Личностный (субъективный) фактор
Техника
И технология средств массовой информации
Раздел «Дизайн периодических изданий»
Методические материалы
Составитель
профессор В.В. Тулупов
Воронеж 2001
Содержание
Основные понятия и термины…………………………………………………3
Принципы газетного дизайна………………………………………………….6
Материально-технические средства производства газеты…………………..7
Система мер в газетно-журнальном деле и размерные характеристики изданий……………………………………………………………………………….8
Шрифт – основа дизайна………………………..……………………………10
Классификации шрифтов…………………………………………………….12
Шрифтовое оформление заголовочного комплекса и текста……………...17
Постоянные элементы газеты………………………………………………..21
Структура и композиция периодического издания…………………………27
Элементы планирования газетной полосы………………………………….27
Оформительская модель……………………………………………………..29
Использование цвета…………………………………………………………32
Использованная литература…………………………………………………34
Из программы курса «Техника и технология СМИ»………………………32
Основные понятия и термины
Слово «оформление» сегодня нередко заменяется словом «дизайн» не случайно. Есть тому несколько причин: это, во-первых, растущий интерес к формированию эстетических и функциональных качеств предметной среды, включая газеты и журналы. Это, во-вторых, внедрение в издательскую практику методов художественного конструирования, или композиционно-графического моделирования. Понятие «дизайн» в большей мере отвечает характеру и масштабу современных подходов к выпуску изданий. Понятия «оформление», «дизайн», «формообразование» стоят в одном синонимическом ряду и в то же время отражают разные стороны одного и того же процесса, разные его масштабы. Рассмотрим эти понятия в отдельности.
Художественно-техническое оформление газеты – это система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного – и дополнительных цветов.
Оформление – это тоже политика, тонкий инструмент комментария
Дизайн (design – англ. – замысел, проект, чертеж, рисунок) – это художественное конструирование. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения – все это отдельные элементы для конструирования полосы как единого целого. Цель дизайна – представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно. Газетный дизайн называют прежде всего функциональным, но в его логичности, простоте, четкости проявляется и его особенная красота. Конструирование полос происходит, как правило, на основе модульной верстки.
Внутренние – собственно газетно-журнальные – формообразующие факторы.
Типологический формообразующий фактор.
Первое, что необходимо учитывать при оформлении изданий, это их принадлежность к той или иной разновидности. При этом не исключается возможность заимствования оформительских приемов одним типом издания у другого, взаимообогащение дизайнерским опытом. Порой у читателей не возникает целостного представления о газете или журнале по причине отсутствия у последних своего «лица».
Соревновательный (конкурентный) формообразующий фактор.
Он понуждает редакции к поиску нестандартных приемов и способов подачи материалов, к совершенствованию оформительского мастерства на базе новых технологий, к выработке «фирменных» стилей оформления, выделяющих каждое конкретное издание среди подобных.
Эстетический фактор.
Сознательно или интуитивно журналисты (сотрудники редакционно-издательских служб) и дизайнеры создают удобочитаемые и привлекательные произведения периодической печати: усиливают или ослабляют контрасты, выравнивают пропорции частей полосы, уравновешивают их части, выстраивают симметричные или асимметричные конструкции…
Внешние факторы (они воздействуют на форму как бы извне, со стороны техники, коммерции, читательской среды и т.д.).
Технологический фактор.
Традиционная или современная (электронная) технология заметно влияют на внешний вид изданий. Внедрение в газетно-журнальное производство настольно-издательских систем (НИС) позволяет весь допечатный процесс осуществлять редакциям. Это ускоряет выпуск номеров, рационализирует труд сотрудников, расширяет возможности дизайна.
Рекламный фактор.
Сегодня в изданиях представлены и редакционная и рекламно-справочная части. Дизайнеры должны учитывать разную тональность редакционных и рекламных полос.
Международный фактор.
Выделяются англо-саксонская, германская, франко-итальянская, российская школы (стили) оформления. Наши дизайнеры все активнее перенимают мировой опыт оформления периодических изданий.
Национально-традиционный.
Опыт собственной печати, традиции и привычки своей читательской аудитории не может не оказывать влияния на «лица» российских газет и журналов.
Читательский фактор.
У каждого периодического издания – своя читательская аудитория. Оформители учитывают психологию восприятия представителей «читательского ядра» (возраст, пол, профессия, социальный статус и т.п.), мнения читателей о содержании и форме изданий, предложения и пожелания об изменениях в их структурах, в способах подачи публикаций, в подборе шрифтов и т.д.
Личностный (субъективный) фактор.
И внешние, и внутренние формообразующие факторы воздействуют на графическую форму изданий через конкретных участников оформительского процесса – сотрудников секретариата, художников, художественных и технических редакторов. Чем выше профессионализм, художественная культура дизайнеров, чем лучше они владеют компьютерной техникой, тем лучше результат.
