Техносферы в России и в развитых странах мирового сообщества
Ключевыми базовыми элементами информационной техносферы современного общества безусловно являются средства цифровой вычислительной техники и системы информационных коммуникаций (телефонная и радиосвязь, телевидение и компьютерные телекоммуникационные системы).
Радикальные изменения в этой области начались в середине XX века, когда в 1951 году в США была создана первая ЭВМ коммерческого назначения UNIVAC, которая использовалась компанией «General Electronic» и американским Бюро переписи населения.
В период до 1960 года общее количество ЭВМ в мире не превышало 6 тыс. единиц. В основном, это были разработки различных компаний, программно и технически между собой не совместимые. Использовались они, как правило, для проведения различного рода математических расчетов в интересах оборонного комплекса промышленности и фундаментальной науки. Особо важную роль сыграло использование ЭВМ для разработки атомного и термоядерного оружия, а также для создания ракетных систем и космических аппаратов.
С началом 70-х годов XX века связывают новый этап развития вычислительной техники, который был ориентирован, в основном, на информационное обеспечение промышленного производства. В этот период создаются и все более широко используются большие и средние ЭВМ, которые оснащаются устройствами памяти на магнитных барабанах и магнитных дисках, алфавитно-цифровыми печатающими устройствами, а самое главное — алфавитно-цифровыми дисплеями, которые существенным образом облегчили работу пользователей.
В этот период основная масса средств вычислительной техники была направлена в промышленность. С ее помощью были созданы системы автоматизации проектирования (САПР), гибкие автоматизированные производства (ГАП), а также автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП). Все это произвело подлинную революцию в области организации значительной части информационных ресурсов в сфере промышленности.
Следующий, третий этап развития информационной техносферы начался в 80-х годах, когда Япония объявила о своей национальной программе создания ЭВМ пятого поколения. Эта программа произвела в мире эффект разорвавшейся бомбы, так как в ней ставились не только далеко идущие технологические цели (например, реализация в ЭВМ ряда функций систем искусственного интеллекта), но и социальные. Одной из таких целей было решение проблемы занятости на дому 20 миллионов японских пенсионеров путем их обеспечения персональными компьютерами.
Японская программа сыграла исключительно важную роль в психологическом плане. Она заставила специалистов и руководителей многих стран задуматься над возможными социальными последствиями процесса информатизации общества. Результатом этих размышлений стали крупные национальные программы развития вычислительной техники в США, в странах Западной Европы, а также в СССР.
Кроме того, начала осознаваться необходимость системного подхода к процессу развития информатизации общества, в результате чего в начале 90-х годов в СССР была разработана и принята «Концепция информатизации общества» [72], а понятие «информатизация» стало все шире использоваться как в научной, так и общественно-политической терминологии, постепенно вытесняя понятие «компьютеризация».
Самым значительным событием этого периода развития информационной техносферы следует считать появление и все более широкое распространение в научной и деловой сферах общества персональных ЭВМ. Объем их производства к 1993 году достиг значения 34,5 млн единиц и превысил мировой объем производства легковых автомобилей. Одновременно с этим начался период сетевого использования ПЭВМ, которые стали все чаще использоваться на предприятиях и в учреждениях в составе локальных сетей, ядром которых служили большие или же мини-ЭВМ.
В этот период стали создаваться и все более широко использоваться автоматизированные банки данных различного назначения, что привело к необходимости перевода в электронную форму значительной части информационных ресурсов в финансово-экономической и деловой сфере.
Началом следующего, четвертого периода развития информационной техносферы можно считать середину 90-х годов XX века, когда началось массовое создание глобальных и корпоративных информационно-телекоммуникационных сетей. Количество ПЭВМ в мире к 1995 году достигло 60 млн единиц, а созданные на их основе локальные сети начали все чаще интегрироваться в региональные, корпоративные и глобальные информационно-телекоммуникационные системы (ИТКС).
Экономическим стимулом для этого явилась глобализация деятельности многих финансовых и промышленных структур развитых стран мира и появление транснациональных промышленных корпораций (ТИК), которые сегодня и являются основной движущей силой в мировой экономике.
Если же говорить о настоящем этапе развития информационной техносферы, то здесь необходимо отметить следующие основные тенденции.
1. Продолжается производство и все более широкое распространение ПЭВМ во всех сферах общества. При этом их функциональные возможности быстро растут, а стоимость и габариты снижаются. В настоящее время в США производится и продается большее количество ПЭВМ, чем телевизоров. При этом каждая третья ПЭВМ приобретается для использования в домашних условиях.
2. Началось промышленное производство портативных и сверхпортативных ПЭВМ размером не более записной книжки. Такие компьютеры умещаются на ладони и используются в качестве персональных электронных помощников деловых людей, обеспечивая функции переводчиков с иностранных языков, записных книжек, телефонных справочников и т. п. Прогнозируется появление в ближайшие годы наручных компьютеров, которые будут сообщать последние новости, прогнозы погоды, биржевые курсы и т. п.
