Iii. вокально-хоровой анализ
Произведение «Освещается небо и земля» А. И. Рожнова или Сапиенца написано для смешанного четырехголосного хорового состава, a cappella.
Общехоровой диапазон:
миб - фа#1
Диапазон хоровых партий:
С ми1 - фа#1
А сим - до#2
Т мим - фа#1
Б миб - ми1
Тесситура хоровых партий в целом считается удобной, динамика соответствует возможностям голосов. Нижние ноты басов исполняют октависты:
Прозрачная гармония, запоминающаяся мелодия, повторения, широкий диапазон хоровых партий подразумевают среднюю степень загруженности хора. Ансамбль в произведении естественный.
В произведении основной тип атаки – мягкий - сближение связок до состояния фонации одновременно с началом выдоха. Мягкая атака сохраняет чистоту тембра и создает условия для эластичной работы связок.
Взятие дыхания перед нотой должно быть спокойным, легким, обязательно со свободным голосовым аппаратом. «Взятие звука» должно быть «без подъездов» и шумовых призвуков. Переход от звука к звуку должен совершаться без glissando.
Звуковедение в произведении: legato. Legato - непрерывное связное пение. Для достижения такого штриха необходимо выразительное исполнение интонации, фраз, ясное ощущение движения. Штрих legato придает композиции певучесть, мягкость. Характер звука является важным средством выразительности в исполнении. Опираясь на образную составляющую данного произведения, необходимо отметить, что характер звука должен быть светлым, округлым. В произведении используется важный динамический оттенок – sf.
Дыхание в сочинении берется в конце каждого предложения (цезуры и паузы). Фразы достаточно длинные, поэтому в остальном - дыхание цепное. Трудность возникает в том, что цепное дыхание - это коллективный навык, обуславливающий наличие у певцов обостренного чувства ансамбля. Следует отметить, что для этого надо особенно связывать такты: между последней нотой предыдущего такта и первой последующего такта не дышать. Дыхание брать следует легко и активно, в характере произведения.
Чистота строя в хоре - непременное условие всякого хорового исполнения. В то же время - это одно из сильнейших средств музыкальной выразительности. Горизонтальный и вертикальный строй имеют немаловажное значение в произведении. Нельзя добиваться вертикального строя до тех пор, пока не будет интонационно точно выверена каждая партия в отдельности.
В работе над горизонтальным строем нужно знать, что:
- большая секунда – поется широко, малая секунда – узко и близко:
-при поступенном движении вниз очень часто интонация занижается. С каждой нотой нужно петь выше, в высокой позиции, с преобладанием головного резонатора:
- пение на одной ноте также представляет трудность, исполнять необходимо в высокой позиции и на хорошем дыхании:
- в произведении встречаются скачки на кварту, сексту, септиму,октаву:
- переход в разные регистры следует осуществлять в одной позиции, выровнено, стараться не отделять тем самым грудной резонатор от головного:
Их необходимо петь точно, «без подъездов». Способы преодоления этих трудностей: пение вне ритма, с помощью графического показа, остановки на данном звуке; и, конечно, «впевании».
Если какой-либо аккорд в процессе разучивания звучит грязно, то следует пропеть его вне ритма, либо набрать по одному звуку по очередности.
Причиной неточного интонирования в хоре может быть неправильное дыхание и звукообразование, низкая певческая позиция, а также неверное произношение гласных и согласных.
Для преодоления сложностей в темповом плане дирижеру и исполнителям необходимо четкая пульсация четвертями. Все распевы необходимо исполнять четко, не размазывая. На крупных длительностях ясно ощущать пульсацию.
Артикуляционный ансамбль означает полное единство дикции (произношения) и штрихов при предельной ритмической дисциплине. Для его достижения важны: единая манера произношения гласных и согласных звуков, начала и окончания фраз, начала и снятия выдержанных звуков. Особого внимания требуют согласные, преимущественно сдвоенные или строенные: «о-мо-фо-ро-ми-ло-сти-по-крый». Особенности содержания произведения требуют ясного, округлого оформления гласных и хорошей артикуляции, текст необходимо произносить осмысленно и сосредоточено.
Тембр служит важным средством выразительности. Эта ансамблевая задача является одной из наиболее важных исполнительских средств. Голоса певцов, обладающие различными индивидуальными тембрами при едином принципе дыхания, звукообразования, звуковедения, произношения гласных и согласных во время пения, сливаясь, образуют общий, ровный тембр звучания хора. Очень важно найти краски звучания всего хора или отдельных партий. Их следует искать путем постановки перед хором образной творческой задачи. Если такой работы не проделано, то произведение не может быть исполнено. Для удачного выбора тембра необходимо осмыслить литературный текст. Тембр высоких голосов должен быть ярким, звонким. У низких голосов - более бархатным, матовым, теплым. Конечно, нужно не забывать об округлости звука, общем тембровом ансамбле, который подразумевает уравновешивание общей хоровой звучности.
Вокальный ансамбль тесно связан с тембральным. Вокальный ансамбль достигается, прежде всего, правильным подбором певцов с голосами приблизительно одного тембра и умением сливаться и подстраиваться друг к другу. Для достижения ансамбля также важно слияние голосов по высоте, единое формирование диапазона в верхнем и нижнем регистре.
Темповый ансамбль основывается на едином ощущении темпа всеми певцами, на синхронном совпадении голосов по вертикали, одновременном взятии дыхания, произнесении слов. В работе над сдержанным темпом полезно применять внутридолевое дробление, пульсирующее заполнение длительностей.
Хороший ансамбль в хоре - результат постоянного внимания к нему не только со стороны дирижера, но и создание атмосферы повышенного слухового контроля среди певцов.