Классификация стандартов в области программного обеспечения

Стандарты имеют большое значение — они обеспечивают возможность разработчикам программного обеспечения исполь­зовать данные и программы других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных.

Такие стандарты регламентируют взаимодействие между раз­личными программами. Для этого предназначены стандарты меж­программного интерфейса, например OLE (Object Linking and Embedding — связывание и встраивание объектов.

Также разработаны стандарты на пользовательский интерфейс — GUI (Graphical User Interface).

2.3.1. Общая классификация стандартов в области ПО

Классификация стандартов в области ПО приведена на рис.1.1.

Классификация стандартов в области программного обеспечения - student2.ru

Рис.1.1. Классификация стандартов в области ПО

1. В зависимости от масштаба: международные, национальные, отраслевые, внутрифирменные.

2. В зависимости от возникновения: «де-факто» и «де-юре».

3. Cтандарты на организацию жизненного цикла ПО:

а) стандарты обеспечения качества,

б) стандарты надёжности,

в) стандарты разработки ПО (интерфейса, программирования, обмена данными).

4. Стандарты тестирования ПО.

5. Стандарты документирования.

Со стандартами на организацию жизненного цикла ПО связаны модели разработки: 1)RUP, 2)Tickit, 3)CMM, 4)Метод Oracle (CDM, PJM, AIM, BPR, DWM), 5) IEEE Software Engineering standarts, 6) IEEE/EIA 12207, 7) Cleanroom software engineering model.

2.3.2. Назначение и классификация внутрифирменных стандартов

Внутрифирменные стандарты действуют внутри организа­ции — разработчика программного обеспечения или любой дру­гой компании, связанной с информационными технологиями

Внутрифирменные стандарты, как правило, базируются на применении методик и технологий, которые:

- зарекомендовали себя лучшим образом в аналогичных проектах;

- получили наибольшее распространение в области разработки программного обеспечения;

- получили наибольшее распространение в области, для которой программное обеспечение создается;

- являются передовыми и многообещающими.

Вместе с тем внутрифирменные стандарты учитывают особен­ности предприятия — разработчика программного обеспечения. Его конкретные особенности связаны со средством разработки, на котором кодируется программное средство, квалификацией персонала, финансовым положением фирмы.

Любой внутрикорпоративный стандарт должен иметь юри­дическую силу внутри предприятия, т.е. быть оформлен в виде документа и быть введен в действие приказом или распоряжени­ем. В приказе ввода в действие внутрикорпоративного стандар­та, как правило, должны содержаться следующие пункты:

- срок действия стандарта (например, «со дня подписания»,
«с 1 мая 2002 г.»);

- область действия (распространяется на процесс кодирования и тестирования);

- способ доведения до исполнителей (например, «Руководителям подразделений зачитать приказ в вверенных им подразделе­ниях»);

- ответственные лица за контролем исполнения (например, «Кон­троль за исполнением стандарта»);

- ответственность (например, «За невыполнение пунктов стан­дарта сотрудник лишается премии»).

Классификация внутрифирменных стандартов.Внутрифирмен­ные стандарты можно разделить по отношению к процессам про­изводства на производственные и управленческие.

Производственные стандарты — те стандарты, которые рег­ламентируют процессы производства программного обеспечения по этапам и стадиям жизненного цикла.

Управленческие стандарты регламентируют порядок управ­ления производственными процессами.

Назначение внутрифирменные стандартов.С их помощью:

- достигаются лучшие показатели обучения персонала (проще заменить человека в случае его увольнения, следовательно, можно брать на работу специалистов более низкой квалификации и доучивать их на месте без серьезных затрат для фирмы);

- повышаются надежность и качество программного обеспе­чения;

- повышается дружественность программного продукта, сокра­щаются сроки обучения конечного пользователя;

- улучшается обслуживание, сокращаются сроки внедрения про­граммного продукта.

Внутрифирменные стандарты обычно создаются самыми ква­лифицированными людьми в своей области.

Стандарт содержит структуру процессов, таблицы, матрицы, диаграммы, пояснительный текст.

При определении структуры внутрифирменного стандарта возьмем за основу требования ГОСТа к оформлению конструкторско-технологической документации. В соответствии с этими требованиями стандарт должен иметь следующие компоненты:

1) назначение;

2) область применения;

3) термины и сокращения;

4) ответственность;

5) срок действия;

6) описание методики;

7) указания и примечания;

8) порядок разработки и предоставления пользователям;

9) порядок внесения изменений;

10) приложения.

В целом внутрифирменный стандарт представляет собой тек­стовый документ с приложениями в виде диаграмм и таблиц. Для разработки дерева задач удобно использовать инструментальные средства, такие, как Design/IDEF или BPwin.

Во внедрении стандартов, в наибольшей степени заинтересо­ваны менеджеры. Формализация процессов позволяет регламен­тировать отношения с подчиненными, устранить дублирование функций.

От внедрения внутрифирменных стандартов руководители ожидают оптимизации бизнес-процессов

2.3.3. Организация разработки внутрифирменных стандартов

Разработка внутрифирменных стандартов должна проводить­ся с привлечением владельцев бизнес-процессов (персонала). Не­обходим аналитик, постановщик задачи. Общее руководство осуществляется директором предприятия, который инициирует работы по проведению реинжиниринга и оказывает содействие в их реализации.

