Работа с ткаными материалами. Вышивание

Изделие: салфетка.

Задачи урока: расширить представления учащихся о видах обработки ткани; совершенствовать умение работы с пяльцами; познакомить с технологией выполнения тамбурного шва; воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду и продуктам труда.

Планируемые результаты: научиться выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани.

Основные термины и понятия: шов, пяльцы, вышивка.

Ресурсы и оборудование. У учителя: виды ниток, образец тамбурного шва, готовая вышивка и образцы вышивок, вязаные изделия, кусочки ткани для выполнения тамбурного шва с разметкой точек для проколов и основа для салфетки — ткань размером 20 × 30 см для каждого ребенка.У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пяльцы, ткань, игла, нитки для вышивания, ножницы, мыло или мягкий карандаш, копировальная бумага.

Ход урока

Ход данного урока повторяет ход урока первого варианта «Работа с ткаными материалами. Шитье» до этапа «Делаем сами». Кроме того, можно дополнить теоретическую часть этого урока знакомством учащихся с вышивкой. Учитель: «Вышивкой, то есть изображением шитьем, люди занимались с давних времен. Произведения народного искусства создавались ручным способом. Двух одинаковых вещей не бывало, тайны мастерства передавались от одного поколения к другому. Прочитаем текст на странице 67 и выполним предложенные задания». Эта работа не только направлена на знакомство с новым материалом, но и способствует усвоению материала, изученного ранее.
Дополнительный материал. Наша земля всегда славилась искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина населения русской деревни всегда пряла, ткала, вышивала, создавая прекрасные узоры всем на радость. Праздничные одежды, края покрывал, концы полотенец — все было украшено тканым или вышитым орнаментом. Начиная с восьми-девяти лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского рукомесла, готовили приданое. Одни виды орнаментов выглядели как нарядная рама, в которую была помещена самая драгоценная часть вышивки, другие же представляли собой разнообразные узоры.
Делаем сами. Учитель: «Мы сейчас попробуем выполнить орнамент на ткани с помощью вышивки. Для этого нам надо сначала познакомиться с новым видом шва — тамбурным швом». Знакомство с новым видом шва можно провести, выполняя его под руководством учителя. Учитель показывает и рассказывает, как выполняется данный вид шва: «Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого. Для его выполнения надо подготовить нитку с иголкой, отмерить длину нитки через локоток, взять ткань. При выполнении шва иголку из исходной точки перемещают под тканью по линии рисунка на величину стежка. Рабочая нить в виде петли остается под иглой. Последующие стежки необходимо делать вкалыванием иголки в предыдущую петлю. Ход выполнения тамбурного шва: проколоть основу с изнаночной стороны и вытянуть иглу с ниткой на лицевую сторону. Проколоть основу с лицевой стороны (чуть ниже). Проколоть основу с изнаночной стороны, вытянуть иглу с ниткой на лицевую сторону — получится одно звено цепи. Проколоть основу с лицевой стороны внутри звена цепи. Проколоть основу с изнаночной стороны и вытянуть иглу с ниткой на лицевую сторону и т. д. Шов применять для вышивки контура рисунка или заполнения всего объема рисунка внутри контура в круговом направлении». После объяснения учитель демонстрирует образцы вышивок, выполненных тамбурным швом. Затем учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике (с. 68), выполняют этот шов с помощью учителя.
Когда подготовительная тренировочная работа будет закончена, можно приступать к анализу готовой вышивки, которую показывает детям учитель. Учитель: «Перед тем как начать работу над поделкой „Салфетка“, проанализируйте готовую работу. Откройте учебник на странице 70, прочитайте стихотворение». Один из детей читает вслух стихотворение, после чего учитель читает его еще раз и проводит беседу: «Скажите, какие инструменты использовала девочка, чтобы вышить салфетку. Какую форму имеет салфетка? Какое изображение на ней вышито? Какой шов использован? Для выполнения более качественного шва мы воспользуемся специальным приспособлением — пяльцами. Что это за приспособление? Для чего оно необходимо? (Пяльцы — это рама для натягивания ткани для вышивания.) Как можно будет использовать нашу поделку?»
