Тема 2. Дефектность сварных и паяных соединений
Сварные (паяные) соединения, выполненные в производственных условиях, могут иметь отклонения от установленных требований. Каждое такое отклонение (несоответствие) называют дефектом. Выявление дефектов является одной из задач технического контроля. Повышение качества сварных (паяных) соединений, как правило, связывают с устранением дефектов или уменьшением уровня дефектности. Под дефектностью неразъемных соединений понимают совокупность дефектов, различающихся по типу, виду, форме, размерам и количеству. Анализ дефектности позволяет произвести оценки не только уровня качества отдельных сварных (паяных) соединений, но и партии сварных (паяных) стыков. Низкий уровень дефектности сварных (паяных) соединений характеризует совершенство производства.
Дефекты сварных (паяных) соединений можно условно разделить на 3 группы:
1. Нарушение сплошностей (несплошности);
2. Искажение формы, отклонение размеров и состояния поверхности;
3. Несоответствие химического состава и структуры.
Наибольшую группу дефектов образуют дефекты несплошности сварных (паяных) соединений, которые разделяют на типы и виды. Вид дефекта обусловлен природой его возникновения. Тип дефекта обусловлен геометрическими признаками, формой и местом расположения.
Типы дефектов неразъемных соединений модно классифицировать по следующим признакам:
- По происхождению:
- производственные дефекты;
- эксплуатационные дефекты.
К производственным дефектам относят металлургические дефекты, возникающие при отливке и последующей обработке давлением, и технологические дефекты, которые возникают при термической обработке, сварке (пайке) и других технологических операциях. Эксплуатационные дефекты возникают в процессе эксплуатации в результате воздействия внешних факторов.
- По возможности выявления:
- явные дефекты;
- скрытые дефекты.
Явные дефекты выявляют внешним осмотром, а скрытые - методом неразрушающего контроля.
- По возможности устранения:
- исправимые;
- неисправимые.
Соединения с неисправными дефектами к доработке не допускаются и изделие бракуется.
- По протяженности:
- отдельные (единичные);
- скопления. Под скоплением дефектов понимают не протяженные дефекты, расположенные компактно.
- цепочки. Под цепочкой пор понимают дефекты, протяженные и вытянутые в линию.
- По форме:
- плоскостные (трещиноподобные) дефекты;
- объемные дефекты.
Плоскостные дефекты являются наиболее опасными в связи с концентрацией напряжения в зоне их расположения.
- По месту расположения:
- поверхностныедефекты;
- внутренние дефекты (в том числе и подповерхностные);
- сквозныедефекты. При наличии сквозных дефектов снижается герметичность сварных (паяных) соединений.
- По влиянию на эксплуатационные свойства:
- критические дефекты;
- значительные дефекты;
- малозначительные дефекты.
Под критическими дефектами понимают дефекты недопустимых размеров, при которых использование сварных (паяных) изделий по назначению недопустимо. Значительные дефекты влияют на использование изделия по назначению, но не являются критическими и подлежат исправлению. Малозначительные дефекты не влияют на использование изделия по назначению и могут быть оставлены без исправления, так как исправление таких дефектов может привести к снижению качества.
Приведенная классификация дефектов по типам позволяет оптимизировать выбор методов неразрушающего контроля по различным признакам.
В связи с необходимостью обеспечения промышленной безопасности эксплуатации сварных изделий устанавливают нормы допустимости дефектов сварных (паяных) соединений. Нормы разделяют на:
- технологические нормы;
- эксплуатационные нормы.
Эксплуатационные нормы являются расчётными, они базируются на теоретических знаниях и экспериментальных исследованиях влияния дефектов на эксплуатационные свойства сварных соединений. Эти нормы устанавливаются в процессе испытаний и расчетной оценки сварных (паяных) соединений, например, на прочность. Эксплуатационные нормы, как правило, устанавливают для конструкций ответственного назначения
Технологические нормы применяют в транспортном машиностроении, сельскохозяйственном машиностроении и других областях, так как условия эксплуатации сварных соединений не требуют выполнения большого объема испытаний. Как правило, не соответствие технологическим нормам может быть выявлено визуально-измерительным контролем.
При определении норм допустимости дефектов, их характеристики классифицируют на абсолютные и относительные. К абсолютным характеристикам относят линейные размеры дефектов, их количество, расстояние между ними. Относительные характеристики используют для сравнительной оценки различных технологических решений, например, при выборе способов и режимов обработки. К относительной характеристике можно отнести отношение линейного размера дефекта к толщине основного металла.
При установлении норм допустимости дефектов учитывают следующие факторы:
1. Эксплуатационные факторы. Они учитывают характерные условия эксплуатации.
Для обоснования норм допустимости дефектов необходимо оценить их влияние на эксплуатационные характеристики, например, на прочность сварных (паяных) соединений.
2. Конструктивные факторы. К ним относится материал, толщина, тип соединения, форма шва и другие параметры сварных (паяных) соединений.
3. Технологические факторы. К ним относятся способ подготовки поверхности деталей перед сваркой (пайкой), способ и параметры режима сварки (пайки), число подварок (подпаек) и др.
Нормы допустимости дефектов устанавливают, исходя из категории (степени) ответственности сварных (паяных) соединений. Категорию изделия устанавливает конструктор совместно с отделом главного технолога (сварщика) в зависимости от назначения, условий эксплуатации и методов контроля. Категория указывается на чертежах сварных (паяных) изделий. Как правило, известно 3 категории. Чем выше категория, тем выше уровень требования. Первая категория устанавливается для особо ответственных сварных (паяных) соединений. Для неё характерны самые жесткие нормы допустимости дефектов. Категория обуславливает объем и методы неразрушающего контроля, уровень автоматических способов сварки (пайки), разряд и квалификацию сварщиков (паяльщиков), сборщиков и контролеров.
Исходя из норм допустимости дефектов и категории, сварные (паяных) соединения разделяют по 3-м группам качества:
1. Годные соединения. Они имеют малозначительные допустимые дефекты;
2. Дефектные соединения. Они имеют недопустимые, но устранимые дефекты. Доработка осуществляется путем подварки.
3. Бракованные соединения. Они имеют не устранимые дефекты и доработка сварных соединений не допускается.
Нормы для бракования сварных (паяных) соединений указываются в ТУ на изготовление и приёмку изделия. Анализируя статистику по дефектам, можно определить уровень (долю) дефектных и бракованных сварных (паяных) соединений в партии изделий и сравнить их с требованиями нормативных документов.