Приведем последовательносгь разработки внутрифирменно­го стандарта.

1. Определение дерева задач (оглавления стандарта).

2. Определение типовых форм для каждой задачи.

3. Назначение исполнителей.

4. Разработка матрицы, распределение ответственности.

5. Разработка календарного графика.

6. Описание входящих и исходящих показателей.

7. Составление глоссария терминов.

Группировка задач по разделам осуществляется логически, причем в соответствии с рекомендациями функциональной деком­позиции IDEF0 рекомендуется на одном уровне располагать от 2 до 8 задач.

В том случае, когда не планируются кардинальные изменения бизнес-процессов, могут использоваться традиционные докумен­ты и неизменные исполнители; стоит лишь исключать дублиро­вание функций.

На следующем этапе следует определить структуру докумен­тов, если это не было сделано ранее.

Затем необходимо определить показатели. Здесь существует определенная сложность: не следует путать экономические объек­ты, экономические показатели и их значения. Для исходящих по­казателей необходимо определить источники информации.

Определив источники данных для показателей всех форм, раз­работчик внутрифирменного стандарта может разработать мат­рицу вхождения показателей, которая является исходным материалом для определения предшествующих задач. А это, в свою очередь, — необходимая информация для построения сетевого (календарного) графика.

После того как определены предшествующие показатели, пред­ставляется возможность разработать сетевой график.

Заключительные работы по разработке внутрифирменных стан­дартов проводятся по составлению глоссария терминов, где долж­ны быть представлены экономические показатели

Общие стандарты, как правило, регламентируют общие мо­менты, связанные со вспомогательными процессами, касающи­мися деятельности, осуществляемой на фирме. стандарты также содержат перечень программного обеспечения, предназначенного для регулярного использования и не связанного с особенностями работы в подразделении, на­пример операционная система, электронная таблица, текстовый процессор, архиватор, программа работы с электронной почтой и др.

Очень важный момент, который обычно регламентируется общими стандартами, — это рабочее пространство для каждого подразделения. Под рабочим пространством понимается набор носителей для хранения различного рода информации со струк­турой каталогов и правами на них, а также правила работы с хранимой информацией На практике удобно выделять рабочее пространство на про­странства:

• аналитиков;

• программистов;

• тестеров;

• специалистов отдела внедрения;

• технической поддержки.

2.3.4. Сертификация информационных технологий и услуг

В числе потребителей информационных услуг, основанных на использовании компьютерной техники и программных продуктов, наибольшую группу составляют средние и малые предприятия и организации, а также те, кто использует компьютеры для личных целей. Чтобы сделать обоснованный выбор, необходимо, во-первых, - знать, какими именно показателями и их значениями характеризуется качество данного изделия (услуги), и во-вторых, -иметь уверенность в том, что фактические значения таких показателей соответствуют официальным требованиям (например, нормам безопасности) или превосходят их. Ориентировка потребителя в подобных ситуациях призвана содействовать сертификация качества товаров и услуг. Важно подчеркнуть, что сертификация отвечает и интересам изготовителя изделия, предприятия торговли и услугодателя: она способствует повышению их конкурентноспособности.

Сущность и разновидности сертификации.Сертификация – это процедура, посредством которой “третья сторона” (орган сертификации), независимая от изготовителя изделия, его поставщика, продавца, услугодателя, - от “первой стороны” и от потребителя – “второй стороны”, официально удостоверяет, что данное изделие, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям. Согласно Закону Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг” сертификация может осуществляться в двух формах. Одна из них – обязательная сертификация, Такой сертификации подвергаются, в частности, компьютерная техника и многие программные продукты. Другая форма сертификации – добровольная. Она используется в случаях, когда целесообразно удостоверить преимущества данной продукции по показателям, характеризующим ее полезные свойства. Таким образом, информация типа “товар сертифицирован” или “программа получила сертификат” – недостаточна. Поставщик подобной информации обязан указывать, какой именно сертификат получен, что именно он удостоверяет, - безопасность ли, информационную совместимость или же и полезные потребительские свойства изделия или услуги. Возможны два варианта добровольной сертификации. Один из них – проведение ее с целью удостоверить, что фактические значения показателей, характеризующих полезные потребительские свойства, соответствуют требованиям нормативных документов (стандартов, правил торговли и др.). Другой – проведение с целью удостоверить, что уровень качества изделия или услуги – выше, чем предусмотренный указанными документами или характерный для аналогов. Последний вариант имеет несомненные преимущества по критериям “Обеспечение интересов потребителей” и “Повышение конкурентноспособности”.

Приемы реализации преимуществ.Для потребителя важна информация о наличии сертификата соответствия, полученного для продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также о наличии “Сертификата качества” для продукции, подвергнутой добровольной сертификации. Для изготовителя продукции, продавца и услугодателя такая информация не менее важна: как отмечено выше, она способствует завоеванию доверия покупателя, т.е. повышению конкурентноспособности.

Как показывает опыт, имеется ряд положительно зарекомендовавших себя приемов распространения и использования указанной информации.

Наши рекомендации