Размещение товара в торговом зале и обслуживание покупателей
В торговом зале товары размещаются в соответствующих отделах и линиях. Основной принцип выкладки заключается в том, чтобы товар был виден покупателям, не закрывал собою других товаров. Как правило, товары одной фирмы, или хотя бы одной товарной группы расставляются на одной витрине рядом друг с другом.
При оформлении ценников на товары, реализуемые в универсаме, на лицевой стороне указываются наименование товара, фирма и страна-производитель, цена товара. На оборотной стороне указываются: дата, подпись заведующего секцией, штамп секции. Для повышения объема продаж, привлечения дополнительных клиентов в универсаме на видных местах расположены рекламные плакаты известных торговых марок (например, "Акватрайпл", "Кока-кола" и др.). Также в магазине часто проводятся различные рекламные акции.
В молочном, колбасном, рыбном, мясном отделах, а также на овощной линии торговля осуществляется через прилавок, т.е. покупатель выбирает товар, либо сообщает продавцу какое количество продукта ему необходимо. Продавец взвешивает выбранный товар, упаковывает его и маркирует ценником. В остальных линиях (молочной, кондитерской, хлебобулочной, консервной, вино-водочной, напитков, пива и соков) отбор товара производится покупателем самостоятельно со стеллажей или из холодильников (на молочной линии). Задача продавца состоит в своевременной доставке товара в торговый зал, его маркировке и выкладке на стеллажи (в холодильники). В соответствии с действующим в нашей республике законом "О защите прав потребителей" продавец также обязан сообщать покупателю по его требованию достоверную и исчерпывающую информацию о цене, сроках годности товара, его производителе, составе, потребительских свойствах и особенностях, условиях хранения. На вино-водочной линии работают консультанты по винам, помогающие покупателю выбрать среди большого ассортимента необходимый товар. Оплата приобретаемых товаров производится в одной из касс, расположенных на выходе из торгового зала.
Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, учитывают методы их продажи, особенности их хранения, упаковку. Так, например, мороженое выкладывают в открытые морозильные витрины с температурой 25ºС в корзины по видам. Таким же образом выкладывают быстрозамороженные овощи и фрукты, мороженую птицу и другие замороженные продукты. Консервы выкладывают горизонтально по видам на горках стопками. Соления раскладывают в прозрачные глубокие тарелки и выставляют в охлаждаемые закрытые витрины. Рыбу холодного копчения в упаковке раскладывают на полках горок по видам, рыбу горячего копчения укладывают на противни и выставляют в охлаждаемых витринах.
Важным правилом ведения торговли является обязательное наличие книги отзывов и предложений. Этот документ должен храниться в торговом зале на видном месте и по первому требованию предоставляться покупателю. Все листы книги пронумерованы и прошнурованы. Заверяется книга печатью и подписью заместителя главы администрации района (см. Приложение 5).
Основная работа по облуживанию покупателей в торговом зале ложится на плечи продавцов-консультантов, а также кассиров. Для их четкой, слаженной и продуктивной работы в универсаме созданы все условия. За многие годы выработалась устоявшаяся модель организации рабочего места как продавца-консультанта, так и кассира.
Под рабочим местом продавца понимается часть площади торгового зала, предназначенная для работы одного или нескольких продавцов, оснащенная специальным оборудованием для размещения, а также выкладки и продажи товаров. На рабочем месте осуществляется показ, выбор, консультация, расчет и упаковка, а также оказание различных услуг покупателям. Важнейшими элементами организации рабочего места продавца является размещение и выкладка товаров, от которых зависят уровень обслуживания покупателей, эффективность труда продавца. Товары размещают по товарно-отраслевому принципу. При размещении и выкладке товаров значение имеют зоны, в которых расположены полки, оборудование. Для осмотра товаров наиболее удачной является зона полок, расположенных на уровне глаз покупателей.
В наличии у продавца всегда имеется: карандаш или ручка для простукивания керамических изделий, ножницы, скотч, бумага или картон для упаковки изделий, также имеется салфетка для уборки пыли с изделий и коньячных бутылок. Инвентарь, инструменты и упаковочный материал лежат ближе к продавцу. Чтобы пополнить рабочее место товаром нужно выбирать удобное время, товары на рабочее место попадают вручную, используя корзины, латки, ящики. По окончанию рабочего дня, рабочее место приводится продавцом в порядок.
Что касается работы кассира, то необходимо начать с того, что перед началом работы на кассовой машине кассир получает у ответственного за кассу лица ключи от кассового аппарата и денежного ящика, разменный фонд денег, чековую ленту.
На рабочем месте кассир включает кассовый аппарат в электросеть, проверяет исправность устройств, заправляет чековую ленту.
Администратор в присутствии кассира снимает показания денежных суммирующих счётчиков и сверяет их с показаниями, записанными в книгу кассира-операциониста за предыдущий день. Оформляет книгу кассира-операциониста на начало работы.
Затем кассир размещает разменный фонд денег в денежном ящике.
Перед началом работы кассир должен проверить поступление новых товаров, изменения артикулов и цен.
На рабочем месте кассира не должны находиться личные вещи, нельзя закалывать халат иголками, булавками.
Получив деньги, кассир проверяет их платежеспособность и сумму. Все кассиры универсама придерживаются правил хорошего тона и этикета и благодарят каждого покупателя за покупку. После выдачи сдачи и чека (одновременно), деньги, полученные от покупателя, кассир раскладывает в денежном ящике.