3. В сфере информационного производства отмечается устойчивая тенденция к доминированию
информационных продуктов и технологий (55%) над производством информационной техники (45%). В ближайшие годы эта тенденция, безусловно, сохранится.
4. В развитии связи и телекоммуникаций доля производства технических средств составляет сегодня не более 20%, в то время как доля информационных услуг уже достигла 80% и продолжает нарастать.
Все это свидетельствует о том, что процессы информатизации общества на современном этапе развития принимают все более глобальный характер, что с неизбежностью приведет к формированию и становлению на нашей планете новой постиндустриальной цивилизации — информационного общества.
На мировом информационном рынке сегодня устойчиво доминируют технические средства, информационные продукты и технологии, разработанные фирмами США. И происходит это не только потому, что они обладают более высокими функциональными характеристиками и относительно меньшей стоимостью по сравнению с аналогичной продукцией стран Западной Европы или Японии. Создавая все новые средства, продукты и технологии, Соединенные Штаты Америки широко их распространяют в различных странах мира. При этом формируются именно американские форматы, интерфейсы и протоколы взаимодействия, которые, благодаря их широкому распространению, вначале становятся «стандартами де-факто» в информационной сфере, а затем получают международные сертификаты и становятся международными стандартами.
В последние годы экспансия США на мировом информационном рынке становится все более агрессивной. Она активно поддерживается правительством этой страны, которое считает гегемонию США в информационной сфере важнейшим фактором достижения мирового господства и в других сферах — экономической, политической, культурной, оборонной.
Современное состояние, проблемы и основные направления развития информационной техносферы в России
Современное состояние и актуальные проблемы развития информационной техносферы в России трудно понять, не зная предыстории развития этого важного компонента информационного потенциала нашей страны, по крайней мере, за последние 15—20 лет.
В 1983 году в нашей стране по поручению ЦК КПСС и Правительства СССР была принята комплексная программа развития вычислительной техники и автоматизированных систем управления на период до 2000 года. Идеологическую основу этой программы формировала специальная комиссия Академии наук СССР, которую возглавлял вице-президент АН СССР академик Е.П. Велихов. Автору настоящего пособия довелось в течение трех месяцев активно участвовать в работе этой комиссии, и поэтому ситуация в нашей стране в области вычислительной техники в этот период ему хорошо известна.
По своему содержанию «Программа—2000» представляла собою «советский ответ на японский вызов». В ней впервые был сделан комплексный системный анализ состояния практически всех основных видов вычислительной техники в стране и в мире, а также дан прогноз развития мирового парка вычислительной техники на период до 2000 года. Сегодня уже можно заявить о том, что этот прогноз практически полностью оправдался.
Так, например, в программе указывалось на неизбежное сокращение доли «больших» ЭВМ в структуре мирового парка средств вычислительной техники и прогнозировался быстрый рост персональных ЭВМ, а также встраиваемых микропроцессоров. Подчеркивалась необходимость приоритетного развития всех видов программного обеспечения и создание в стране на этой основе нового вида промышленности — индустрии программных продуктов.
Отличительная особенность данной Программы от всех ранее создававшихся комплексных программ развития страны заключалась в том, что в ней с использованием знаний и опыта ведущих специалистов страны (академиков, главных конструкторов, руководителей отраслей промышленности) были проанализированы основные потребности страны в тех или иных видах средств вычислительной техники и уже на этой основе определены основные этапы и количественные параметры развития парка отечественной вычислительной техники.
В 1984 году эта программа была рассмотрена на расширенном заседании Президиума АН СССР, передана в Государственный комитет СССР по науке и технике и затем утверждена Правительством. Несмотря на то, что впоследствии эта программа в полном объеме не была выполнена (умер генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов, который активно поддерживал идею информатизации страны), однако она сыграла колоссальную роль не только в развитии отечественной вычислительной техники, но и в отношении российского общества к проблемам информатизации.
В период до 1985 года основную долю отечественного парка СВТ составляли машины класса ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ, которые использовались автономно или же в многотерминальном режиме на промышленных предприятиях, в конструкторских бюро, вычислительных центрах и оборонных министерствах. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что эти два наиболее массовых типа вычислительной техники не были программно совместимыми, их производство, распределение и использование находилось под строгим контролем Госплана СССР и Военно-промышленной комиссии при Совмине СССР.
Оснащение предприятий промышленности этими средствами осуществлялось практически принудительно по заранее утвержденным пятилетним планам. При этом предприятиям выделялись не только фонды той или иной вычислительной техники, но и деньги для ее оплаты производителям. Если учесть, что этот планомерный процесс осуществлялся на десятках тысяч предприятий, то можно себе представить масштабы тех изменений в информационной технологии, организации планирования и производства, а также в области подготовки кадров для работы с новыми средствами информатики, которые произошли в стране за этот период времени.
Информатизация промышленности, особенно ее оборонных отраслей, дала мощный импульс для распространения средств и методов информатики и на другие сферы нашего общества — науку, образование, финансовую и административную деятельность.
