Классификация информационных систем

Термин "информационная система" относится к классу программных продуктов, облегчающих, или "автоматизирующих" ведение бизнеса. Система называется "информационной", если она поддерживает информационную поддержку бизнеса (любой деловой человек знает, сколько сил и средств уходит на поддержание необходимой информации). Соответствующая программа называется "системой", если она (в некоторых случаях последовательно, а иногда параллельно) выполняет более одной функции (одним из распространенных примеров являются информационные системы, поддерживающие ведение складского хозяйства: они отслеживают поступление товаров на склад, отпуск товаров покупателю, а также контролируют наличие на складе необходимого количества каждого продукта).

Потребительские свойства информационной системы:

- Функциональная полнота- система должна обеспечивать получению любой необходимой пользователю информации на некотором заданном интервале времени.

- Временная обеспеченность - возможность получения нужной информации в требуемое время.

- Функциональная надежность- получение безошибочной информации в заданные сроки.

- Эффективность - система должна приносить пользу.

- Адаптивность - система должна обладать способностью приспосабливаться к частично изменившимся условиям объекта и обеспечивать устойчивое функционирование на большом интервале времени.

- Иерархическая агрегатируемость - возможность быть составной частью с системой более высокого уровня.

Используется следующая классификация систем и подсистем информационных систем. В зависимости от уровня обслуживания производственных процессов на предприятии сама КИС или его составная часть (подсистемы) могут быть отнесены к различным классам:

- Класс А: системы (подсистемы) управления технологическими объектами и/или процессами.

- Класс В: системы (подсистемы) подготовки и учета производственной деятельности предприятия.

- Класс С: системы (подсистемы) планирования и анализа производственной деятельности предприятия.

Первые системы класса А, которые были разработаны для решения задач управления процессами, в основном охватывали сферу складского, бухгалтерского или материального учета. Их появление связано с тем, что учет материалов (сырья, готовой продукции, товаров) с одной стороны является извечным источником различных проблем для руководства предприятия, а с другой (на предприятии относительно крупного размера) одной из самых трудоемких областей, требующих к себе постоянного внимания. Основной «деятельностью» такой системы является учет материалов. Эти системы, как правило, характеризуются следующими свойствами:

- достаточно высоким уровнем автоматизации выполняемых функций;

- наличием явно выраженной функции контроля за текущим состоянием объекта управления;

- наличием контура обратной связи;

- объектами контроля и управления такой системы выступают:

- технологическое оборудования;

- датчики;

- исполнительные устройства и механизмы.

- малым временным интервалом обработки данных (т.е. интервалом времени между получением данных о текущем состоянии объекта управления и выдачей управляющего воздействия на него);

- слабой (несущественной) временной зависимостью (корреляцией) между динамически изменяющимися состояниями объектов управления и системы (подсистемы) управления.

В качестве классических примеров систем класса А можно считать:

SCADA - Supervisory Control And Data Acquisition (диспетчерский контроль и накопление данных);

DCS - Distributed Control Systems (распределенные системы управления);

Batch Control - системы последовательного управления;

АСУ ТП - Автоматизированные Системы Управления Технологическими Процессами.

Следующий этап усовершенствования материального учета был ознаменован системами планирования производственных или материальных (в зависимости от направления деятельности организации) ресурсов, они причисляются к классу В. Эти системы, вошедшие в стандарт, а вернее два стандарта (MRP - Material Requirements Planning и MRP II - Manufacturing Requirements Planning), очень широко распространены на Западе и давно и успешно используются предприятиями, в первую очередь производственных отраслей. Основные принципы, которые легли в основу систем стандарта MRP, включают:

- описание производственной деятельности как потока взаимосвязанных заказов;

- учет ограничения ресурсов при выполнении заказов;

- минимизацию производственных циклов и запасов;

- формирование заказов снабжения и производства на основе заказов реализации и производственных графиков.

Разумеется, есть и другие функции MRP: планирование цикла технологической обработки, планирование загрузки оборудования и т.д. Следует отметить, что системы стандарта MRP решают проблему не столько учета, сколько управления материальными ресурсами предприятия.

Классическими примерами систем класса В можно считать:

- MES - Manufacturing Execution Systems (системы управления производством);

- MRP - Material Requirements Planning (системы планирования потребностей в материалах);

- MRP II - Manufacturing Resource Planning (системы планирования ресурсов производства);

- RP - С Resource Planning (система планирования производственных мощностей);

- CAD - Computing Aided Design (автоматизированные системы проектирования - САПР);

- САМ - Computing Aided Manufacturing (автоматизированные системы поддержки производства);

- САЕ - Computing Aided Engineering (автоматизированные системы инженерного проектирования - САПР);

- PDM - Product Data Management (автоматизированные системы управления данными);

- SRM - Customer Relationship Management (системы управления взаимоотношениями с клиентами).

