Качество - как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики. Место дисциплины в учебном процессе
Общие указания по изучению дисциплины.
Комплексы вопросов, подлежащих изучению по дисциплинам «Основы управления качеством» и «Управление качеством продукции лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», определены рабочими программами этих дисциплин..
Основной формой изучения дисциплины студентами является проработка каждой темы по материалам лекций и рекомендованной литературы.
Практические работы проводятся в процессе аудиторных занятий, в форме самостоятельных и коллективных работ, а также в форме деловых игр. Результаты самостоятельных работ представляются студентами в форме защиты.
В разделе, посвященном контрольной работе, выполняемой студентами заочной формы обучения, приведена методика выполнения работы и варианты заданий.
Далее изложено содержание основных разделов дисциплины.
Указания по отдельным темам дисциплины.
Качество - как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики. Место дисциплины в учебном процессе
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является конкуренция
Управление качеством — одна из ключевых функций менеджмента, основное средство достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия (компании).
Актуальность проблем качества -- особенно в рыночной экономике.
Оправдать необходимые инвестиции в технологию можно только, выпуская конкурентно способную продукцию.
Управление качеством, выделившееся в отдельную дисциплину в 20 -е гг., в настоящее время органически влилось в общий менеджмент организации.
В соответствии со стандартом 15О 9000:1994 качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
При этом определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция (услуга) должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества.
Совершенно естественно, что за время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество.
Немецкое Общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.
Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество — это пригодность к использованию.
Арманд Фейгенбаум определяет качество как решение потребителя, а не инженера или маркетолога.
Следует отличать качество проекта (качество конструкции), от качества соответствия требованиям проекта (степень соответствия техническим требованиям, изложенным в конструкторской документации).
Качество создается на всех стадиях производства продукции.
Качество определяется рядом его составляющих, образующих так называемую петлю качества.
Петля качества – это замкнутая последовательность мер, определяющих качество продукции или процессов на этапах ее производства и эксплуатации, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, т.е. маркетинга, и заканчивая утилизацией продукции, отслужившей свой срок.(рис.1.1.)
маркетинг |
проектирование |
планирование |
производство и обслуживание |
проверка |
закупки |
утилизация |
Послепродажная деятельность |
Облуживание техническая поддержка |
Монтаж |
Продажа и распределение |
Упаковка |
Рис. 1.1 Петля качества
Основные понятия и принципы управления качеством были рассмотрены при изучении дисциплины «Основы управления качеством продукции». Данная дисциплина рассматривает управление качеством продукции лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств на основе системы менеджмента качества (СМК), отвечающей требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001. Также рассматривает современные инструменты и системы управления качеством.