Организационное построение оптовой торговли Республики Беларусь
Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.
Торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю, могут иметь товарные склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для бесперебойной торговли, оказывать информационные и иные услуги, связанные с торговлей.
Оптовую торговлю товарами народного потребления непосредственно организуют и осуществляют оптовые организации ряда министерств и ведомств.
Ведущую роль играют оптовые организации системы Министерства антимонопольного регулирования и торговли. В непосредственном подчинении министерства находятся государственные унитарные предприятия «Белювелирторг» и «Белимпортторг». Кроме того, созданы торговые организации в форме открытого акционерного общества (ОАО), имеющие долю государственной собственности в уставном фонде. Это ОАО «Торг-одежда», «Трикотажторг», «Обувьторг», «Белгалантерея», «Белхозторг», «Белкультторг», «Белбакалея», «Минбакалеяторг».
Оптовую торговлю в областях осуществляют, как правило, специализированные организации по торговле продовольственными и непродовольственными товарами с государственной коммунальной собственностью (унитарные, оптово-розничные предприятия, ОАО). Например, в Гомельской области создано Гомельское коммунальное оптово-розничное унитарное предприятие (ГКОРУП) «Облторгсоюз».
Кроме того, в системе Министерства антимонопольного регулирования и торговли оптовую торговлю как товарами народного потребления, так и продукцией производственного назначения осуществляют оптовые организации концерна «Белресурсы» - РУП «Бела-русинторг» и ЗАО «Белагропромторг».
В системе потребительской кооперации оптовую торговлю осуществляют ведомственные оптовые организации (72 единицы).
Оптовую торговлю некоторыми товарами народного потребления, специфическими с точки зрения производства и реализации, осуществляют организации и предприятия отдельных министерств и ведомств; Министерство здравоохранения и концерн «Белбиофарм» (лекарственные препараты, предметы санитарии и гигиены), концерн «Белнефтехим» (резиновые изделия), Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Реальные структурные изменения в оптовой торговле способствовали развитию конкуренции, замене одноканальной системы товародвижения, действующей в условиях плановой экономики, многоканальной.
Вместе с тем в развитии оптовой торговли проявились серьезные негативные тенденции, среди которых следует отметить:
• невысокий уровень концентрации капитала, который предопределил функционирование в основном мелких и средних оптовых структур;
• достаточно высокий уровень нецелевого использования складских площадей, которые сдаются в аренду или вообще не используются;
• нестабильное финансово-экономическое состояние оптовых организаций;
• отсутствие гибкой системы ценообразования, что делает оптовых посредников невыгодными поставщиками для розничных организаций по сравнению с изготовителями;
• сокращение поставок товаров сложного и социально значимого ассортимента, пользующегося повышенным спросом у населения.
• сложившаяся экономическая ситуация в оптовой торговле требовала принятия кардинальных решений, направленных на реформирование и повышение конкурентоспособности отечественного опта. В этой связи была принята «Концепция развития оптовой торговли Республики Беларусь» (утверждена Коллегией Министерства антимонопольного регулирования и торговли 31 марта 2003 г., протокол № 5).
Основной целью данной концепции является разработка адекватного рыночной экономике организационно-экономического и правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие оптовой торговли в системе внутреннего рынка в целом.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
• формирование прозрачной системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров;
• восстановление финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей теневого оборота;
• создание равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности;
• укрепление нормативно-правовой базы развития оптовой торговли;
• создание развитой инфраструктуры оптовой торговли.
Дальнейшее реформирование оптовой торговли должно производиться на принципах:
· программно-целевого подхода в управлении развитием оптового звена;
• приоритетного развития рыночной инфраструктуры, оптовых продовольственных рынков;
• формирования и дальнейшего развития эффективной, отвечающей современным требованиям многоканальной системы товародвижения на основе реформирования существующего оптового звена;
• обеспечения баланса интересов всех участников товародвижения: производителей, оптовиков, розничной торговли, государства;
• ориентации на снижение издержек обращения, сокращение звенности и контроль структуры и динамики товарооборота;
• повышения инвестиционной привлекательности оптовой торговли и деловой активности потенциальных инвесторов;
• развития новых форм и методов государственной координации и регулирования оптовой торговли.
Стратегия развития оптового звена должна исходить из того, что потребности рынка товаров народного потребления должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:
• крупными оптовыми структурами республиканского
уровня (масштаба);
• оптовыми организациями регионального (городского, районного, областного) уровня (масштаба).
Оптовые организации республиканского уровня должны обеспечивать закупки крупных партий товаров стратегического назначения для потребителей всей республики.
Оптовые организации регионального уровня, закупая товары у оптовых структур республиканского уровня и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и за его пределами, доводят их до розничных торговых организаций и иных потребителей в зоне их деятельности.
Важным приоритетом в развитии опта является признание роли специализированных оптовых организаций как основного системообразующего звена оптовой торговли товарами народного потребления.