Тема 1. Структурно-композиционные особенности журналистского текста
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
В.С. Белозеров
________________
(подпись)
«___»_________________2011 г.
________ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ______
(Наименование дисциплины (модуля)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
Журналистика
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Объем занятий: всего 64 часа
Изучается в 3 семестре
Разработана:
доц. Клец Ю.А.,
Дата разработки:
«_10_» ноября_ 2011 г.
Согласована:
Декан ФФЖ
(факультет)
/___________/ проф. Серебряков А.А.
(подпись)
«_____» ____________ 2011 г.
Зав. кафедрой
/проф. Лепилкина О.И./ _______________
Рассмотрено УМК ФФЖ
«___» ___________ 2011 г.
протокол №
Председатель УМК ____________
(подпись)
Ставрополь, 2011
Содержание
Предисловие………………………………………………………………….. 3
Учебно-тематический план …………….……………………………………. 5
Практические занятия…………………………………………………………..7
Лабораторные работы………………………………………………………….12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Основы журналистской деятельности» является:
- сформировать представление о сущности новостной журналистики, о специфике информационных жанров;
- дать знания о жанровой структуре современных СМИ;
- привить навыки подготовки авторских журналистских тестов разных жанров для печатных масс-медиа.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы журналисткой деятельности».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
1. Способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-19).
Профессиональные компетенции:
1. Ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции (ПК 3);
2. Знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет СМИ, мобильные медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (ПК 8);
3. Понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных материалов и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ПК-21);
4. Знание принципов работы с источниками информации и методов её сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики (ПК-23);
5. Знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских материалов, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);
6. Углубленное знание особенностей новостной журналистики, и представление о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ПК 27);
7. Знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (ПК-29);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: круг профессиональных обязанностей журналиста в печатных и электронных СМИ; основные методы получения информации; базовые характеристики журналистских произведений как продукта профессиональной творческой деятельности, основные отличия материалов разных жанровых групп (информационные, аналитические, художественно-публицистические); понимать специфику новостной и аналитической журналистики; понимать смысл и представлять содержание различных направлений деятельности редакции.
Уметь: уверенно ориентироваться в информационной среде; быстро находить необходимые источники информации, оперативно получать нужные сведения, используя различные методы; работать с интернет-ресурсами, материалами информационных агентств, мобильной связью; оперативно подготовить и написать текст в разных жанрах; уметь участвовать в планировании работы редакции и своей собственной; выполнять другие необходимые виды редакционной работы.
Владеть: навыками сбора информации и ее профессиональной обработки; навыками организации и проведения общественных обсуждений, дискуссий, интерактивного общения с аудиторией; навыками деятельности в команде, участвуя в разработке концепции средства массовой информации, проводимых им акций и кампаний, в подготовке коллективных материалов.
Учебно-тематический план
Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | СРС | |||||
Раздел 1. Журналистика как область творческой деятельности. Новостная журналистика. | ||||||||
Тема 1. Виды творческой деятельности журналиста | 1,2 | Проверка конспекта лекции | ||||||
Тема 2. Структурно-композиционные особенности журналистского текста | 3,4 | Проверка составленной по лекции терминоло-гической таблицы; Устный опрос на практическом занятии | ||||||
Тема 3. Жанрообразующие факторы в журналистике | 5,6 | Проверка конспекта лекции. Устный опрос на практическом занятии | ||||||
Тема 4. Понятие жанра в журналистике. Классификация жанров. Современные тенденции жанрообразования | 9,10 | Проверка конспекта лекции; Устный опрос на практическом занятии (предполагается участие в круглом столе) | ||||||
Тема 5. Заголовочный комплекс. Типы заголовков и лидов | 11,12 | Проверка составленной по лекции терминоло-гической таблицы | ||||||
Тема 6. Новостная журналистика. Общая характеристика информационных жанров | 13,14 | Устный опрос на практическом занятии | ||||||
Тема 7. Основные информационные жанры. | 2-16 | проверка лабораторной работы | ||||||
Тема 8. Анализ журналистского текста (1,2) | Проверка СРС | |||||||
Итого в 3 семестре | ||||||||
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Структурно-композиционные особенности журналистского текста
Цель занятия– способствовать формированию общепрофессиональных компетенций студентов в виде знания особенностей создания журналистских публикаций, понимания их структурно-содержательной и композиционной специфики (ПК 25).
Организационная форма занятия: практическое занятие.
Вопросы для обсуждения:
1. Объект и предмет творческого отображения в журналистике. Тема, идея, проблема журналистского текста. Понятие ситуации, типы ситуаций в журналистике.
2. Понятие композиции. Типы композиционных форм: композиция, сюжет, фабула, архитектоника. Типы композиций. Основные структурные элементы журналистского текста.
3. Журналистский текст как система выразительных средств. Выразительные средства как носитель информации и способ организации журналистского текста.
Методические рекомендации:
1. Для ответа на первый – четвертый вопросы воспользуйтесь книгой Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина разделом «Технология подготовки журналистских произведений для печатных изданий», либо книгой Г.В. Лазутиной часть 2, глава 1 «В чем состоит идейно-тематическое своеобразие журналистских материалов» и «Как устанавливаются отношения между формой и содержанием» либо книгой М.Н. Ким «Основы творческой деятельности журналиста» параграфом «Типы композиционных форм» и «Диалектика формы и содержания».
Задания для контроля владения компетенциями:
1.Дайте определение понятиям тема, идея, проблема, ситуация в журналистском тексте.
2.Перечислите типы композиционных форм, дайте определение каждой.
3.Дайте определение понятию выразительные средства, укажите их функции.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – Спб., 2011.
2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебное пособие. – М., 2007.
3. Лазутина Г.С. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов / Г.В. Лазутина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2006.
4. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб, Изд-во «Питер», 2008.
5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. / 3-е изд., испр. и доп. / – М., 2006.
Интернет-ресурсы:
1. www.evartist.narod.ru
2. www.cjes.ru
3. www.mediascope.ru