Следующий этап — планирование работы с использованием плана работы в учебнике (с. 69): 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Выполнение шва. 4. Отделка. После составления плана и проведения беседы (возможен фронтальный опрос или монологическое высказывание учащихся) дети могут приступать к выполнению практической работы под руководством учителя.
Подготовка материалов и инструментов. Подготовить к работе необходимые материалы и инструменты: ткань, нитки для вышивания, пяльцы, иголку, наперсток, копировальную бумагу, мыло или мягкий карандаш, булавки, ножницы — и вспомнить правила работы с ними.
Разметка. Вырезать из рабочей тетради (с. 48) понравившийся шаблон рисунка для вышивки. Выполнить разметку рисунка на ткани через копировальную бумагу. Для этого на ткань положить копировальную бумагу яркой стороной вниз, на нее положить рисунок и обвести его контур карандашом.
Выполнение шва. Для удобства натянуть салфетку на пяльцы. Выполнить вышивку рисунка тамбурным швом.
Отделка. Закончить работу над салфеткой. Обработать ее края с помощью учителя.
Подведем итоги. В конце урока учитель проводит анализ и оценку работ учащихся. После этого можно выполнить задание на с. 49 рабочей тетради.

Домашнее задание. Подготовьте сообщение о том, как можно использовать вышивку. Найденные материалы вложите в папку достижений. На следующий урок принесите коробку из-под обуви.

<<Предыдущий раздел <Содержание> Следующий раздел>>
Роговцева Н. И. Уроки технологии. 2 класс
Раздел 3 ЧЕЛОВЕК И ВОДА Урок 24 Мы предлагаем два варианта данного урока в зависимости от практической работы. Учитель может выбрать любой из них, а при наличии времени можно объединить оба варианта в один урок. Если же времени нет, то самостоятельная работа над проектом «Аквариум» дома может послужить отличной проверкой освоения универсальных учебных действий и изученного материала. 1. Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. 2. Рыболовство. Работа с природными материалами. Конструирование. 1. Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить Изделие: композиция «Золотая рыбка». Задачи урока: сформировать у учащихся представление о роли воды в жизни человека; познакомить их с различными приспособлениями для рыболовства, с новым видом орнамента — изонитью и техникой его создания; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, учить экономному расходованию воды. Планируемые результаты: научиться создавать изделия, украшенные изонитью, различать приспособления для рыболовства. Основные термины и понятия: рыболовство, изонить. Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий, украшенных рисунком изонить, схема «Использование воды». У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, копировальная бумага, шило, нитки, игла, наперсток. Ход урока Урок можно начать с проверки домашнего задания, попросив учащихся выступить с сообщениями о вышивке. Учимся новому. Учитель: «Сегодня мы научимся выполнять еще один вид орнамента с использованием ниток. Но сначала откройте учебник на странице 71 и прочитайте, как называется новый раздел, который мы будем изучать. («Человек и вода».) Как вы думаете, какое значение имеет вода в жизни человека? (Вода — самый большой по объему потребления компонет в рационе человека. Это — универсальное вещество, без которого невозможна жизнь. Вода — непременная составляющая часть всего живого.) В растениях содержится до 90% воды, а в теле взрослого человека — около 70%. Как вы думаете, нужно ли беречь воду? Зачем это делать? Ведь, казалось бы, открыл кран водопровода — вот тебе и вода, а нет водопровода — сходил лишний раз к реке или колодцу. Недаром же говорят: „Воды на всех хватит“. Однако эта поговорка устарела даже для многоводных районов Земли, количество питьевой воды на нашей планете уменьшается с каждым днем. Много ли воды нужно человеку? (Примерно 3 л в день.) Но это не все. В городах счетчик отсчитывает