Подготовка транспортных средств.
Железнодорожные вагоны для перевозки животных получают по заявкам. Не менее чем за 7 дней до погрузки животных необходимо дать письменную заявку с указание характера груза и количества требуемых вагонов в товарную контору станции погрузки.
По железной дороге убойных животных разрешается перевозить на расстояние от 200 до 800 км (не более) в специально оборудованных для этой цели вагонах. В зависимости от вида скота в них устраивают кормушки, скобы или кольца для привязи, полки, отводят место для размещения кормов, подстилочного материала. Одну дверь вагона огораживают досками или жердями высотой 1,5—1,7 м.
Для обслуживания скота в пути проводник получает необходимый инвентарь (лопату, метлу, веревки, мыло, полотенце, халат, креалин, хлорную известь и др.). В зависимости от вида, возраста и упитанности животных в один вагон рекомендуется помещать: 16—24 головы взрослого крупного рогатого скота, 24—28 голов молодняка, 36—50 телят; 80—110 овец; 50—80 свиней живой массой 30—80 кг, 45—50 голов живой массой 80—100 кг, 28—44 головы живой массой 100—150 кг; 14 лошадей; 8 верблюдов. Взрослый крупный рогатый скот, лошадей размешают продольно; молодняк, свиней, овец — без привязи. В клетках перевозят по 850—1050 кур, 250 гусей, 400—450 уток, 500 индеек, 500 кроликов.
Количество кормов берут из расчета обеспеченности при средней скорости движения на маршрутных перевозках на 430 км, в одиночных вагонах (или группой) на 360 км. Корма и подстилку размешают на полках или в междверном пространстве вагона. В среднем для разового поения одной головы крупного рогатого скота требуется 10—15 л воды; свиньи, овцы, теленка — 1,5—2 л. Желательно, чтобы температура воды была 10—15 °С. Проводники обязаны содержать вагон в чистоте, больных животных кормить и поить отдельно, трупы удалять на определенных станциях. Из вагонов животных выгружают только после ветеринарного осмотра. В процессе перевозки по железной дороге у животных бывают тепловые удары, случаи удушения, травмы, заболевания органов дыхания и желудочно-кишечного тракта, вздутие рубца, транспортная лихорадка, отравления аммиаком, сероводородом, а иногда и ядохимикатами, если вагоны ранее использовались для их перевозки.
При перевозке животных автомобильным транспортом используют специальные автомобили скотовозы или обычные боротвые. Автомобили-скотовозы вместительны и устойчивы при движении, кузов оборудован устройствами для приточной вентиляции, имеет две двери с трапом, освещение, навозосборник, перегородки высотой 1 м и кольца для привязи.
Бортовые автомашины дополнительно оборудуют прочными щитами
из досок высотой 1-1,5 м, а для лошадей — 2 м. Крупных животных
перевозят на привязи. При перевозке свиней, овец, телят кузов, если он
удлиненный, разделяют 2-3 перегородками, что предупреждает травмирование животных на подъемах, спусках, при резких торможениях.
Кузов автомашины должен быть исправным, не иметь острых выступов,
торчащих гвоздей, чистым, при необходимости продезинфицирован.
Для предохранения животных от ветра и сквозняка в холодное время
года впереди кузова ставят плотный щит, а в ненастную, морозную
погоду и солнечный день кузов покрывают брезентом. Пригодность
автотранспорта для перевозки животных устанавливает ветеринарный
врач хозяйства. Перед погрузкой животные подлежат обязательному ветеринарному осмотру. При этом их желательно рассортировать с учетом
пола, возраста и упитанности. Нормы погрузки определяют, исходя из
типа автотранспорта, состояния дороги, времени года, вида животных.
Запрещается перевозить животных, особенно свиней, в открытом кузове при температуре воздуха ниже -20°С.
Автомобиль-скотовоз может перевозить по 12-16 голов крупного рогатого скота, 60-80 голов овец, коз, свиней в зависимости от массы 30-60 кг – 30 голов, 60-80 кг – 25 голов, 80-100 кг – 20 голов, 100-150 кг – 15 голов.