Из вышесказанного следует, что художественно-техническое оформление – это не произвольный, а строго детерминированный процесс, складывающийся под влиянием объективных и субъективных факторов, которые образуют закономерные связи между оформлением изданий и условиями их функционирования, их специфической природой.
С традиционным понятием «оформление» связана главным образом текущая работа над выпуском номера, начиная с подготовки редакционных материалов в печать и кончая макетированием полос или, при наличии настольно-издательской системы, их компьютерной верстки. Дизайн, кроме обычных операций с шрифтами и макетами, предполагает также художественно-техническое проектирование издания, создание его стабильной конструкции, которая служит моделью для серийного оформления номеров.
Понятие «формообразование изданий» включает в себя текущее и проектируемое оформление, нормирует и соподчиняет его с типологией, техникой, требованиями эстетики, читательской аудитории и т.д. Внешний, графический облик издания предстает здесь как результат воздействия формообразующих факторов. Процесс формообразования газет, еженедельников, журналов объясняет нам, почему данное издание или группа изданий имеет ту или иную конструкцию, что обусловливает преобладание тех или иных тенденций и стилей, воздействие каких факторов более значительно в один исторический период и менее значительно в другой.
Задачи оформления (дизайна) – способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов; облегчить их восприятие; руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы).
Можно говорить о национальных особенностях оформления, на которые влияют состояние экономики страны и развитие полиграфии, то, как происходило становление прессы, особенности структуры и потребностей читательской аудитории, специфика языка, письменность, алфавит.
Содержание и форма в газете. Содержание материалов определяет их форму во всех ее проявлениях: характер верстки, подачу материалов, приемы и средства технического оформления, их особенности. Но форма в газете – активная и подвижная категория, обладающая достаточной, хотя и относительной самостоятельностью. Одну и ту же страницу с одними и теми же по своему содержанию материалами можно оформить в нескольких вариантах; одна и та же форма может с одинаковым успехом служить в газете воплощению, раскрытию разного содержания (см. композиционно-графическую модель, КГМ); форма способна еще до ознакомления читателя с газетными материалами произвести на него впечатление. Поиск новых форм ведется оформителями, которые исходят как раз из относительной самостоятельности газетной формы. Только при этом важно правильно определить степень этой самостоятельности.
Лицо газеты определяется рядом объективных и субъективных причин. К объективным отнесем содержание, соответствующее определенному типу издания.
Субъективные причины, определяющие лицо газеты: опыт и вкус журналистов и полиграфистов, уровень подготовки сотрудников редакции, их профессиональное мастерство.
Таким образом, лицо газеты – это комплекс, состоящий из многих компонентов:
1. направление и характер материалов (содержание, жанры);
2. особенности языка и стиля;
3. формы подачи материалов, характерные только для этой газеты рубрики, отделы и разделы;
4. внешний вид, особенности графической формы, обусловленные версткой и техническим оформлением ее материалов (размещение материалов в номере, постоянные места отделов и рубрик газет; приемы оформления; текстовые и титульные шрифты; иллюстрации).
Лицо газеты складывается из двух сторон – из элементов, общих для всех газет, и из специфики, особенностей, отличающих его от лица всех остальных газет. Лицо газеты может совершенствоваться и улучшаться, но основы его, при сохранении того же характера газеты, следует сохранять неизменными.
Композиция – построение номера и каждой из его страниц. Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. Устойчивая композиция номера – один из основных компонентов долговременной модели газеты.
Композиция – это всегда выражение некоторой идеи, а не простое механическое размещение сообщений на газетной полосе, это всегда поиск их взаимосвязи, их отношений (равнозначности, подчиненности и т.п.), помогающих читателю разобраться в предлагаемом материале, воспринять образ периодического издания.
Верстка – технический процесс монтажа печатной формы; размещение конкретных материалов в номере.
Верстка находит свое наглядное выражение в процессе макетирования, с ее помощью композиция газеты конкретно воплощается в действительность.
Виды верстки.
1. По конфигурации материалов.
- простая,
- ломаная.
2. По направлению разверстки материалов на полосе.
- вертикальная,
- горизонтальная,
- смешанная.
3. По степени симметрии размещения материалов на полосе.
- симметричная,
асимметричная.
Все компоненты лица газеты получают свою фиксацию в так называемой модели газеты.
Модель (композиционно-графическая модель – КГМ), по Д.Георгиеву (Болгария), это:
1. «формула» газеты, которая сжато определяет ее главные задачи и общественную роль;
2. «типологическая концепция» дает указания на особенности читательской аудитории газеты, ее содержание и тематические направления, на использование жанровых форм, стиля, на ее объем, периодичность и тираж;
3. «графическая концепция» содержит характеристики структуры газеты – размещения ее материалов и рубрик, композиции страниц, всех постоянных графических элементов, от которых зависит характер ее оформления;
4. «организационная концепция» определяет структуру редакции, основы планирования и организации ее работы, систему изучения эффективности издания и т.д.