Информатизация современного общества
Лекции и лабораторный практикум
«Информационные технологии и системы в экономике»
Направление подготовки (специальность)
Квалификация (степень) выпускника – специалист
Профиль (специализация, магистерская программа)
Форма обучения –
Цикл дисциплин –
Компонент цикла дисциплин –
Курс –
Семестр –
Всего часов –
Чебоксары – 2015
Информационные технологии в экономике современного общества
Информатизация современного общества
В человеческом обществе в течение длительного периода времени основными предметами труда были материальные объекты, которые имели основную ценность. Развитие общества было неотделимо от технического прогресса. Автоматизация многих процессов способствовала облегчению труда и повышению его производительности.
В процессе формирования трудовых коллективов возникла необходимость обмена знаниями. Сначала передача знаний шла устно – из поколения в поколение. Затем появилась письменность, которая позволила по-новому передавать накопленные знания. Последующие изобретения печатных станков, телеграфа, радио, телевидения, ЭВМ придавали этому процессу новые аспекты и новое качество. Можно сказать, что информатизация стала естественным следствием развития человеческого общества.
Современное общество называют постиндустриальным или информационным обществом. В настоящее время информация – один из самых дорогих ресурсов. Это ярко проявилось в тенденции перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную. Например, в США в конце XIX века свыше 95%
трудоспособного населения было занято физическим трудом, а только менее 5% - работой по обработке информации. Сегодня мы наблюдаем противоположную картину соотношения трудовых ресурсов. В 40-х годах
XX века появление новых средств обработки информации – ЭВМ дало толчок к интенсивному развитию информационной индустрии.
Согласно проведенному исследованию Джеймса Мартина, эксперта фирмы “IBM”, начиная с 1800 года, объем информации как суммы
человеческих знаний удваивался примерно каждые 50 лет. Однако последние десятилетия он удваивается гораздо быстрее: к 1950 году каждые 10 лет, 1970 – каждые 5 лет, а к настоящему времени – каждый год и это отнюдь не предел. Огромный поток информации сопровождает любую отрасль современной экономики, любой вид человеческой деятельности. В данной ситуации компетентный специалист,
профессионал, который желает продолжать оставаться таковым, вынужден тратить на изучение необходимой информации около 80% своего времени.
Именно столько необходимо ему, чтобы уследить за всеми новыми работами – научными и практическими – в каждой конкретной области деятельности. Возникающие трудности выводят на первый план коллективные методы обработки и дальнейшего использования информации, основанные на применении информационных и коммуникационных технологий.
В современном обществе происходит процесс информатизации, в
результате которого будет осуществлен окончательный переход от индустриального общества к информационному. Сущность информатизации состоит в изменении жизни людей за счет повышенияэффективности применения знаний, накопленных мировым сообществом в процессе управления в различных сферах деятельности. Цель информатизации заключается в максимальном удовлетворенииинформационных потребностей отдельных граждан, их групп,
предприятий, организаций за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций.
Создание информационного общества является целью большинства субъектов мировой экономики. Этот процесс поддерживается национальными стратегическими программами, программами развития и большим числом других инициатив. Государственные органы ведущих мировых держав заняли весьма активную позицию в деле формирования
информационного общества. Одними из первых выдвинули этот процесс в число приоритетных в США. Так, план действий администрации США в области Национальной информационной инфраструктуры (The National Information infrastructure: Agenda for action, 1993) стал одной из самых важных инициатив тогдашней администрации. В Европе в 1994 году Комиссией Европейского сообщества был принят план действий
«Европейский путь в информационное общество» (Europe's Way to the Information Society. An action plan). В 1995 году Финляндия разработала свою программу «Финский путь в информационное общество», в 1996
году Германия ввела в действие программу «Путь Германии в информационное общество». До конца XX века аналогичные программы были приняты во всех развитых государств и даже в некоторых развивающихся странах. Кроме того, возник ряд организаций,
способствующих построению мирового информационного общества,
таких, как Information Society Forum, European survey of the Information Society (ESIS) и многие другие.
Наконец, в июне 2000 года на встрече Большой восьмерки была принята Окинавская Хартия Глобального информационного общества. В
ней, в частности, говорилось: «Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии,
ответственного управления международного мира и стабильности».
В России в 1995 году был принят Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», в 1996 году принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому
развитию». Затем был утвержден и принят еще целый ряд важнейших документов: «Концепция информационной безопасности», «Концепция единого информационного пространства России», «Концепция формирования информационного общества в России». На их основе была разработана «Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2014 года». В последствии была объявлена федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2010 – 2016 годы», по окончании которой в нашей стране ожидается появление электронного правительства и переход на электронный документооборот федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
В процессе движения мирового сообщества к экономике, основанной на информации, телекоммуникации и информационные технологии быстро изменяются. В развитии телекоммуникаций большая роль отведена участию частных лиц и конкуренции. Обработка информации играет огромную роль во всех секторах экономики как развитых, так и развивающихся стран. Постоянно совершенствуется технология оптоволоконной и беспроводной связи. Стоимость услуг связи постоянно снижается. Наблюдаемая тенденция позволяет сделать вывод о том, что возможно через несколько лет обмен информацией будет практически бесплатным.
Переход к цифровым технологиям позволяет создавать глобальные информационные сети. Эти факторы позволят развивающимся странам быстро преодолеть препятствия на пути к развитию. Например, система дистанционного образования может стать как дополнением к традиционному образованию, так и его составляющей, раздвигая рамки получения необходимых знаний. А созданная информационная инфраструктура позволит любым странам, даже самым отдаленным или
изолированным географически, принять участие во всемирных экономических процессах.
Таким образом, наряду с экономическими последствиями информатизации, безусловно, имеются и социальные последствия.
Специалисты выделяют две основные группы воздействия информатизации социального характера:
1) непосредственное воздействие информационных технологий на сознание человека, в первую очередь за счет расширения его когнитивных и коммуникативных возможностей, что может повлечь за собой изменения системы ценностей;
2) воздействие на социальную организацию за счет использования новых средств коммуникации принципиально снижает издержки передачи информации, ускоряется и упрощается процесс создания географически распределенных социальных групп,
характеризующихся преобладанием иерархических «горизонтальных» коммуникаций, возможностью общения «всех со всеми».
Информатизация –организационный социально-экономический инаучно-технический процесс создания условий для удовлетворения информационных потребностей физических лиц и хозяйствующих субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов.Данный процесс базируется на применении информационныхтехнологий.