При перевозках железнодорожным и водным, а также автомобильным транспортом, занимающих по времени более 6 ч, хозяйство обеспечивает животных согласно установленным нормам доброкачественными кормами и подстилочным материалом в количестве, достаточном на время нахождения в пути. На 100 кг живой массы для крупного и мелкого рогатого скота суточная норма сена составляет 5,5 кг. Кормов для свиней — 2-5 кг, птицы — 8 кг, для каждого кролика — 500 г травы (сена), или 100 г силоса или корнеплодов, или 20 г концентрированных кормов. Сено должно быть в тюках, зерно — в размолотом виде. В качестве подстилки используют солому или опилки.
Подготовка животных.
Предназначенных для транспортирования животных делят на группы (партии, гурты). Каждую группу комплектуют с учетом возраста, пола, живой массы и упитанности, при этом исходят из норм погрузки в вагон (автомашины и др.). Отобранных животных осматривают, при необходимости обрабатывают копыта, спиливают рога, очищают кожный покров, биркуют и размещают в отдельные вагоны. За неделю до отправки изменяют рацион и режим содержания, приближая к условиям пути следования.
Ветеринарные специалисты ведут клиническое обследование, термометрию, а также специальные исследования на туберкулез, бруцеллез и другие болезни, при необходимости животным делают профилактическиепрививки.
Основным принципом заготовок с.-х. продукции являются закупки по договорам контрактации. Договор контрактации, ежегодно заключаемый между хозяйством (производителем с.-х. продукции) и промышленным предприятием, перерабатывающим с.-х. сырьём (потребителем), служит основным документом, определяющим количество продукции, сроки доставки ее по календарному графику на оговоренные сторонами приемные пункты.
В порядке закупок подлежат приему мясо и убойные животные, отвечающие требованиям стандартов и ветеринарного законодательства. Больные животные, в том числе реагирующие на туберкулез, бруцеллез и другие болезни, принимаются в исключительных случаях.
Мясокомбинаты обязаны принять животных, поступающих из хозяйств, в предусмотренные графиком сроки, не позднее, чем через 2 ч с момента их прибытия. Время поступления (подвоза или подгона последней партии скота к воротам мясокомбината, подачи вагонов к разгрузке) приемщик обязан отметить в товарно-транспортной накладной. При доставке животных на предприятие за час до окончания работы приемку должны произвести в тот же день. Если животные доставлены позднее,то их принимают в начале следующего рабочего дня, но в этом случае мясокомбинат обязан предоставить помещение для размещения животных и обеспечить их водопоем до начала приемки. Животных, доставляемых по железной дороге, принимают в любое время суток.
Приемка животных производится в присутствии сдатчика, который обязан предъявить сопроводительные документы. Представитель ветсаннадзора проверяет состояние животных и соответствие поголовья сопроводительным документам, после чего дает разрешение на выгрузку. В первую очередь выгружают вагоны и автомашины с животными, благополучными по заболеваниям. Подозрительными по заболеваниям считаются партии животных, поступившие без сопроводительных документов, при неправильном их оформлении и расхождении фактического количества животных с указанным в документах. Их задерживают для уточнения причин. Неблагополучные партии (при выявлении больных или павших животных) направляют в карантин или для немедленного убоя на санитарной бойне.
Правила сдачи и приемки.
Сдача и приемка убойных животных могут производиться двумя способами: а) по массе и качеству мясных туш и б) по живой массе и упитанности. После ветосмотра и сортировки принятых по счету животных размещают в специально выделенных для хозяйства загонах. Принадлежность животных хозяйству обеспечивается биркованием их инвентарным номером и закреплением загонов номером хозяйства. После отдыха и голодной выдержки животных проводят убой согласно принятой технологии убоя для предприятий данного типа. В процессе убоя бирку (инвентарный номер) переносят на тушу и закрепляют ее на правой передней конечности (голяшке или рульке).Массу каждой туши устанавливают взвешиванием, упитанность определяет контролер ОПВК в соответствии с требованиями ГОСТ и инструкции клеймения мяса в присутствии представителя хозяйства. Туши крупного рогатого скота маркируют дополнительно буквами В, С, Н, что означает категории упитанности — высшая, средняя, ниже средняя. Сдатчику скота в убойном цехе вручается второй экземпляр акта-отвеса, на основании которого выписывается приемная квитанция (ПК-1). Цены за 1 кг массы туши являются договорными и зависят от упитанности туши и конъюнктуры рынка. Для определения живой массы скота пользуются коэффициентом пересчета (табл. 3).
Таблица 3