Организационно-производственных структур

Многие уже сформировавшиеся и активно действующие на рынках мощные интегрированные образования уже достигли определенного экономического уровня своего развития. Для определения этого уровня и дальнейшей разработки мероприятий по повышению эффективности функционирования интегрированных организационно-производственных структур в целях укрепления позиций на рынках необходимо проведение комплексной оценки их деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование различных подходов к измерению эффективности, установление ее сущности и формирование показателей оценки эффективности деятельности данных структур.

Хотя проблемам оценки эффективности деятельности организаций, производственных систем, формирований, структур и др. посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, но их мнения по этому вопросу различаются, и до настоящего времени единого научно-обоснованного взгляда по данной проблеме пока не выработано.

В современном экономическом словаре под редакцией Б.А. Райзберга дано следующее определение экономической эффективности: экономическая эффективность ­– результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости /31/.

В зарубежной литературе такое понятие как «эффективность» выражается двумя терминами.

Один из них (efficiency) – это соотношение между выпуском продукции и потребленными для ее производства ресурсами. По этому параметру можно оценить экономичность работы предприятия и его подразделений.

Другой термин (effectiveness) оценивает степень достижения предприятием своих целей и более полно характеризует успешность работы и отражает не только экономичность производства продукции, но и характеристики взаимоотношения с внешней средой /32/.

Понятия «efficiency» и «effectiveness» имеют разные значения. Первое относится к действиям или инструментам производства и означает способность достигать желаемый результат, соответствующий поставленным задачам. Второе характеризует уже выполненную работу или самого ее исполнителя и означает наличие высокого уровня результатов.

Необходимо отметить, что довольно часто в литературе встречаются ошибочные мнения о том, что понятию «экономическая эффективность», которое используется в отечественной экономической науке, соответствует принятая на западе категория «производительность» (productivity), которая в настоящее время рассматривается как соотношение полученных результатов (объема выпуска продукции или оказанных услуг – outputs) и затрат всех (в случае совокупной факторной производительности – total factor productivity) или некоторых (в случае частной производительности – partial productivity) ресурсов, использованных в производстве в качестве факторов производства (inputs).

На наш взгляд, производительность – это лишь один из семи критериев результативности деятельности предприятия.

По словам популярного американского исследователя П.Ф. Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи» (doing the right things). А эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи» (doing things right). И первое, и второе одинаково важно /33/.

«Делать правильные вещи» – это выбрать цель, которая соответствовала бы какой-то важной потребности, существующей в мире. Организация должна быть результативна во внешней среде. Эффективность связана с внутренней средой организации и может быть измерена. Относительная эффективность организации называется производительностью, которая оценивается количеством потребляемых ресурсов и выпускаемых продуктов. Производительность отражает комплексную, факторную производительность, которая является следствием использования всех видов ресурсов, а не только производительность труда, что характерно для методологии, принятой в традиционной советской практике. Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Чем более эффективна организация, тем выше её производительность.

Задача менеджмента производственного кластера и предпринимательских формирований, образующих его, заключается в постоянном повышении производительности, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие предприятий.

Д. Бодди и Р. Пейтон утверждают, что «производительность – показатель объема продукции, произведенной из каждой единицы ресурсов» /34/. С их мнением нельзя не согласиться: степень преобразования ресурсов в результаты – это и есть производительность.

По мнению Р. Дафта точная оценка производительности представляется сложной задачей /35/. Может использоваться подход совокупной продуктивности факторов производства и подход частной или парциальной продуктивности. Совокупная производительность или продуктивность факторов производства представляет наилучшую характеристику ведения дел организацией. Совокупная производительность факторов производства измеряется отношением суммарного объема выпуска к входящим ресурсам (труд, капитал, материалы и энергию). Частная производительность использования организацией одного из ресурсов организации.

Например, производительность труда равна объему выпуска продукции, отнесенному к затратам на оплату труда.

Несколько иной подход к определению совокупной производительности факторов изложен в А.Б. Борисовым: это показатель технологического и организационного уровня производства и выражается в виде производства в расчете на единицу затрат факторов производства.

Г. Эмерсон указывает на то, что «эффективность – это основа хозяйственной деятельности и установления заработной платы». По его мнению, она достигается тогда, когда нужная вещь сделана наилучшим образом, подходящим работником в нужном месте и в нужное время /41/.