до 200 л потребления воды на каждого жильца в сутки. Зачем нам столько воды? (Эта вода идет на хозяйственные нужды: приготовление пищи, стирку белья, принятие ванны, душа и т. д.) Но, кроме этого, человеку требуется вода и для домашнего скота, орошения полей и огородов, для получения электроэнергии, для изготовления тысячи предметов, без которых он не может обойтись. Вода сейчас не только источник жизни и средство для соблюдения чистоты. Она стала самым главным видом промышленного сырья, материалом, без которого никакое производство не может существовать. При этом даже там, где воды много, она совсем не такой уж дешевый материал. Прежде чем поступить по трубам в городские дома или на завод, вода подвергается очистке. В места, где воды недостаточно, ее приходится доставлять издалека. В Париже почти каждое лето жители страдают от недостатка воды. В России так быстро растет городское население и развивается промышленность, что в некоторых больших городах тоже ощущается временный недостаток воды. Знаете ли вы, каково количество воды на нашей планете? (Более двух третей поверхности земного шара занимает вода.) Какие виды водных поверхностей вы знаете? (Моря, океаны, реки, озера, болота, пруды и т. д.) В России всегда было много рек и озер, в которых водилась рыба разных пород. Как называется деятельность человека по добыче речной и морской рыбы? (Рыболовство.) Рыболовство — одна из древнейших форм хозяйственной деятельности людей, связанная с добычей пищи». После вводной беседы целесообразно обсудить с учащимися известные им способы ловли рыбы. Учитель: «Формы и способы традиционного рыболовства, как и орудия для этой деятельности, еще издревле были весьма разнообразны и представляли собой почти все и сейчас известные способы непромысловой рыбной ловли: запруды, сети, корзины, удочки и т. д.». Следующий этап изучения нового материала — работа с учебником (с. 72). Учащиеся выполняют задание на с. 72, при этом вспоминая приспособления для ловли рыбы и знакомясь с ними. Выполнив задание, дети могут прочитать текст учебника на с. 73 о сети как приспособлении для ловли рыбы. Учитель предлагает вспомнить сказки, в которых герои ловили рыбу, и выполнить задание в рабочей тетради на с. 51. Делаем сами. Учитель: «Итак, одним из приспособлений для ловли рыбы была сеть, которую плели из нитей или лески. Искусство плетения передавалось из поколения в поколение. Постепенно умение плести и вышивать приобрело различные формы. Сегодня мы познакомимся еще с одной формой плетения для создания орнамента и выполним рисунок изонить в работе над поделкой «Золотая рыбка». Сначала проведем анализ готового изделия». Дети рассматривают изделие и пытаются самостоятельно определить, какие материалы и инструменты использованы для изготовления поделки (нитки, цветной картон, карандаш, ножницы, игла, копировальная бумага), вспоминают правила работы с этими материалами и инструментами, рассказывают о вариантах применения изделия. Для работы над поделкой „Золотая рыбка“ учитель должен познакомить учащихся с техникой выполнения рисунка изонить. Сначала можно предложить ребятам прочитать в учебнике (с. 73) об этом рисунке и провести опрос по прочитанному тексту: «Где впервые появилось искусство изонить? (В Англии.) Как изначально выполняли рисунок? Для чего сейчас используется такая техника?» Необходимо продемонстрировать учащимся образцы изделий, украшенных рисунком изонить. Учитель: «В мире такая техника создания рисунка известна уже более 400 лет. Ее использовали английские ткачи. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали между ними нити в различной последовательности, создавая причудливые узоры. Со временем рисунок изонить начали использовать и в вышивке по картону, особенно активно распространялось это искусство в XIX веке. При создании рисунка изонить на картоне техника отличалась от первоначальной тем, что гвоздики были заменены на дырочки, через которые пропускалась нить. Основу техники составляли приемы заполнения угла и окружности». Следующий этап работы — составление плана. Полезно дать учащимся попробовать самостоятельно составить план работы, после чего подробно обсудить с ними каждый пункт плана, работу над ним: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Сборка. 