Особенности управления инновационной деятельностью

  19.12.2011, 13:49
Для каждого уровня управления в инновационном менеджменте характерны свои задачи, функции и методы управления. Этапы инновационного менеджмента будем рассматривать далее на примере управления в корпорации, как в одном из наиболее перспективных уровней экономики. Эффективный менеджмент зависит от способности коллектива менеджеров сформировать ключевые факторы успеха компаний, систему конкурентных преимуществ, определить совокупность внутренних и внешних факторов функционирования и развития компании. Центральным направлением современного менеджмента становится стратегическое планирование и управление деятельностью компании, которое может быть дифференцировано по следующим уровням: - стратегия корпорации в целом (для компаний и всех сфер ее деятельности); - деловая стратегия текущего управления (для каждого вида деятельности компании); - функциональная стратегия (НИОКР, производство, маркетинг, и т.д.) – для каждого функционального направления, определенной сферы деятельности; - операционная стратегия (регионы, отделы внутри функциональных направлений) - она разрабатывается внутри функциональных направлений. Для моноотраслевых компаний существуют только нижние уровни стратегии и стратегических действий. Изменение характера экономического развития потребовало создания новой парадигмы управления, все большее значение получили типы поведения, направленные на достижения. Организация рассматривается как открыта система, ориентированная на внезапные и резкие изменения во внешней и внутренней среде (в технологиях, рынках, поведении конкурентов, социально-политическом и экономическом окружении), меняются механизмы, структуры, методы и подходы менеджмента. Значительные изменения происходят в понимании процесса управления. Процессуальный подход, логика организации и координация в менеджменте также видоизменяется. В процессе управления обязательны современная реакция на изменения в окружающей среде, четкая корреляция, усилий и вознаграждения, установление долевого участия менеджера в работе групп на всех этапах, а также четкое видение организации и ее будущего. В таком подходе «процесс управления представляется как совокупность циклических действий», который жестко привязан к процессу производства и образует «непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций». Изменение моделей экономического роста, вовлечение все большего числа стран, компаний и производств в инновационное развитие значительно видоизменяет функции и методы менеджмента, соотношение между его составляющими. Так, общий инновационный менеджмент включает: - нормативный менеджмент, нацеленный на разработку философии, инновационной политики и общих стратегических намерений; - стратегический менеджмент, занятый выработкой стратегий и их реализаций; - оперативный менеджмент, связанный с практическим осуществлением мероприятий по управлению инновационной деятельностью. Соотношение между этими видами менеджмента непостоянно и носит ситуационный характер. Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Например, функция менеджера направлены на поддержание достигнутого состояния системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры. Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния. Задачи менеджера при выработке параметров управления еще сложнее. Параметры управления должны быть рассчитаны на управление неравновесными системами с асинхронным уровнем распространения информации, инвестиционных ресурсов, накопленного технологического опыта и пр. Рыночный спрос на инновации также имеет асинхронный характер. Возмущающие параметры носят непредсказуемый и недетерминированный характер.

стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

Значение выбора стратегии.

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.

Чтобы цель могла быть достигнута, нужно исходить из следующих принципов:

· Четкая и конкретная формулировка цели, выраженная в конкретных измерителях(денежных, натуральных, трудовых).

· Каждая цель должна быть ограничена во времени, задан срок ее достижения (например, наладить серийный выпуск новой модели мясорубки к концу 3-го квартала). Цели могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет) и краткосрочными (до 1 года). Цели уточняются с учетом изменений обстановки и результатов контроля.

· Цели должны быть достижимыми.

· Цели не должны отрицать друг друга.

Методы выбора инновационной стратегии

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

· Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

· Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

· Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

Инновационная стратегия исходит из принципа "время - деньги".

Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:

1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.
Пример 1. Изобретательский цикл. Здесь зарождение - появление первой идеи (оформленного технического решения), которая ляжет в основу нового вида техники (формулирование принципа деятельности).
Пример 2. Производственный цикл. Зарождением является создание фирмы - эксплерента (то есть фирмы, которая специализируется на создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка), которая берется разрабатывать новую технику.