По словам T. Питерса, Р. Уотермена /39/, «эффективность как идеал функционирования предполагает, что цели установлены и необходимые ресурсы имеются в наличии…», а У. Кинг, Д. Клиланд говорят о том, что эффективность – это степень соответствия деятельности организации ее целям.

Такие определения, на наш взгляд, достаточно узко и ограниченно характеризуют сущность эффективности.

По мнению некоторых ученых, эффективной можно считать лишь ту организацию, которая успешно осуществляет свои цели, а именно, когда затраты и результаты, т.е. входы и выходы являются удовлетворительными.

Необходимо отметить, что в данном определении поднимается проблема двойственности эффективности организации, т.е. речь идет о ее двух аспектах: о достижении целей и соотношении входов и выходов.

Ряд авторов считает, что в контексте организационного поведения эффективность – это оптимальное соотношение производства, качества, результативности, гибкости, удовлетворенности, конкурентоспособности и развития. При этом они выделяют индивидуальную, групповую и организационную виды эффективности, утверждая, что каждый уровень эффективности может рассматриваться в качестве переменной, на которую влияют другие переменные, а именно источники повышения эффективности.

Нельзя не согласиться с А. Лоулором, который рассматривает эффективность как всеобъемлющую меру того, насколько экономично и результативно организация выполняет следующие пять задач: цели, экономичность, результативность, сопоставимость и прогрессивные тенденции.

Цели, по его мнению, могут достигаться, когда величина совокупного капитала достаточна для удовлетворения потребностей организации и измерения степени достижения главных целей. Этот капитал – общий доход.

Экономичность говорит о том, насколько хорошо имевшиеся ресурсы были израсходованы для производства реально необходимой продукции (услуг), и указывает на использование имеющихся мощностей. Измерение экономичности выявляет отношение «выход–вход» и степень использования ресурсов по сравнению с общими мощностями (потенциалом).

Результативность используется для сравнения текущих достижений с тем, что могло бы быть, если бы ресурсами управляли более эффективно. Это понятие включает постановку цели по достижению новых нормативных результатов деятельности или использованию потенциальных возможностей.

Таким образом, повышение эффективности включает комбинацию возросшей результативности и улучшение использования имеющихся ресурсов.

Сопоставимость – это ориентир для результатов деятельности организации, ибо коэффициенты эффективности сами по себе мало что говорят без сравнения в какой-либо форме.

Тенденции, т.е. задача достижения прогрессивных тенденций, сводится к сравнению текущих показателей деятельности с прошлыми для того, чтобы выяснить, улучшается или ухудшается работа предприятия.

По мнению И.Л. Борисенко /38/ понятие «производительность» целесообразно использовать для характеристики уровня действий, а понятие «продуктивность» – для оценки результата, особенно результата во внешней среде предприятия. Планируемый доход или выручка от реализации продукции и фактические результаты не всегда совпадают ввиду существования финансовых рисков. Для оценки результата во внешней среде предприятия им предлагается ввести показатель «продуктивность результата» или «результатопродуктивность»: отношение затрат на производство и реализацию продукции к доходу от реализации продукции. Доход от реализации продукции больше выручки от продажи товара на сумму налога на добавленную стоимость и акцизных и других сборов. Уровень результатопродуктивности возможно измерять в процентах.

Уровень результатопродуктивности в точке безубыточности равен 100%. С увеличением дохода от реализации продукции или уменьшением затрат на производство и реализацию продукции уровень результатопродуктивности будет стремиться к минимуму.

Данные результатопродуктивности деятельности производственного кластера в целом и входящих в него организационных образований могут служить объективными показателями использования открывающихся возможностей интегрированных организационно - производственных образований.

Показатель «уровень результатопродуктивности» является, по мнению И.Л. Борисенко, универсальным и применимым для оценки деятельности крупных, средних и малых предприятий производственного кластера по конечному результату - затратам на реализованную продукцию, а не по затратам на выпуске еще не реализованной продукции.

Показатель эффективности деятельности предпринимательских формирований – результатопродуктивность позволит более корректно подходить к пониманию терминов производительность и продуктивность, в том числе в международных связях в условиях глобализации экономики.

Сиротинская И.В. для оценки эффективности деятельности организационных предпринимательских образований предлагает использовать следующие группы показателей /40/:

- экономические показатели (прибыль, рентабельность, производительность, фондоотдача, уровень доходов на 1 руб. затрат и др.);

- рыночные показатели (прибыль на одну акцию, оценка прибыли потенциальными инвесторами и др.);

- финансовые показатели (финансовой устойчивости; ликвидности; деловой активности);

- показатели конкурентоспособности (отдельных видов продукции, групп продукции, предпринимательского формирования в целом).