4. Отделка. Разметка. С помощью копировальной бумаги сделать разметку рисунка из рабочей тетради (с. 50) на картоне. Сборка. Выполнить рисунок по размеченным точкам, прокалывая их иголкой с ниткой в определенной последовательности. (Эту последовательность показывает учащимся учитель.) Отделка. Завершить композицию и оформить поделку. Подведем итоги. В конце урока учащиеся пробуют самостоятельно провести выставку своих работ, в ходе которой стараются оценить работы друг друга, что поможет учить их самооценке и самоконтролю. Домашнее задание. Найдите материал о рыбках, которых выращивают в аквариумах. Если у вас есть аквариум, расскажите о том, как вы за ним ухаживаете. Вложите информацию в папку достижений. 2. Рыболовство. Работа с природными материалами. Конструирование Изделие: проект «Аквариум». Задачи урока: сформировать у учащихся представление о роли воды в жизни человека; познакомить их с различными приспособлениями для рыболовства; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, учить экономному расходованию воды; формировать умение использовать природный материал для создания композиции. Планируемые результаты: научиться конструировать из природных материалов рыбок, закрепить навык составления композиции, сочетания в поделках разных природных материалов, уметь замечать красоту и разнообразие форм в природе. Основные термины и понятия: рыболовство, аквариум. Ресурсы и оборудование. У учителя: изображения рыбок, аквариумов, образцы изделий. У учащихся: учебник, природные материалы — скорлупа от орехов, желуди, каштаны, листики, шелуха от лука, ракушки, пластилин, коробка из-под обуви. Ход урока Ход данного урока повторяет ход урока первого варианта «Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить» до рубрики «Делаем сами». Делаем сами. Учитель: «Сегодня мы с вами сами создадим водных обитателей, которых можно держать в нашем классе или дома. А где можно держать рыбок в квартире? (В аквариуме.) Аквариум — прозрачная емкость для постоянного содержания водных организмов. Чаще всего под аквариумом понимается домашний (комнатный) аквариум для содержания аквариумных рыбок в домашних условиях. Каких аквариумных рыбок вы знаете? (Учитель демонстрирует изображения аквариумных рыбок.) У кого дома есть аквариум? Как вы за ним ухаживаете? Давайте попробуем создать аквариум и его жителей из природных материалов». Учащимся предстоит работа над проектом. Целесообразно учить их самостоятельно делиться на группы, выбирать лидера и работать вместе, разделив обязанности. После того как учащиеся под контролем учителя разделятся на группы, нужно провести анализ изделия: необходимые для работы материалы и инструменты (картон, природные материалы, пустая коробка, ножницы, клей, пластилин, кисточка, тряпочка), способ соединения деталей (при помощи пластилина), варианты использования поделки, а затем составить план работы, причем желательно учить детей составлять план самостоятельно и помогать друг другу. Проектная деятельность способствует развитию такого умения, так как каждому учащемуся необходимо составить собственный план работы над отдельным компонентом поделки и согласовать его с остальными участниками группы. Общий план работы группы составляется всеми ее участниками: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Планирование композиции. 3. Распределение работы между участниками группы и ее выполнение. 4. Сборка композиции. 5. Отделка. 