Применение различных систем звукозаписи - минидиск, компакт диск, CD и DVD-audio»
Формой итогового контроля знаний является экзамен, проводимый в соответствии с учебным планом.
Рекомендуемая литература:
Алдошина И. А. Основы психоакустики // Звукорежиссер. № 2, 2000.
Алдошина И.А. Приттс Р. Музыкальная акустика Учебник. – СПб., Композитор, Санкт-Петербург, 2006.
Байт П. Процесс творческой звукозаписи. Кн. 1. М., 1994; Кн. 2.М., 1996.
Динов В. Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. СПб., 2002.
Кононович Л. М., Ковалгин Ю. А. Стереофоническое воспроизведение звука. – М., Радио и связь, 1981.
Корсунский С.. Звук и слух. Сборник трудов ВНИИТР, Изд. ГКТР, 1972.
Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование студий. М., 1996.
Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. М., 2004.
Нисбетт А. Звуковая студия. — М.: Связь, 2004.
Севашко А. В. Звукорежиссура и запись фонограмм. Альтекс – А, 2004.
Фельдкеллер и Цвиккер. Ухо как приемник информации. Перевод с немецкого. М.,Связь,1971.
Тематические разделы I курс II семестр: