Структура и масштаб ПР - подразделения
Структура и масштаб ПР – подразделения зависит от многих факторов: размер организации; отрасль, в которой она действует (темпы развития, уровень конкуренции); количество средств, которые она готова потратить на проведение ПР; цели и задачи компании; уровень развития общества, его ценности и приоритеты.
При организации департамента по связям с общественностью, пресс-службы можно использовать 3 основных подхода.
1.ПР-подразделение создается как один из системообразующих элементов, в полном объеме выполняющий все функции PR и рассматривающийся в качестве одного из механизмов по управлению деятельности компании и продвижению ее продукции на рынке.
2.Отдел по ПР формируется в основном для выполнения чисто прикладных задач, сформулированных руководством компании по взаимодействию со СМИ и, главным образом, выполняет роль промежуточного звена по распространению информации о деятельности компании.
3.Работу отдела по PR, пресс-службы компании выполняет профессиональная фирма, специализирующаяся на PR.
От выбора какого-либо из этих 3 вариантов будет зависеть характер функций пресс-службы, ее штатное расписание и бюджет по ее содержанию, а также, в немалой степени, и эффективность ее работы.
При организации пресс-службы по первому из приведенных вариантов она может быть представлена следующей схемой.
Президент компании
Вице-президент Вице-президент по ПР Вице-президент
работа с прессой
отношения с гос. структурами
отношения с персоналом
работа с общественными организациями
отношения с инвесторами
При втором варианте функции и задачи пресс-службы значительно уменьшены. Общая численность сотрудников пресс-службы может быть не более 5 человек. А ее руководитель по своему статусу будет соответствовать уровню начальника отдела.
Президент компании
Директор по ПР ПР - агенство
Менеджер по отношениям Менеджер по Менеджер по
с инвесторами спецпроектам работе с прессой
При выборе третьего варианта пресс-служба может быть ограничена двумя сотрудниками: руководителем и его секретарем, — а всю работу по мониторингу и взаимодействиям со СМИ по его команде или по прямым указаниям руководства выполняют специализированные PR-агентства, согласовывая ежемесячный бюджет в соответствии с поставленными задачами .
Директор по ПР ПР - агентство
работа с прессой ПР – агентство
отношения с персоналом
Для повышения отдачи и сохранения конфиденциальности желательно также иметь в составе пресс-службы или отдельно в штате компании своего профессионального фотографа для создания фотоархива компании и профессионального оператора с соответствующим профессиональным оборудованием. С каждым из них в обязательном порядке должен быть заключен договор о сохранении за компанией авторских прав на фото-, видеоматериалы, и необходимо предусмотреть место их хранения на основе строгой отчетности.
Однако при любом из выбранных вариантов руководитель компании должен исходить из основополагающего принципа, который в значительной степени влияет на эффективность работы отдела по PR (пресс-службы). Пресс-секретарь или руководитель пресс-службы (отдела по PR) должен иметь прямой выход на руководителя, обладать в полной мере информацией, предоставляемой другими подразделениями о текущей деятельности компании, ее сильных и слабых сторонах и принимать участие в планировании мероприятий с участием руководства компании, которым необходимо придать общественный резонанс.
Задачи PR
Задачи отдела (департамента) по public relations различны у различных организаций:
v установление внутрифирменных отношений с персоналом, включая корпоративное издание, собрания, совещания, налаживание внутренней системы оборота информации;
v отношения со СМИ, их установление и координация, что включает в себя мониторинг прессы, написание пресс-релизов и других материалов для прессы, организация пресс-конференций и др.;
v координация отношений с властью как на локальном, так и на федеральном уровне;
v отношения с инвесторами (как с нынешними, так и с потенциальными);
v поддержание отношений с нынешними потребителями или клиентами, привлечение новых;
v координация отношений с общественностью через распространение таких печатных материалов
v компании, как годовой отчет, брошюры, тезисы речей руководства и др.;
v поддержание отношений со специальными группами — поставщики, некоммерческие
v организации, конкуренты;
v работа с корпоративным стилем и фотографиями;
v организация исследований общественного мнения;
v подбор сувенирной продукции компании для различных целей;
v координация специальных мероприятий, включая поездки руководства, праздники компании, выставки, торжественные ужины, пикники, открытия филиалов и др.;
v управленческое консультирование.