6. Подготовка презентации. В работе детям помогут план работы в учебнике (с. 75) и иллюстрации к нему. Учитель обязательно должен проконтролировать работу учащихся в группе, так как это еще очень сложный для них вид деятельности. Подведем итоги. Итогом урока является организация выставки проектов, на которой учащиеся проводят презентацию своих работ с представлением плана работы и рассказом о каждом компоненте проекта. Домашнее задание. Сделайте рыбку для аквариума друга и подарите ее ему. Урок 25 Мы предлагаем два варианта данного урока в зависимости от практической работы. Учитель может выбрать любой из них, а при наличии времени можно объединить оба варианта в один урок. Если же времени нет, то самостоятельная работа над поделкой «Русалка» дома может послужить проверкой освоения учащимися универсальных учебных действий и изученного материала. 1. Работа с бумагой. Аппликационные работы. 2. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. 1. Работа с бумагой. Аппликационные работы Изделие: аппликация «В море». Задачи урока: познакомить учащихся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации, обучать составлению композиции на определенную тему; повторить приемы работы над созданием аппликации. Планируемые результаты: научиться составлять композицию из деталей, заготовленных способом обрывания по контуру рисунка. Основные термины и понятия: силуэт, обрывание. Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий, различные виды аппликаций. У учащихся: учебник, картон, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, нитки. Ход урока Урок можно начать с беседы на закрепление изученного материала: «На прошлом уроке мы выяснили, что вода в нашей жизни играет очень важную роль, что ее необходимо беречь. Где мы используем воду? В каких целях?», — а также с проверки домашнего задания. Учитель: «А знаете ли вы, что по воде можно путешествовать?» Знакомство с новым материалом можно провести в виде беседы, основанной на личном опыте учащихся, о том, что они знают о путешествиях по воде. Делаем сами. Учитель: «Давайте сделаем свой кораблик и отправимся на нем в воображаемое плавание». Перед началом работы традиционно проводится анализ готовой поделки, которую показывает учитель: материалы и инструменты, необходимые для работы (картон, цветная бумага, карандаш, ножницы, нитки, клей, кисть), правила работы с материалами и инструментами, техника выполнения работы (аппликация), варианты использования поделки. Для создания поделки «В море» надо помочь учащимся вспомнить, что такое аппликация и как ее делать, а также где можно использовать изделия, выполненные аппликацией. Учитель: «Аппликация часто используется в декоративных композициях и для оформления интерьера. Она может быть выполнена на различные темы. Существует несколько видов аппликаций. (Учитель показывает различные виды аппликаций.) Геометрическая выполняется из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? Предметная. На ней изображается какой-либо предмет: ваза с цветами, гриб и т. д. Силуэтная. Что такое силуэт? (Одноцветное плоскостное изображение предмета на фоне другого цвета.) Существуют еще аппликации, для создания которых детали раскраиваются разными способами. При помощи какого инструмента мы обычно раскраиваем детали? (При помощи ножниц.) А еще можно получить деталь для аппликации, оборвав бумагу по намеченному контуру. Посмотрите на готовую поделку „В море“ и скажите, какие детали аппликации были заготовлены способом обрывания, а какие — ножницами». (Учитель показывает, как применять прием обрывания.) Планирование работы — следующий необходимый этап практической работы. Составив план работы с учащимися, надо дать его подробный комментарий и обсудить каждый пункт плана с детьми. Подготовка материалов и инструментов. Учитель: «Подготовьте все необходимые для работы материалы и инструменты и вспомните правила работы с ними». Разметка. Учитель: «Какую композицию на морскую тему вы хотели бы создать? Какие детали можно разметить для аппликации „В море“? Сделайте карандашом