Возможны различные методы объединения показателей в систему комплексной оценки эффективности деятельности. Достаточно часто интегральный показатель определяется на основе «взвешивающих» критериев, представляющих собой эвристически построенные «веса», «коэффициенты относительной важности», которые присваиваются различным важнейшим характеристикам экспертами и позволяют рассчитывать «индексы» сравнительной значимости вариантов решения. В результате получают рейтинговую оценку, которая позволяет выявить общую тенденцию изменения эффективности.

По мнению Рудалевой И.А. результативность функционирования кластера может рассматриваться с позиции его участников, как субъектов рынка. В этом случае критериями оценки могут служить прибыльность, восприимчивость к инновациям, финансовые потоки и т.п./36/.

Некоторые исследователи предлагают проводить оценку исходя из таких показателей, как объем продукции предприятий кластера, рентабельность продукции, доля прибыли от реализации продукции предприятий кластера в общем объеме прибыли крупнейших предприятий отрасли, среднемесячная заработная плата, производительность труда в среднем по кластеру и др.

В то же время субъектом рынка является и кластер, поэтому и оценку его результативности можно проводить с позиции успешности функционирования кластера (прибыльность, привлекательность кластера для потенциальных участников). В качестве показателей результативности функционирования кластера может выступать наличие или отсутствие в нем общественных объединений, работающих на принципах саморегулирования, форм доверия между участниками кластера, прозрачности коммерческой информации внутри кластера.

С точки зрения отраслевого рынка, результативность функционирования кластера может оцениваться показателем его доли в выпуске отраслевой продукции.

Третьяк В.П. справедливо отмечает, что с точки зрения национальной экономики результативность функционирования кластера может оцениваться количеством существующих и созданных рабочих мест /37/.

В случае, когда в отрасли существует несколько кластеров целесообразно проведение оценки результативности их деятельности и выявление на основе полученных данных факторов, определяющих высокий уровень развития. На первом этапе проведения такой оценки кластеры следует разбить на следующие группы: сильные, устойчивые, потенциальные и латентные.

В категорию сильных попадают те, для которых характерны хорошая сбалансированность развития основных и связанных производств и специализированного сервиса, высокая внутренняя конкуренция, научно-исследовательский и инновационный потенциал высокого уровня, интенсивное внутрикластерное взаимодействие в рамках совместных проектов.

Устойчивые кластеры демонстрируют позитивную динамику становления всех элементов кластера и внутрикластерного взаимодействия, однако не достигают необходимого уровня развития.

Потенциальные кластеры характеризуются неравномерным развитием структуры кластера, слабостью отдельных элементов. Вместе с тем хорошо развиты конкурентные преимущества и фундаментальные факторы, способствующие дальнейшему развитию.

Латентные кластеры далеки от полноценной кластерной структуры, процессы формирования протекают медленно.

Таким образом, проведенный обзор состояния теоретических разработок в сфере оценки деятельности интегрированных организационно-производственных структур позволяет сделать вывод об отсутствии в экономической литературе единого научно-обоснованного взгляда по данной проблеме, что свидетельствует о ее сложности, многоаспектности и необходимости всестороннего изучения.

Тенденции развития в сфере оценки деятельности интегрированных организационно-производственных структур связаны с появлением и реализацией различных подходов. Рассмотрим их подробнее.

В зарубежных исследованиях можно выделить три основных подхода к оценке эффективности деятельности интегрированных организационно-производственных структур (рис. 25).

Бухгалтерский подход основан на сопоставлении результатов деятельности участников кластера до и после объединения. Оценка эффективности в этом случае осуществляется на основании сравнения производственных и финансовых показателей, к которым относятся доля на рынке, операционные показатели (объем производства, уровень себестоимости), финансовые показатели (прибыль, рентабельность активов, другие финансовые коэффициенты).

Исходя из анализа динамики изменения данных показателей, делается заключение об эффективности деятельности интегрированных организационно-производственных структур.

Доступность и относительная простота интерпретации данных отчетности, возможность легкой обработки данных, достоверность фактических данных являются преимуществами данного подхода.

