Применение технологии развития критического мышления в начальной школе
У технологии критического мышления существует 3 основных стадии развития. Рассмотрим же их функции.
Стадия вызова. На данной стадии вспоминаются и актуализируются уже имеющиеся знаний по теме предмета, определяются цели её рассмотрения. Саму ситуацию вызова учитель может задать правильно заданным проблемным вопросом, который побудит учащихся к работе, введёт их в активную деятельность на уроке.
Функции стадии вызова:
1) Мотивационная (побуждение учеников к работе с новой информацией, её освоению и анализу, а также пробуждение интереса к новой теме).
2) Коммуникационная (обмен мнениями, обсуждение, дискуссия, не влекущая за собой какие-либо конфликты или негативные последствия).
Стадия осмысления содержания.Обычно на данной стадии происходит систематизация новой информации. У учеников появляется возможность задуматься об изучаемом объекте, научиться формулировать вопросы по данной информации.
Функции стадии осмысления содержания:
1) Информационная (получение, рассматривание и анализ новой информации по теме).
2) Систематизационная (классификация полученной информации по определённым категориям знания).
3) Мотивационная (поддержка и сохранения интереса по изучаемой теме).
Стадия рефлексии.На данном этапе происходит самоанализ и самооценка, обычно сопровождающаяся определёнными личными выводами. Кроме того, здесь же происходит обмен мнениями между учениками и на наш взгляд, данная стадия является самой главной, ибо на ней ученики берут анализируют и систематизируют уже полученную информацию.
Функции стадии рефлексии:
1) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации, обсуждение и анализ её же)
2) Информационная (приобретение новых знаний, выделение в мнениях остальных полезной информации).
3) Мотивационная (побуждения к дальнейшему расширению знаний и поиску новой информации по теме).
4) Оценочная (сопоставление новой информации и собственных имеющихся знаний, выработка собственного мнения по теме, оценка процесса обсуждения и оценка собственных суждений) [8, с. 12].
Как и в любой другой технологии, в технологии критического мышления есть свои преимущества, и есть, разумеется, недостатки. Конечно же, преимуществ обычно оказывается больше, чем недостатков. Но на наш взгляд недостатки имеют более весомую значимость, ибо по ним мы судим эффективность работы и благодаря им же мы можем выполнить нашу работу более правильно, в следующий раз.
К преимуществам мы можем отнести следующие пункты:
-есть возможность повторения, усвоения материала;
-усиливается диалог по поводу смысла текста (у учеников появляется возможность проанализировать текст и изменить его так, чтобы его поняли остальные, если это необходимо);
-появляется большая глубина понимания (способствует ученикам выдавать более глубокие мысли и более тяжёлые высказывания);
-обостряется любознательность, наблюдательность;
-дети становятся более восприимчивыми к опыту других детей: ученики учатся слушать друг друга,;
-в ходе обсуждения появляются несколько трактовок одного и того же содержания (что опять же способствует более глубокому пониманию);
-развивает активное слушание (дети не только монотонно слушают слова учителя, но и участвуют в дискуссиях по тому или иному вопросу);
-исчезает страх перед аудиторией (ученики чаще отвечают у доски и перед классом).
К недостаткам мы можем отнести следующие пункты:
-реализовать полностью урок в данной технологии очень сложно (не все дети могут обладать определёнными навыками коммуникации);
-не все дети способны работать с большим объёмом информации (не все дети могут синхронно работать, кто-то будет отставать);
-технология не всегда эффективна в слабых классах (как в принципе и любая другая развивающая технология);
-непринятие некоторых приёмов детьми (например, творческого характера, а также могут быть большие объёмы информации, с которыми дети просто-напросто не справятся);
-сложность в подборе материала (информации много, поэтому зачастую её бывает просто не выбрать для определённой темы урока);
Благодаря данной технологии ученики будут развивать свои навыки, используя их по максимуму, для достижения поставленной цели, не сомневаясь в своём мнении, однако и оценивая себя тоже трезво.
Из всего этого можно сделать вывод: технология критического мышления, безусловно, эффективна и он имеет место быть в современном мире.
Таким образом, особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе:
· чтение — суммирование в парах;
· синквейны;
· чтение с остановками;
· прием «Верите ли вы, что…»;
· мозговой штурм;
· таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
· работа с вопросниками;
· написание творческих работ;
· создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
· логическая цепочка;
· кластер [5].
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. В следующей части нашей курсовой работы мы остановимся на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальной школе при изучении исторического материала в курсе «Окружающий мир».