разметку деталей для аппликации (корабль, волны, облака и т. д.) на цветной бумаге. На какой стороне цветной бумаги вы будете делать разметку? Помните о зеркальном отражении деталей. Если изобразите корабль, плывущий влево, то на цветной стороне он поплывет вправо». Раскрой. Учитель: «Сделайте раскрой: кораблик вырежите по разметке ножницами, а волны и все остальные детали сделайте приемом обрывания. Аккуратно обрывайте бумагу по намеченному контуру, придерживайте лист левой рукой, чтобы не оборвать необходимую часть детали». Сборка. Учитель: «Разложите все детали аппликации на основе из цветного картона так, чтобы получилась композиция. Затем приклейте детали к основе». Отделка. Учитель: «Оформите композицию: сделайте рамочку, петельку, пользуясь инструкцией учебника на странице 76». Подведем итоги. В конце урока проводится выставка работ учащихся, их анализ и оценка. Домашнее задание. Найдите информацию (легенды, сказки) о разных водяных жителях, подберите иллюстрации, выполните рисунок. 2. Работа с бумагой и волокнистыми материалами Изделие: композиция «Русалка». Задачи урока: закреплять умение размещать детали аппликации на плоскости относительно друг друга, придавать аппликации объем; воспитывать аккуратность с помощью работы с мелкими деталями и клеем. Планируемые результаты: научиться выполнять полуобъемную аппликацию, использовать различные материалы в аппликации, самостоятельно заполнять технологическую карту, планировать работу. Основные термины и понятия: русалка, сирена, полуобъем. Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий, различные полуобъемные изображения. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, карандаш. Ход урока Ход данного урока повторяет ход урока первого варианта «Работа с бумагой. Аппликационные работы» до рубрики «Делаем сами». Делаем сами. Учитель: «Сегодня мы сделаем одну из сказочных жительниц вод — русалку. Кто такие русалки? В древних народных поверьях живущие в воде сказочные существа в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом. Еще так иногда изображали сирен — персонажей древнегреческой мифологии, обладательниц прекрасных голосов. Мы сделаем русалку при помощи аппликации». Анализ изделия предваряет работу над поделкой. Учащиеся с помощью учителя выясняют, какие материалы и инструменты понадобятся для работы (картон, цветная бумага, нитки, ножницы, карандаш, клей), каковы правила работы с ними, какую надо использовать технику (аппликация), как можно применить поделку, в чем особенность данной аппликации (детали не полностью приклеены). Учитель: «Такая аппликация называется полуобъемной». После подробного анализа готовой поделки вместе с учителем учащиеся могут самостоятельно заполнить технологическую карту «Русалка» в рабочей тетради (с. 53) и приступить к самостоятельному планированию работы: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. После того как план готов, учитель обсуждает с детьми каждый его пункт, и учащиеся с его помощью выполняют практическую работу. Разметка. Вырезать из рабочей тетради (с. 52) шаблоны и обвести их на цветной бумаге. Раскрой. Вырезать детали. Сборка. Разложить все детали на основе из картона так, чтобы получилась композиция. Сделать из ниток прическу. Приклеить детали к картону. Нарисовать русалке лицо. Отделка. При помощи ниток, фольги и цветной бумаги закончить композицию: сделать волны, чешуйки русалки и т. д. Придать аппликации небольшой объем (с помощью рисунка в учебнике на с. 77). Для этого не проклеивать всю деталь клеем. Можно подкрутить хвост русалки при помощи ножниц (учитель должен показать, как это сделать). Подведем итоги. После того как поделка завершена, можно провести выставку работ учащихся. Для подведения итогов всего раздела можно выполнить задание в учебнике на с. 78. Домашнее задание. Найдите информацию (легенды, сказки) о разных водяных жителях, подберите иллюстрации, выполните рисунок.