Рыночный подход  
организационно-производственных структур - student2.ru

Рис. 25. Подходы к оценке эффективности деятельности

интегрированных организационно-производственных структур

Однако тот факт, что бухгалтерская отчетность базируется на данных прошлых периодов и часто игнорирует текущие рыночные цены, другие факторы, которые могут быть следствием других событий и тоже должны как-то учитываться, делают результаты анализа не объективными.

Второй подход (рыночный) базируется на изучении реакции фондового рынка на создание кластера, а точнее на анализе изменения доходности акций компании в результате ее участия в кластере по сравнению с «нормальной» (средней) доходностью ценных бумаг данной компании.

Комбинированный метод объединяет первые два подхода и включает в себя следующие этапы:

– анализ данных бухгалтерской отчетности и результатов деятельности компании;

– анализ динамики рыночных курсов акций компании;

– изучение корреляции между изменением показателей, рассчитанных на основе бухгалтерской отчетности, и изменением курсовой стоимости акций компаний.

По мнению Рудалевой И.А., можно считать целесообразным при оценке результативности кластера использование метода суммирования рентабельностей предприятий, скорректированный на коэффициент синергии /36/.

В основе оценки лежит рентабельность предприятия. В качестве полученного результата используется сумма чистой прибыли (чистого дохода) (D) предприятия за исследуемый период, а за затраты (расходы) (P) – все вложения предприятия за исследуемый период.

Тогда эффективность деятельности предприятия будет определяться по формуле:

E = D / P. (19)

Для предприятий, входящих в состав кластера, по той же методике измеряется интегральная эффективность, как основной интегральный показатель. Интегральная эффективность показывает, какой интегральный экономический эффект получен от использования всех активов кластера.

Таким образом, интегральная эффективность кластера равна частному от деления совокупной чистой прибыли на совокупные расходы, умноженному на коэффициент синергии (системности). Коэффициент синергии учитывает результат согласованного взаимодействия объединившихся предприятий на своем сегменте рынка и может достигать значительных величин, если кластер сможет диктовать свои цены на рынке. Однако недостатком данного метода является неопределенность исчисления коэффициента синергии.

При проведении оценки эффективности деятельности интегрированных организационно-производственных структур важное значение имеет полнота и достоверность исходной информации, поэтому должны быть собраны и проанализированы следующие сведения:

1) общие сведения;

2) вид хозяйственной деятельности;

3) характер собственности;

4) показатели, характеризующие экономическое и финансовое положение;

5) правовое положение;

6) принадлежность по капиталу и контролю;

7) история образования и особенности развития;

8) тип объединения, в которое входит фирма и ее положение в нем;

9) номенклатура производимой и реализуемой продукции;

10) место фирмы на мировом рынке по важнейшим выпускаемым товарам;

11) материально-техническая база;

12) важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты по основным видам выпускаемой или реализуе­мой продукции;

13) производственно-технические и другие хозяйст­венные связи;

14) структура аппарата управления;

15) акционерный капитал.

Заключение

В данном учебном пособии дано представление об основах организационного проектирования производственных систем, содержании и особенностях разработки организационных проектов предприятия в целом и отдельных его подсистем.

В учебном пособии студенты и слушатели могут получить знания о сущности, целях и принципах организационного проектирования производственных систем, применяемых методических подходах и конкретных методах проектирования системы организации производства и системы управления предприятием, а также о методах определения трудоемкости разработки организационных проектов и систем управления ходом их разработки и внедрения. Последовательное изложение учебного материала должно способствовать глубокому усвоению студентами дисциплины «Организационное проектирование производственных систем».

Содержание пособия соответствует программе учебной дисциплины «Организационное проектирование производственных систем».

Обучение студентов и слушателей теоретическим основам и инструментам организационного проектирования производственных систем и выработка у будущих специалистов осознанной необходимости целенаправленного организационного совершенствования производственной системы будут способствовать их эффективной работе на производстве.

