Информационные технологии на основе штриховых кодов
Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. Для эффективного управления необходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее.
Речь идет об оборудовании способном сканировать считывать разнообразные штриховые коды. Полученная информация обрабатываться в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в определенные сроки.
Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. За единицу ширины принимается модуль – самый узкий штрих или пробел шириной 0,33 мм. Каждая цифра кодируется 7 модулями, которые сгруппированы в 2 штриха и 2 пробела (рис. 22).
Для того чтобы информационная система работала необходимо:
- разработать систему кодирования;
- присвоить код по номенклатурам материалов;
- изготовить код и нанести на материал;
- считать код с помощью специального сканера;
- распознать код и обработать информация в компьютерном режиме;
Если хотя бы один из этапов отсутствует система становится бесполезной и все затраты на нее не имеют смысла.
Рис. 22. Код EAN-13, внешний вид и структура
В практике логистики применяются разные логистические системы идентификации штриховых кодов (табл. 16). Этот неизбежный фактор, связанный с наличием авторских разработок в этой сфере. Однако для решения глобальных целей этот фактор является негативным, так как материальный поток проходит через разные компании и использование системы на всех этапах предполагает наличие единой системы.
Таблица 16
Сферы применения различных штриховых кодов
Название информационной системы | Решаемые задачи |
Код ITF – 14 с прямоугольным контуром | Для кодирования товарных партий (отгрузочных упаковок).Легко печатается на гофрированных упаковках |
Код 128 | Кодирует дополнительную информацию (№ партии, дату изготовления, срок реализации…) |
Код 2 из 5 с чередованием | Применяется для кодирования большого объема информации на поверхности ограниченной площади |
Код EAN | Один из наиболее распространенных кодов применяется для кодирования товаров народного потребления |
Информационные системы сферы обращения, как правило, все связанны с технологиями идентификации штриховых кодов, которая сегодня не заменима при управлении материальными потоками.
7.4. Понятие и значение ярмарок/выставок
Явление ярмарок/выставок происходит из необходимости встречи предложения и спроса. В этом аспекте мероприятия такого рода представляют собой сконцентрированное выражение рынка в его троякой ипостаси, то есть в сосуществовании Клиента/Экспонента, Покупателя/Продавца, и Предложения/ Экспонатов-Услуг.
Ярмарки/выставки делятся на торговые и торгово-промышленные.
Ярмарки/выставки – это кратковременное, периодически и в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого значительное количество предприятий с помощью образцов (экспонатов) дают представительную картину предложения товаров/услуг одной или нескольких отраслей, и стремятся информировать конечных потребителей о своей фирме и ее продукции с конечной целью содействия продажам.
Категории ярмарок/выставок:
- по месту проведения (внутри страны, за рубежом) (региональные, международные, национальные);
- по частоте проведения (периодические, ежегодные, сезонные);
- по направлению работы (по осуществлению продаж/заказов, информационно-ознакомительные, по развитию контактов);
- по виду предложения (универсальные, многоотраслевые, отраслевые, выставки потребительских товаров);
- по спросу (товаров широкого потребления, инвестиционных товаров, технологии, инвестиций и проч.)
Разделяют три стадии проведения ярмарок/выставок: предярмарочную, ярмарочную и послеярмарочную.
Не вызывает сомнения тот факт, что конечной целью участия в любой ярмарке является продажа. В аспекте продажи цели могут быть подразделены на цели действия (цели подготовки продаж; поиск контактов с новыми клиентами; поиск каналов сбыта; цели осуществления продаж; получение заказов) и цели контроля (наблюдение за конкурентами; пропаганда; анализ контрактов со старыми клиентами; реадаптация к покупательским привычкам потребителей; освобождение от элементов, мешающих конкурентоспособности товаров).
Реализация целей осуществляется на основе работы с посетителями ярмарки/выставки. Выделяют следующие типы посетителей:
- консерваторы (предпочитают «классический арсенал», строги в ценах);
- новаторы (ищут «новинки», нуждаются в доказательствах, готовы рисковать);
- рационалисты (заранее планируют что посетить, хладнокровны);
- неуверенные в себе (терпеливы, недоверчивы, поддаются мнению толпы);
- застенчивые (растерян, в дальнейшем оказывается искусным собеседником);
- своевластные (хотят диктовать свои условия, легко поддаются на уговоры при условии их мнимого превосходства);
- воображалы (высокомерные, критикуют и хамят);
- франты (неотразимое обаяние, обычно просто слоняются);
- туристы (производят сильное впечатление. но не имеют серьезных интересов;
- проспектоеды (жизнерадостные, с жадностью набирают печатные материалы);
- шпионы (люди лагеря конкурентов).
Технологии ярмарки/выставки приняты во всем мире как наиболее эффективное средство построение системы распределительной логистики напрямую способствующие развитию продаж.
Контрольные вопросы
1. Что такое информационный поток?
2. Какие виды штриховых кодов применяются в России?
3. Почему именно информационная концепция логистики позволила превратить управление потоками в эффективный процесс?
4. Каковы цели проведения ярмарки/выставки?
5. Какие типы посетителей ярмарки/выставки наиболее желанны для участников?
6. Что такое штриховой код?