<<Предыдущий раздел <Содержание> Следующий раздел>>
Роговцева Н. И. Уроки технологии. 2 класс
Раздел 4 ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ Урок 26 Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание Изделие: оригами «Птица счастья». Задачи урока: познакомить учащихся со значением символа птицы в культуре русского народа, с такими способами обработки бумаги, как сгибание, складывание; обучать приемам складывания изделий оригами; воспитывать терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деятельности по созданию оригами. Планируемые результаты: научиться складывать изделия техникой оригами; закрепить навыки работы с бумагой, самостоятельного планирования работы. Основные термины и понятия: оригами, санбо. Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, графическая инструкционная карта (или предметно-технологическая) по изготовлению птицы счастья, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия, образцы изделий оригами. У учащихся:учебник, цветная бумага, ножницы, клей, скрепки. Ход урока Урок можно начать с проверки домашнего задания. Учащиеся выступают с сообщениями о водяных жителях, подготовленными дома, проводится выставка рисунков детей. Учимся новому. Учитель: «Мы с вами совершили путешествие по земле и воде, сегодня мы начнем изучать новый раздел учебника „Человек и воздух“. В чем значение воздуха для человека? (Воздух необходим человеку, чтобы дышать.) Вы не задумывались, почему вы чувствуете себя гораздо лучше, когда гуляете по лесу, особенно после грозы, купаетесь в море или отдыхаете на высокогорных курортах? И почему во время мероприятий в закрытом помещении, где много народу, или в транспорте дышать тяжелее? Все это из-за воздуха. Какой он в лесу? А в городе? В городе много фабрик, заводов, транспорта, которые загрязняют воздух. Поэтому человеку нужно гулять на природе, дышать свежим воздухом, так как это не только приятно, но и полезно и даже необходимо для здоровья». Уместно провести с учащимися беседу, основанную на их личном опыте. Она будет способствовать развитию мышления, воображения и навыков монологического и диалогического высказываний детей. Можно попросить ребят рассказать о том, как часто они бывают на природе, как и с кем это обычно происходит, какие эмоции это у них вызывает и т. д. Продолжить знакомство с новым материалом можно беседой с учащимися о птицах и работой по учебнику (с. 80). Учитель: «Скажите, кто перемещается по воздуху. (Птицы.) Как называют жилище птиц? У всех ли птиц одинаковые гнезда? Что используют птицы для того, чтобы сделать гнездо теплым и уютным? Какая птица не имеет гнезда и подкидывает свои яйца в чужие гнезда? (Полезно использовать наглядный материал — изображения разных птиц и их гнезд.) Прочитайте текст о птицах на странице 80 учебника. Расскажите, какое значение люди придавали символу птицы. Как вы думаете, почему появилось название „птица счастья“? Из чего делали на Руси таких птичек?» Учитель может продемонстрировать детям варианты деревянных изделий. Делаем сами. Учитель: «Как вы думаете, какую поделку нам сегодня предстоит выполнить? (Птицу счастья.) Но свою птицу счастья мы сделаем не из дерева, а из бумаги, чтобы она была совсем легкой, воздушной и красочной. С чего начнем работу?» (С анализа изделия.) Учитель показывает детям готовую поделку «Птица счастья»: «Какие материалы и инструменты нужны для создания такой птицы? (Цветная бумага, ножницы, скрепки, клей.) Вспомним правила работы с этими материалами и инструментами. Знаете ли вы, как называется техника, в которой выполнено это изделие? (Оригами.) Что такое оригами? (Искусство складывания из бумаги.) Искусство оригами зародилось в Японии. Само слово „оригами“ в японском языке состоит из двух иероглифов: „ори“ — бумага и „ками“ — складывание. Первоначально это искусство использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам, складывали в бумажные коробочки — санбо, изготовленные в технике оригами. (Можно продемонстрировать иллюстрации и технику выполнения.) Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать. Эту технику используем в своей работе и мы. Из скольких деталей состоит изделие? (Из трех: туловища, крыльев и хвоста). Как можно использовать поделку?» Следующий этап — планирование работы учащимися: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. После того как план составлен, можно приступить к его выполнению, причем учитель выполняет работу над поделкой параллельно с учащимися, комментируя все действия. Это поможет обучить детей новой технике выполнения поделки прямо в процессе работы. Разметка. Раскрой. Заготовить детали из цветной бумаги — туловище, хвост, крылья птицы. Для этого выбрать три листа бумаги разных цветов и заготовить из них квадраты. Размечать детали приемом складывания. Положить перед собой квадрат на ребро цветной стороной вниз. Сложить