2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.
Пример 1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая позволит перейти к общему представлению нового вида техники (формулирование компоновочной схемы).
Пример 2. Начало преобразования фирмы - эксплерента в фирму - патиент (фирма, работающая на узкий сегмент рынка и удовлетворяющая существующие на нем специфические потребности).

3. Утверждение. Переломом является возникновение сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы.
Пример 1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая позволит прейти к практическому созданию первых образцов нового вида техники (создание конструктивной схемы).
Пример 2. Начало преобразования фирмы-патиента в фирму-виолент (фирма с "силовой" стратегией, действующая в сфере крупного стандартного бизнеса, характеризующаяся высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции).

4. Стабилизация. Перелом во вступлении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.
Пример 1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая позволит перейти к практической реализации технических систем, пригодных к широкомасштабной реализации (создание нескольких типоразмеров).
Пример 2. Выход виолента на мировой рынок и образование на нем первого филиала.

5. Упрощение. Переломный момент, состоящий в начале “увядания” системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла “апогей” своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.
Пример 1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая связана с оптимизацией созданной технической системы.
Пример 2. Образование из виолента транснациональной компании (ТНК).

6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.
Пример 1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), связанного с усовершенствованиями ранее созданной технической системы на уровне рационализаторских предложений.
Пример 2. Начало распада ТНК на ряд обособленных фирм-коммутантов (фирм, осуществляющих средний и мелкий бизнес для удовлетворения местных потребностей при индивидуализированном подходе к клиентам на базе использования достижений фирм-виолентов).

7. Исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.
Пример 1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), которая связана с изменением функции эксплуатируемой техники.
Пример 2. Окончание процесса разделения ТНК на ряд полуобособленных фирм-коммутантов, в этой ситуации гибель одной фирмы не вызывает никаких осложнений в деятельности других.

8. Деструктуризация. Перелом выражается в остановке всех процессов жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.
Пример 1. Прекращение поступлений идей, связанных с техникой данного вида (при этом отдельные образцы старой техники могут использоваться в качестве реликвий, и в связи с этим не исключено появление технических решений, которые относятся, как правило, к пятому или шестому этапу).
Пример 2. Прекращение существования фирмы (как правило, это означает ее пере специализацию на выпуск другой продукции).

Каждое поколение техники проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл. Пусть фирма в отрезок времени от t1 до t3 работает над тремя поколениями техники А, В, С, последовательно сменяющими друг друга. На стадии зарождения и начала роста выпуска продукта В (момент t1) затраты на его производство еще велики, спрос же пока мал, что ограничивает экономически оправданный объем производства. В этот момент объем выпуска продукта А (предыдущего поколения) весьма велик, а продукт С еще вообще не выпускается. На стадии стабилизации выпуска продукции поколения В (момент t2, этапы насыщения, зрелости и стагнации) его технология полностью освоена; спрос весьма велик. Это период максимального объема выпуска и наибольшей совокупной прибыльности данного продукта. Выпуск продукта А упал и продолжает падать. С появлением и развитием нового поколения техники (продукта С), обеспечивающего еще более эффективное выполнение той же функции, начинается падение спроса на продукт В (момент t3) – объем его производства и прибыль, им приносимая, сокращаются, поколение же техники А вообще существует лишь в качестве реликта.

№20 Стратегическое и оперативное планирование инновационной деятельности.

Оперативное планирование направлено на решение конкретных вопросов деятельности банка в краткосрочном периоде. Целью оперативного планирования есть обеспечения бесперебойной, ритмической, сбалансированной работы банка как во временном разрезе (по дням, неделям, месяцам), так и в разрезе его структурных подразделов. Оперативные планы разрабатываются на основе стратегического и тактического планов деятельности банка и зависят от принятой стратегии управления, структуры потенциала, системы управления.

Максимальная продолжительность временного горизонта для оперативного планирования ограничивается одним годом. Такие планы также составляются на полугодие, квартал, месяц, декаду. Оперативные планы имеют высокую степень детализации плановых показателей, перечень которых зависит от временных границ его реализации. Оперативный план в пределах месяца более детализирован и конкретизирован, для длительных периодов могут использоваться укрупненные показатели.

Оперативное планирование - одна из функций опертивного управления банком. Оперативное управление предусматривает беспрерывное изучение объекта в момент влияния на него и направлено на реализацию функции мониторинга для эффективного осуществления управленческого процесса. По смыслу этот вид управленческой деятельности есть комплексным, сплошным, длится постоянно, опирается на результаты оперативного анализа.

