Объем учебной практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях (часах)
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Содержание учебной практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Общая трудоемкость | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |
Всего | Ауд. | СРС | |||
Подготовительный этап. 1.Установочная конференция. 2.Инструктивный семинар. Инструктаж по технике безопасности. 3.Индивидуальное консультирование. | Протокол. Журнал по технике безопасности. Журнал консультаций. | ||||
Основной этап: 1.Подбор информантов, наблюдения, встречи. 2.Сбор фактического языкового и литературного материала. 3.Обработка фактического и литературного материала. 4.Систематизация собранного материала. | Записи в тетради собирателя фольклора. Записи в дневнике. | ||||
Заключительный этап. 1. Подготовка отчета по учебной практике. 2. Итоговая научно-практическая конференция. | Отчет по установленной форме. Защита практики. | ||||
Итого: |
Проведение учебной практики предполагает III основных этапа: подготовку к практике в течение учебного года, проведение практики и подведение ее итогов.
Главная цель подготовительного этапа – помочь студентам приобрести первоначальные сведения о предстоящей практике и элементарные навыки собирательской работы. Этому должны способствовать лекционные и практические занятия, инструктивные семинары.
Обязательна установочная конференция накануне практики, на которой необходимо
разъяснить студентам основные принципы организации и руководства практикой, их права и обязанности.
Объектом практики для студентов является городской фольклор, который включает в себя темы, входящие в план изучения дисциплины «Устное народное творчество».
На втором основном этапе учебной практики главное – непосредственное общение с исполнителями фольклора, расширение и углубление знаний студентов в области фольклора, укрепление и усовершенствование умений и навыков собирательской работы. Руководитель практики обязан оказывать студентам методическую помощь в овладении основами собирания фольклора.
Главным итогом учебной практики должны быть сданные в архив оформленные соответствующим образом записи фольклора. Вместе с записями каждый участник практики сдает краткий отчет о своей работе, в котором должна быть представлена количественная и качественная характеристика собранных материалов. Образец отчета заранее оговаривается со студентами. Образец обработки записанных образцов также заранее предоставляется студентам.
По результатам учебной практики целесообразно проведение студенческой научно-практической конференции, цель которой – подвести итоги работы студентов, отметить наиболее интересные находки.
Наряду с этим проводятся беседы и опрос городского населения о наиболее известных исполнителях произведений устного народного творчества. Запись текстов фольклорных произведений производится в ходе опроса исполнителей – носителей местных традиций в рукописной форме или с использованием местных традиций в рукописной форме или с использованием аудио- или видеоаппаратуры. Оптимальным вариантом является запись в естественной исполнительской ситуации.
Информаторам следует разъяснять цель своей работы, договориться о возможном времени записи материала. Перед записыванием произведения фольклора выяснить все, что характеризует личность исполнителя фольклорных произведений, а также составить представление о его репертуаре. При этом нужно иметь в виду, что только многократные записи, выполненные предельно точно, представляют научную ценность.
В тетрадь черновых записей заносится все, что сообщил информатор. В дальнейшем материал распределяется: тексты и необходимые комментарии к ним переписываются в тетрадь собирателя фольклора, остальные сведения, представляющие интерес, записываются в дневник.
Запись фольклорного произведения производится «с голоса», то есть так, как произведение должно исполняться, не под диктовку. Одновременно с текстовой записью ведется запись на диктофон. Перед фольклорными материалами собиратель сообщает о том, где, когда и от кого, кем они записаны.
Записывать тексты необходимо точно, сохраняя все особенности местного (городского) говора. Помимо паспортных данных, тексты сопровождаются пометами об исполнительских приемах: репликах, жестах, мимике и т.п. Желательно также сделать снимки информаторов.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (из числа студентов) во время прохождения учебной практики могут использовать для записи фольклорных произведений диктофоны, планшеты и другие технические средства.
При записи народной лирики следует сохранять точную строфическую структуру песни. Если отдельные слова не понятны, собирателю нужно оставить пробел в тексте и выяснить их значение по окончании записи. Перебивать исполнителя нельзя. В том случае, если слово искажается информатором, его следует заносить в отчет так, как оно было произнесено, но в конце страницы сделать сноску с указанием верного произношения. Все нехарактерные ударения в тексте нужно отмечать. Текст фольклорного произведения записывается со всеми особенностями его исполнения.
По окончании записи собиратель устраняет неточности в тексте, восполняя то, что оказалось не записанным. В том случае, если фольклорный материал фиксировался двумя и более собирателями, выполняется сводная запись. Редактирование источника недопустимо.