Приложение А

Таблица А1

Основные фазы и этапы организационного инжиниринга /12/

Фазы Этапы Содержание этапа Методы, инструменты, действия
1 Диагностика 1.1 Описание текущего состояния оргмодели («как есть») 1.1.1 Комплексный функциональный и информационный анализ организации: взаимодействие с внешним окружением; качественные и количественные показатели оценки результативности деятельности; состав, качество и степень выполнения функций, и бизнес- процессов; материальные, финансовые, информационные потоки; структура организации (организационная, юридическая, финансовая и т.д.); существующие и необходимые ресурсы. 1.1.2 Выявление и систематизация симптомов проблем 1.1.3 Формулирование текущих проблем функционирования организации SWOT- и STEEP-анализ. Построение и анализ функционально-структурной и информационной модели существующей организации бизнес-процессов (SADT- модели) Инструментарий BPR. Проведение ФСА для выявления зон дисбаланса «функция – стоимость», выделение центров затрат и т.д. Динамический анализ загрузки и распределения ресурсов и др. Методы активизации творчества («мозговой штурм» и т.д.) Совещания рабочих групп с привлечением внешних консультантов («фасилитаторов»)
1.2 Определение целей и ограничений изменения организационной модели 1.2.1 Определение иерархии и приоритетности целей реорганизации (желаемого состояния модели) 1.2.2 Выработка ограничений для достижения каждой цели: установка временных и ресурсных ограничений (кадровых, финансовых, материальных и т.д.) Построение дерева целей. Определение приоритетов в целеполагании. Экспертные методы оценки

Продолжение табл. А1

2. Проектирование 2.1 Разработка вариантов оргмодели («как должно быть») 2.1.1 Разработка функционально- структурных и информационных моделей рациональной организации бизнес-процессов 2.1.2 Проектирование различных вариантов оргструктуры и соответствующих систем менеджмента SADT- моделирование. Инструментарий BPR Сравнение с успешным опытом других организаций
2.2 Моделирование вариантов 2.2.1 Моделирование различных вариантов организационной модели («что, если …») по всем ее компонентам 2.2.2 Прогнозирование реакции персонала в случае реализации каждого варианта Динамическое моделирование распределения ресурсов. Моделирование экономических финансовых параметров Проведение ФСА
2.3. оценка и выбор вариантов по заданным критериям 2.3.1 Оценка и выбор вариантов с помощью согласованного набора критериев и ограничений Многокритериальные экспертные методы оценки. Построение «профиля» каждого варианта огрмодели
2.4 Разработка и выбор стратегии реализации варианта 2.4.1 анализ факторов внешней и внутренней среды организации, влияющих на разработку и выбор стратегии реализации изменения: временные рамки; имеющиеся ресурсы; позиции инициаторов изменения; степень сопротивления и лояльности персонала и т.д. Модель «стратегического континуума» Коттера и Шлезингера. Модель «анализ поля сил» К. Левина  
3. Реализация 3.1 осуществление реорганизации и развивающих мероприятий 3.1.1 привлечение необходимых ресурсов 3.1.2 Обеспечение вовлеченности персонала в процесс 3.1.3 Координация действий участников процесса Распределение полномочий и ответственности. Обеспечение эффективных коммуникаций Наставничество и индивидуальные консультации. Анализ роли и планирование карьеры. Процессное консультирование и мероприятия по построению команды

Продолжение табл. А1

  3.2 Контроль, оценка результатов и закрепление изменений 3.2.1 Анализ фактических и ожидаемых значений критериев достижения целей 3.2.1 Выявление причин рассогласований и выработка корректирующих мероприятий Совещания рабочих групп с привлечением внешних консультантов Контроль «план-факт» Обследование или аудит культуры Интервью с отдельными лицами или фокус-группами

Приложение Б

Таблица Б1

1. Макропроектирование цеха (функционально-струкутрное построение)   Анализ конструктивно-технологической общности деталей по признакам:
1.1 Вид заготовки – Р1 (выбор вида оборудования) Габаритные размеры – Р2 (габариты, мощность, модель оборудования) Пооперационный технологический маршрут – Р3 Конструктивный тип детали – Р4 (состав однородных групп деталей) Формы обрабатываемых поверхностей
   
1.2 Отбор и группирование деталей по признаку
(стабильность производственных условий на рабочих местах)
однородности трудоемкости однородности объема выпуска
организационно-производственных структур - student2.ru организационно-производственных структур - student2.ru организационно-производственных структур - student2.ru
   
1.3 Определение суммарного значения коэффициента относительной трудоемкости по м-й группе однородных деталей
организационно-производственных структур - student2.ru
   
1.4 Определение числа производственных участков
                   

Продолжение табл. Б1

    организационно-производственных структур - student2.ru
  Для новых цехов организационно-производственных структур - student2.ru
1.5 Закрепление деталей за участками. Определение профиля специализации участков
Подбор групп деталей (м) с целью обеспечения равновеликости участков: организационно-производственных структур - student2.ru
2. Инженерное проектирование цеха 2.1 Определение расчетного числа станков по группам оборудования организационно-производственных структур - student2.ru
   
