Лекция 2. Типы процессных команд
В зависимости от выполняемых работ наиболее часто используются два типа процессных команд:
§ 1) команда объединяет совместно работающих людей разных специальностей, выполняющих рутинную и повторяющуюся работу, на длительное время;
§ 2) команда объединяет людей для решения нестандартной и, как правило, сложной задачи. Команды подобного типа создаются на время решения задачи и по завершении проекта расформировываются. Причем один работник может быть одновременно членом нескольких команд, распределяя свое время между несколькими проектами.
Определениеучастников реинжиниринговой деятельности и выполняемых ими функций являются основой эффективности процесса (табл. 4).
Таблица 4. Участники реинжиниринговой деятельности и их функции
Участники | Функции |
1. Лидер проекта — один из высших менеджеров фирмы | Возглавляет деятельность реинжиниринга, отвечает за идеологическое обоснование проекта, создает общий дух новаторства и ответственности |
2. Управляющий комитет — члены высшего руководства, лидер проекта, менеджеры процессов | Осуществляет наблюдение, согласует цели и стратегии, интересы рабочих команд, разрешает конфликты |
3. Менеджеры оперативного руководства | Разрабатывают методики и инструменты реинжиниринга, проводят обучение, координируют, помогают в формировании команд |
4. Менеджеры процессов | Разрабатывают методики и инструменты реинжиниринга, проводят обучение, координируют, помогают в формировании команд |
5. Рабочие команды — работники фирмы и внешние консультанты и разработчики | Осуществляют непосредственную работу по реинжинирингу |
Для формирования слаженной работоспособной команды необходимы:
§ точное описание основных целей;
§ тщательная разработка бюджета;
§ идентификация ключевых ролей и фиксация объективных требований к кандидатам;
§ тщательный подбор и детальная проверка кандидатов;
§ непрерывный мониторинг, умение выявлять и исправлять ошибки.
Для осуществления реинжиниринга используются определенные инструменты (рис. 5).
Этапы проведения реинжиниринга приведены на рис. 6.
В общем случае этапы методики реинжиниринга бизнес-процес- сов включают следующие действия:
§ разработка проекта и выделение бизнес-процессов. Определяются цели и задачи проекта, формируется команда по реинжинирингу и определяется подход к реинжинирингу;
§ документирование бизнес-процессов. На этом этапе выполняется построение графических моделей бизнес-процессов на основе предложенной методики их документирования, хронометрируются составные операции бизнес-процессов:
§ сравнительный анализ бизнес-процессов (бенчмаркинг). Проводится анализ бизнес-процессов с целью сравнения их с бизнес- процессами передовых подразделений организации или организации-конкурента;
§ разработка образа будущей организации. Цель этого этапа- сформулировать систему взглядов на новую организацию согласно ее целям и возможностям. В команду по реинжинирингу целесообразно включать субъектов внешней среды;
§ анализ проблем и перепроектирование бизнес-процессов и технологий. Цель этапа — выявление проблемных мест технологических и бизнес-процессов:
§ внедрение новых бизнес-процессов, технологий и оценка результатов. На этом этапе необходимо сопоставить результаты эффективности функционирования бизнес-процессов с заданными в начале реинжиниринга критериями, с учетом затрат по видам функциональной деятельности.
Рис. 5. Инструменты реинжиниринга
Успех процесса реинжиниринга обусловлен определенными факторами (рис. 6).
Реинжиниринг в организациях приобретает ярко выраженную антикризисную направленность. Направленность организационных мероприятий при антикризисном управлении совпадаете динамикой изменений, происходящих при реинжиниринге.
При этом необходимо отметить следующее:
§ эффективная деятельность процессных команд может обусловить создание новых структурных единиц;
§ создание или объединение процессных команд может обусловить дробление или укрупнение предприятия;
§ создание процессных команд в новых видах деятельности способствует переходу к дивизиональной модели управления предприятием.
Рис. 6. Этапы реинжиниринга бизнес-процессов
Рис. 7. Факторы успеха реинжиниринга
Тем самым реинжиниринг повышает мобильность организации при переходе на антикризисные технологии управления, что особенно важно в современных российских условиях.