Одна из причин возникновения подобных систем - необходимость выделить отдельные задачи управления на уровне технологического подразделения предприятия. Наиболее популярным на данный момент новым видом информационных систем являются системы стандарта ERP - Enterprise Resource Planning. Это системы класса С.

В соответствии со словарем APICS (American Production and Inventory Control Society), термин «ERP-система» (Enterprise Resource Planning — Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях.

Во-первых, это — информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов.

Во-вторых (в более общем контексте), это — методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибуции и оказания услуг. ERP- системы в своей функциональности охватывают не только складской учет и управление материалами, что в полном объеме предоставляют вышеописанные системы, но добавляют к этому все остальные ресурсы предприятия, прежде всего денежные. То есть ERP-системы должны охватывать все сферы предприятия, непосредственно связанные с его деятельностью. В первую очередь, здесь имеются в виду производственные предприятия. Системы данного стандарта поддерживают осуществление основных как финансовых, так и управленческих функций. В круг задач решаемых системами (подсистемами) данного класса можно включить:

анализ деятельности предприятия на основе данных и информации, поступающей из систем класса В;

- планирование деятельности предприятия;

- регулирование глобальных параметров работы предприятия;

- планирование и распределение ресурсов предприятия;

- подготовку производственных заданий и контроль их исполнения.

- наличие взаимодействия с управляющим субъектом (персоналом), при выполнении стоящих перед ними задач;

- интерактивность обработки информации.

Классическими названиями системы класса С можно считать:

- ERP - Enterprise Resource Planning (Планирование Ресурсов Предприятия);

- IRP - Intelligent Resource Planning (системами интеллектуального планирования);

- АСУП;

- EIS.

BRP системы

В BRP системах на первый план выделены новые цели и методы, диктуемые новой ситуацией в мире, а именно:

1. резкое снижение затрат времени на выполнение функции:

2. резкое снижение числа работников и других затрат на выполнений функций:

3. глобализация бизнеса:

4. работа с клиентами и партнерами в любой точке мира;

5. работа с клиентом в режиме 24 часа 365 дней;

6. опора на рост мобильности персонала;

7. работа на будущие потребности клиента;

8. ускоренное продвижение новых технологий;

9. движение в информационное общество.

При классификации предприятий по мотивам к проведению BRP выделены три категории предприятий, обдумывающих и планирующих для себя реконструкцию:

1. находящиеся в большой тревоге (теряют клиентов, объем продаж, имеют плохие финансовые показатели);

2. текущие дела в порядке, но их руководители предвидят серьезные проблемы в будущем, если имеющаяся организация не изменится в принципе;

3. лидирующие в своей области – создать условия по затруднению конкуренции с собой.

Для отечественных предприятий:

1. выйти на внешние рынки:

2. появление на своем рынке конкуренции иностранных фирм:

3. стремление создать условия для западных инвестиций в данное предприятие;

4. перейти к выпуску качественно новой продукции.

В бизнес-модель любого предприятия входят:

- стратегия фирмы;

- новый набор бизнес-правил (уменьшение затрат);

- новый набор структур;

- новые условия работы персонала;

- новый подход к получению информации от потребителей;

- обеспечение функционирования всех предыдущих процедур и структур с помощью информационной системы на основе новых информационных технологий.

При разработке информационной системы методы проектирования определяются и рассматриваются в НСП на том уровне, на котором сохраняется интеграция аспектов IT, бизнес - аспектов и аспектов человеческого фактора. Должны рассматриваться методы разработки управляющих функций системы, а не только методы программирования и отладки прикладных комплексов. Методы управления размещением базы данных, инструкции к системе программирования, а также некоторые частные технические методы.

При НСП используются: ситуационный и диагностический анализ положения предприятия; финансовый анализ положения предприятия; степень и динамики прибыльности отдельных товаров и процессов; маркетинговый анализ; социологический анализ; анализ стратегических целей предприятия и критических факторов его успеха; инвентаризация и оценка состояния информационных систем предприятия; детальное обследование предприятия и построение моделей существующей структуры организации, процедур и показателей деятельности; анализ документов и регламентов, используемых в производственных процессах

Строятся новые целевые модели предприятия:

1. понятийная;

2. организационная;

3. информационная;

4. функциональная;

5. территориальная и др.

Наши рекомендации