2.2 Определение принятого количества оборудования по группам округление Spi до целого числа при 10% перегрузки
   
2.3 Расчет средних коэффициентов загрузки оборудования по группам, участку, цеху организационно-производственных структур - student2.ru
   
2.4 Расчет потребной производственной мощности организационно-производственных структур - student2.ru
   
2.5 Установление состава вспомогательных участков, хозяйственных и административно-управленческих служб по нормативам
   
2.6 Определение потребной численности основных вспомогательных рабочих, ИТР, служащих и МОП организационно-производственных структур - student2.ru число основных рабочих по объемам работ, число вспомогательных рабочих, ИТР и МОП определяется по нормам обслуживания
   
         

Окончание табл. Б1

  2.7 Определение площадей для размещения вспомогательных участков, хозяйств, управленческих служб нормы и нормативы удельной площади
   
2.8 Установление вила, состава и количества транспортных средств по нормативам с учетом массы продукции
   
2.9 Схема планировки цеха по нормативам и требованиям СНИБ
         

Приложение В

Таблица В1

Модель классификатора функций системы управления

№ п/п     Стадии жизненных циклов Функции управления
Текущее планирование Организация Координация Руководство Учет Контроль Анализ
А. Кадры
Профессиональная подготовка              
Повышение квалификации              
Идентификация, экспертиза              
Диагностика, классификация              
Отбор, подбор и набор              
Расстановка              
Организация трудовых процессов              
Нормирование              
Оплата труда              
Стимулирование т руда              
Организация безопасных условий              
Организация производственно-бытовых условий деятельности              
Транспортировка              
Аттестация персонала              
Здравоохранение              
                       

Продолжение табл. В1

Медицинское обслуживание              
Рекриация              
Отдых              
Обеспечение социально-бытовых условий              
Социальное обеспечение              
Развитие физкультуры, спорта              
Развитие духовной культуры              
Ритуальные услуги              
Б. Техника
Идея              
Конструкция              
Проект производства конструкции              
Нормирование              
Организация безопасных условий              
Производство (изготовление)              
Приобретение (покупка)              
Монтаж, установка              
Комплектование              
Транспортировка              
Погрузка-разгрузка              
Использование, эксплуатация              
Аттестация, оценка качества              
Техническое обслуживание              
Ремонт              
Модернизация              
Реконструкция              
Восстановление, капитальный ремонт              
Складирование              
Хранение, консервация              
Демонтаж, разборка              
Реализация (продажа, обмен)              
Утилизация              
Ликвидация, уничтожение              
В. Материалы
Идея              

Продолжение табл. В1

Конструкция материалов              
Проект производства материалов              
Строительство производства материалов              
Подготовка производства материалов              
Нормирование              
Производство (изготовление)              
Добыча              
Обогащение              
Переработка              
Приобретение (покупка)              
Монтаж, установка              
Комплектование              
Транспортировка              
Погрузка-разгрузка              
Использование              
Аттестация, оценка качества              
Техническое обслуживание              
Ремонт              
Складирование              
Хранение, консервация              
Демонтаж, разборка              
Реализация (продажа, обмен)              
Утилизация              
Ликвидация, уничтожение              
Г. Финансы
Идея о финансовых источниках              
Виды финансового обеспечения              
Проект финансового обеспечения              
Нормирование              
Организация финансирования              
Обеспечение финансами              
Приобретение заемных средств              
Комплектование финансовых средств              
Распределение финансовых средств              

Продолжение табл. В1

Основной капитал, основные фонды              
Оборотный капитал              
Уставный фонд              
Денежные средства              
Заемный капитал, средства, приравненные к собственным              
Прибыль              
Ценные бумаги              
Накопление, создание резерва, запаса              
Взаимозачеты              
Д. Информация
Идея              
Конструирование              
Проектирование              
Нормирование              
Сбор, отбор информации              
Анализ, ранжирование              
Приобретение (покупка)              
Сортировка              
Комплектование              
Транспортировка, передача              
Погрузка-разгрузка              
Обработка, использование              
Экспертиза, оценка качества              
Размножение, тиражированиие              
Ремонт              
Изготовление, оформление              
Реконструкция              
Восстановление, капитальный ремонт              
Складирование              
Хранение, консервация, архивация              
Реализация (продажа, обмен)              
Утилизация              
Ликвидация, уничтожение              

Окончание табл. В1

Наши рекомендации