Выделение объектов оперативного управления в банка тесно связано со структурой динамического банковского баланса, который отображает финансовое и имущественное состояние банка. Поскольку в каждом банка ежедневное составление баланса обязательное, то оперативная управленческая деятельность и заключается прежде всего в управлении отдельными банковскими операциями и балансом в целом. Итак объектами оперативного планирования в банка могут быть: финансовые потоки, отдельные банковские операции, финансовые риски, индикаторы финансовых рынков, финансовые результаты деятельности банка и его структурных подразделов, ликвидная позиция банка и нормативы обязательного резервирования, валютная позиция и т.п.. Разработка оперативных планов и постоянный контроль за их выполнением разрешает менеджменту банка эффективнее реализовать функцию оперативного управления.

В зависимости от продолжительности периода планирования выделяют такие его виды:

· долгосрочное;

· среднесрочное;

· краткосрочное.

Необходимость стратегического планирования в организации

Если не планировать изменения в вашем бизнесе, то провести их довольно-таки сложно. Другими словами если не получилось что-то спланировать, то вы планируете, что ничего не получится. Именно поэтому долгосрочное стратегическое планирование так важно для организации.

Внешняя среда, в которой функционируют российские субъекты хозяйствования, является очень нестабильной и предъявляет новые требования к системе управления организацией. В настоящее время общепризнанным является тот факт, что наиболее оптимальной системой управления в условиях нестабильной внешней среды является стратегическое планирование. Фактически, стратегическое планирование – это единственный способ для руководства компании объединить в одном документе все экономические, демографические, конкурентные, технологические факторы и изменения в законодательстве, которые могут повлиять на результаты деятельности вашей компании.

Стратегическое планирование предназначено для расширения возможностей стратегического управления организацией за счет непосредственного привлечения высшего руководства к процессу планирования. Тем не менее простого привлечения недостаточно. Чтобы этот процесс успешно осуществлялся высшее руководство должно проникнуться стратегическими идеями и объединиться на основе этих идей. Такое единство является важнейшим фактором практической реализации любой стратегии.

Сущность и этапы стратегического планирования

Стратегическое планирование – это сущностная составная часть процесса стратегического управления деятельностью организации. Под стратегическим планированием понимают управленческий процесс разработки специфических стратегий, способствующих достижению целей организации на основе поддержания стратегического соответствия между ними, ее потенциальными возможностями и шансами в области маркетинга. Его результатом должно являться установление долгосрочных целей и выработка планов текущей деятельности, направленных на их достижение.

Стратегический план организации довольно сложно определить с точки зрения рода информации, включаемой в него. Его содержание не у всех организаций совпадает. Кроме того, оно имеет существенные различия на разных организационных уровнях организации (вопросами разработки стратегии занимаются не только на корпоративном – уровне организации, но и на уровне структурных подразделений). Однако, несмотря ни на что, стратегический план должен включать компоненты, которые наша организация предлагает для разработки в виде реализации следующих последовательных этапов:

· постановка целей (выбор миссии) организации и определение задач ее деятельности;

· анализ исходного положения на рынке (выявление обслуживаемого рынка, оценка рыночно-производственных характеристик сегментов, оценка привлекательности рынка);

· оценка факторов, воздействующих на стратегию организации (выявление факторов (микро- и макросреды), воздействующих на стратегию организацию, анализ влияния факторов на стратегию);

· оценка опасностей и возможностей, сильных и слабых сторон организации, проведение SWOT-анализа;

· разработка стратегии развития хозяйственного портфеля, определение приоритетов инвестирования для каждого рынка (сегмента);

· разработка стратегических изменений в регулируемых факторах (сегментация рынка, изменение широты охвата обслуживаемого рынка, изменение в наборе предоставляемых продуктов (услуг), изменение темпов и масштабов введения новых продуктов, изменение качества продуктов, изменение методов реализации продуктов, изменение цен на услуги, изменение уровня продаж, изменение способов охвата рынка, изменение результативности и эффективности деятельности организации);

· оценка ожидаемых финансовых результатов.

Наши рекомендации