Хранение газа в выработанных нефтяных месторождениях
Опыт эксплуатации нефтяного месторождения позволяет получить необходимый материал для оценки возможности использования его в качестве ПХГ. Факт существования нефтяного месторождения свидетельствует о герметичности кровли. Кроме того, известны объемы добытой нефти, газа и воды, изменение давлений и дебитов по скважинам, геолого-физические параметры пласта-коллектора и физические свойства нефти, газа и воды.
Рисунок 14.1 - Графики зависимости изменения пластового давления и газового фактора от объема добытой нефти |
При проектировании необходимо:
- тщательно обследовать и отремонтировать старые заброшенные или негерметичные скважины,
- изучить состояние и герметичность шлейфов, промысловых нефтепроводов, сепараторов и другого оборудования,
- реконструировать промысловые газопроводы,
- построить новые установки для очистки и осушки газа,
- пробурить новые нагнетательно-добывающие скважины.
В процессе подземного хранения газа в частично выработанном нефтяном пласте газ будет не только вытеснять нефть к забоям добывающих скважин (или к периферии залежи), но и растворять и испарять компоненты нефти и выносить их из пласта на поверхность.
Нагнетательные скважины целесообразно размещав в сводовой части структуры, добывающие — в пониженных частях.
Общий объем газа в хранилище складывается из трех частей:
- объема свободного газа в газовой шапке;
- объема газа, растворенного в остаточной нефти
- окклюдированного (рассеянного в виде отдельных пузырьков в массе нефти) газа.
4.12. Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) осуществляют заправку автомобильного транспорта компримированным природным газом (КПГ).
В отличие от авто- и газозаправочных станций, где моторное топливо только реализуется, АГНКС являются объектами, на которых природный газ, поступающий по газопроводу, подвергается комплексной обработке.
Технологический процесс АГНКС включает:
· очистку в сепараторе и фильтрах сырьевого газа от капельной жидкости и механических примесей;
· коммерческий замер газа;
· компримирование до 25 МПа с охлаждением после каждой ступени сжатия компрессорных установок;
· осушку газа от влаги в блоке осушки;
· хранение в аккумуляторах при 25 Мпа и распределение через газозаправочные колонки при давлении 20 МПа.
Сеть АГНКС формируется на основе типоразмерного ряда. На начало 2000 г. в России работало свыше 200 АГНКС. Основу сети составляют станции большой производительности на 500 и 250 условных заправок в сутки. Сеть АГНКС включает:
· стационарные АГНКС-500 (цифра означает количество заправок грузовых автомобилей в сутки). АГНКС-500 созданы на входное давление 0,4–0,6 и 0,6–1,2 МПа;
· блочно-контейнерные АГНКС-250;
· модульные блочно-контейнерные АГНКС-125, гаражные АГНКС-75;
· индивидуальные заправочные установки и др.
Оборудование автомобильной газонаполнительной компрессорной станции предназначено для заправки автомобилей природным газом, подготовленным в соответствии с ГОСТ27577-87, от газовых сетей с избыточным давлением от 0,02 до 5,5 МПа (от 0,2 до 55 кгс/см2). Выбор станции и компрессора определяется давление газа на входе в станцию и необходимой производительностью.
Станция изготавливается в климатическом исполнении "У","УХЛ", "ХЛ" категории 1 по ГОСТ 15150 и предназначена для эксплуатации в интервале температур окружающего воздуха от -40°С до +45°С.
СОСТАВ СТАНЦИИ
Станция может быть скомплектована из следующих элементов и систем*:
1. фильтр входной;
2. блок входных кранов;
3. установка компрессорная на базе компрессоров 2ГМ6,0, 4ГМ2,5, 2ГМ2,5;
4. установка осушки газа высокого давления;
5. выходной блок;
6. система автоматики и управления;
7. система межблочных газопроводов;
8. колонки заправочные;
9. компенсатор давления;
10. общестанционный ЗИП.