Методы восстановления качества горючего (по фракционному составу и восстановление кач-ва охлаждающей жидкости по содержанию этиленгликоля).
Билет 21
Марки и эксплуатационные свойства авиационного топлива.
АВИАБЕНЗИН
В качестве основных и дублирующих марок на авиационных двигателях военной техники применяются авиационные бензины марок
Б 91/115 и
Б 95/130 по ГОСТ 1012 и
Б-92 по ТУ 38.401-58-47.
Марка бензина означает его октановое число по моторному методу, указываемое в числителе и сортность на богатой смеси – в знаменателе дроби.
Б 91/115 предназначен для эксплуатации двигателей АШ-62 ир, Аи-26В, М-14Б, М-14П, М-14В-26, а
Б 95/130 – для двигателей АШ-82Т и АШ-82В. Бензин Б-92 может применяться взамен бензина Б 91/115 в двигателях всех типов.
Авиационные бензины изготовляются из продуктов прямой перегонки нефти, каталитического крекинга с добавкой высокооктановых компонентов – алкилата, изомеризата, технического изооктана, этиловой жидкости и антиокислителей. В бензины прямой перегонки нефти разрешается добавлять толуол не более 20 % и пиробензол не более 10 %. Ароматические углеводороды повышают температуру начала кристаллизации и способствуют нагарообразованию на поверхности цилиндров и поршней двигателя. Общее содержание ароматических углеводородов в бензине марки Б-95/130 и Б-91/115 по ГОСТ 1012 – 35 % масс. В качестве антиокислителя применяется п-оксидифениламин, добавляемый в количестве 0,002 – 0,005 % масс.
Свойства:
-детонационной стойкости;
-фракционного состава;
-давления насыщенных паров;
-удельной теплоты сгорания;
-кислотности;
-индукционного периода.
Методы восстановления качества горючего (по фракционному составу и восстановление кач-ва охлаждающей жидкости по содержанию этиленгликоля).
А) Восстановление топлива по фракционному составу производится путем смешения некондиционного горючего с однотипным горючим, имеющим запас качества по показателям фракционного состава.
Восстановление путем смешения и добавления недостающих компонентов включает:
-лабораторную проверка показателей качества некондиционного продукта и продукта с запасом качества;
-расчет продуктов смешения;
-лаб испытания образца смеси, проверку правильности выполненных расчетов;
Для определения соотношения компонентов, подлежащих смешению при восстановлении качества по фракц составу используется формула:
Ра= (Х-Хв) / (Ха-Хв) * 100%
Ра-количество топлива с запасом качетсва
Х-показатель качества для данной точки выкипания по ГОСТ при данной температуре выкипания
Ха-показатель качества для данной точки выкипания топлива с запасом качества при той же температуре выкипания
Хв-показатель качества для данной точки выкипания некондиционного горючего при той же температуре выкипания
Для расчет необходимо сперва произвести разгонку некондиционного горючего и горючего с запасом качества. По данным разгонки строят кривые разгонки на ?милитрованной? (так написано бля в методе) бумаге. Затем по кривым разгонки определяют процент выкипания обоих сортов горючего при нужной температуре.
Для каждой исправляемой точки задаются температурой:
а) для горючего текущего довольствия задаются температурой по предельному значению ГОСТ(ТУ);
б) если горючее будет израсходовано немедленно, то задаются предельной температурой ГОСТ(ТУ) плюс допустимое отклонение согласно Инструкции по контролю качества горючего.
Продукт с запасом качеств берут по наиб показателю.
Б)Испаряемость охлаждающей жидкости (гликолевой низкозамерзающей жидкости(ГНЖ)) практически равна испаряемости воды. Но т.к. температура кипения этиленгликоля высокая (+197,5), основную часть испаряемой жидкости составляет вода.
Для восстановления первоначального состояния охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации техники в систему охлаждения двигателя добавляют кипяченую или мягкую воду.
Кроме того, этиленгликоль обладает высокой гигроскопичностью, то есть способностью поглощать влагу из воздуха. Вследствие этого концентрация этиленгликоля в ГНЖ с течением времени изменяется, а ее эксплуатационные свойства ухудшаются.
Восстановлению подлежит та жидкость, в которой содержание этиленгликоля нижу установленных норм (по объему).
Мех примеси удаляются путем отстоя в резервуарах и последующего фильтрования.
Введение в охлаждающую жидкость антикоррозионных присадок производится в том случае, если анализом установлено пониженное содержание в жидкости динатрийфосфата и отсутствия декстрина.
Для исправления состава охлажд жидкости используется концентрированный этиленгликоль, и вода с общей жесткостью не более 6 мг*экв/л (дистиллированная вода)
Необходимое для восстановления количество компонентов рассчитывается по формулам:
Vв=V1*(C1-C)/C и V2=V1*(C-C1)/(C2-C)
Vв-количество воды, необходимое для исправления ОЖ с повышенным содержанием этиленгликоля;
V2-количество концентрированного этиленгликоля, необходимое для исправления ОЖ с повышенным содержанием воды;
V1-количество ОЖ, подлежащей исправлению;
С-содержание этиленгликоля в стандартной ОЖ;
С1-сожержание этиленгликоля в ОЖ, подлежащей исправлению;
С2-концентрация этиленгликоля для восстановления качества ОЖ.