После 1985 года начался период освоения и все более широкого применения в нашей стране персональных ЭВМ. Вначале это были совсем примитивные модели восьми- и шестнадцатиразрядных ПЭВМ, в основном европейского или же японского производства. Затем появились модели, произведенные различными фирмами США, сначала 16-разрядные, а затем и 32-разрядные.
Параллельно с этим в стране велись разработки и собственных моделей ПЭВМ. Причем развивались сразу три различных архитектуры этих моделей, программно между собою не совместимые. В начале 90-х годов, когда была разработана и принята концепция информатизации советского общества, стало понятно, что потребности страны в оснащении средствами ПЭВМ исчисляются десятками миллионов единиц и в этих условиях продолжать разработку и выпуск их программно несовместимых моделей недопустимо, как с экономической точки зрения, так и по стратегическим соображениям.
Поэтому по предложению Института проблем информатики РАН, который являлся в то время головной организацией межотраслевого научно-технического комплекса «Персональные ЭВМ», было принято важное правительственное решение о переходе в стране на единую архитектуру ПЭВМ, которая должна обеспечивать аппаратную и программную совместимость с моделями IBMPC. Это решение положило конец ведомственным противоречиям в дальнейшем развитии персональной вычислительной техники и, самое главное, создало возможность широкого использования в нашей стране программных продуктов зарубежного производства.
Что же касается отечественных разработок персональных ЭВМ, то такие разработки в России также осуществлялись, в основном, в интересах предприятий оборонного комплекса. Сегодня уже мало кто знает, что в России была успешно разработана собственная 32-разрядная ПЭВМ, в которой использовался микропроцессор Intel-386. Эта ПЭВМ была разработана специалистами Института проблем информатики РАН по заказу МНТК «Персональные ЭВМ» и оснащена отечественной лицензионно чистой операционной системой УОС-32, которая имела возможность поддерживать многотерминальный режим работы. Серийное промышленное производство этой ЭВМ не было осуществлено из-за распада СССР.
Осуществлялась в нашей стране и разработка собственного микропроцессора для ПЭВМ, который должен был обеспечивать выполнение всех функций микропроцессора Intel-386. Эта разработка уже находилась в завершающей стадии, когда произошел распад СССР и прекратилось финансирование многих отечественных НИОКР, в том числе и этой стратегически важной разработки.
Приведенное выше конкретные примеры и факты из истории развития отечественной вычислительной техники свидетельствуют о том, что в нашей стране имеется серьезный научный и технический потенциал для развития собственных разработок современных средств вычислительной техники. Для их реализации нужна лишь государственная поддержка и соответствующее финансирование. Что же касается квалификации наших специалистов, то благодаря все еще высокому уровню российской науки и образования, она находится на уровне современных требований.
В настоящее время по уровню оснащенности современными средствами информационной техники Россия далеко отстает не только от США, но и от стран Западной Европы. По данным исследовательской группы European Information Technology Observatory (EITO, Франкфурт), в 1997 году на информационный рынок Западной Европы было поставлено более 15 млн настольных и более 3 млн портативных ПЭВМ, а также около 400 тыс. мини-ЭВМ и рабочих станций. В то время как объем продаж на всем рынке Восточной Европы (включая Россию) составил лишь 1,8 млн единиц. Как видим, разница здесь в объемах практически на порядок.
Поэтому сегодня в России приходится лишь 60 ПЭВМ на 1 тысячу человек населения страны. Из них в домашних условиях используется порядка 10— 15% компьютеров. И спрос в этой сфере их применения в последние годы имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Если же говорить о современных проблемах России в области развития ее информационной техносферы, то наиболее важным из них являются следующие.
1. России необходима крупномасштабная национальная программа развития собственной индустрии информационной техники и в первую очередь персональных настольных и портативных ЭВМ, а также серверов, способных поддерживать автоматизированные банки данных, локальные сети и терминалы пользователей. Эта программа должна иметь приоритетную поддержку Правительства России и обеспечить страну современной информационной техникой не только за счет развития сборочных производств из импортных комплектующих изделий, но и в конечном итоге и главным образом, — за счет собственных отечественных разработок.
2. Необходимо возрождение отечественной электронной промышленности, которая сегодня включает в себя более 250 заводов, 130 НИИ и КБ, а также ряд технических университетов. Общая численность персонала в этой отрасли в 1995 году составляла более 300 тыс. человек.
3. В России имеется значительное количество предприятий и специалистов, способных организовать разработку и промышленное производство современных программных продуктов, удовлетворяющих международным стандартам.
Все эти средства в первую очередь можно было бы направить на внутренний информационный рынок страны для информатизации органов государственной власти, оборонных промышленных предприятий и наиболее ответственных финансовых учреждений. А затем уже наиболее конкурентоспособные информационные продукты и технологии подвигать и на внешние рынки, сначала Белоруссии, стран СНГ, а затем уже и на информационные рынки стран Запада и Востока.
Таким образом, развитие и использование собственного информационного потенциала России представляет собой не только актуальную научно-техническую проблему. Это также и важнейшая социально-экономическая проблема, решение которой будет иметь важные геополитические последствия.