его пополам, чтобы получился треугольник, развернуть. Верхний и нижний углы согнуть к центральной линии. Затем правый угол согнуть к середине центральной линии. Сложить заготовку пополам. Отогнуть шею и сделать клюв. Два других квадрата цветной бумаги сложить гармошкой. Сборка. С помощью клея соединить между собой детали. Отделка. При желании можно сделать в верхней части туловища птицы небольшое отверстие и продеть в него нитку, чтобы поделку можно было подвесить. Подведем итоги. В конце урока учитель анализирует и оценивает работы учащихся. Можно также для формирования первоначального универсального действия самооценки и самоконтроля учащихся попробовать оценить свои работы или работу своего товарища и внести необходимые коррективы. Также учащиеся отвечают на вопрос Вани в учебнике на с. 81. Домашнее задание. Найдите с помощью родителей схемы выполнения другой птицы в технике оригами, попробуйте сделать и оформить такое изделие самостоятельно. Вложите поделку в папку достижений. Урок 27 Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование Изделие: ветряная мельница. Задачи урока: познакомить учащихся с использованием ветра человеком; формировать умение выполнять изделия на основе развертки; совершенствовать умение работать по плану. Планируемые результаты: научиться конструировать объемное изделие на основе развертки, уметь самостоятельно составлять композицию и оформлять поделку, соотносить свои действия с планом. Основные термины и понятия: мельница, мельник, модель. Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий, изображения мельниц. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, основа — цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, скрепки, стержень от ручки. Ход урока Учитель в начале урока предлагает учащимся самим организовать выставку работ, провести презентацию выполненных дома работ и оценить поделки друг друга. Учитель: «Во время нашего воображаемого путешествия по земле и воде мы с вами узнали, что человек уже научился использовать энергию воды и ветра, чтобы вращать водяное колесо и плавать на парусной лодке. Позже человек научился использовать силу ветра. А что такое ветер? (Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.) Каким может быть ветер? (Теплым или прохладным, порывистым или нежным, влажным или сухим.) Послушайте отрывки из стихотворений и скажите, о каком ветре в них говорится». Учитель читает или включает запись чтения отрывков из сказок А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:
Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного. Аль откажешь мне в ответе?..

и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на раздутых парусах...»
Дополнительный материал. Существует так называемая шкала Бофорта — условная шкала для визуальной оценки силы (скорости) ветра в баллах по его действию на наземные предметы или по волнению на море. Она была изготовлена английским адмиралом Ф. Бофортом в 1806 году и сначала применялась только им самим. В 1874 году Постоянный комитет Первого метеорологического конгресса принял шкалу Бофорта для использования в международной синоптической практике. В последующие годы шкала менялась и уточнялась. Шкалой Бофорта широко пользуются в морской навигации. По ней силу ветра определяют в баллах. Существует и словесное определение ветра: штиль (тихий, легкий, слабый, умеренный, крепкий и т. д.), шторм (сильный), ураган.
Продолжить знакомство с новым материалом целесообразно чтением текста учебника (с. 82). Учитель: «Как можно использовать силу ветра? Чтобы проверить свои догадки, прочитайте текст в учебнике на странице 82. Посмотрите, что нам предлагает сделать Ваня. А вы знаете, что такое мельница? (Здание с установленными в нем машинами для размола зерна и выработки из него муки или крупы. Учитель демонстрирует изображения разных мельниц.) Существуют ветряная, водяная, паровая и другие мельницы. Мы выполним макет ветряной мельницы, которая приводится в действие силой ветра. Как называют владельца мельницы или работника на мельнице? (Мельником.) Из каких частей состоит ветряная мельница?» (У мельницы есть крылья, крыша, основание.)
Делаем сами. Учитель: «Перед тем как приступить к работе над нашей поделкой, надо вспомнить, что значит выполнить модель, что такое модель. (Это образец какого-то изделия или образец для изготовления чего-нибудь.) Давайте проведем анализ готовой модели мельницы. Какие материалы и инструменты нужны для ее создания? (Цветной картон, цветная бумага, стержень ручки, карандаш, ножницы, клей, скрепки.) Вспомните правила и приемы работы с этими материалами и инструментами. (Учащиеся выполняют задание «Правила работы ножницами» в рабочей тетради на с. 55.) Какую технику работы нам предстоит использовать? (Моделирование из бумаги.) Как можно применить эту модель?»
После анализа готового изделия традиционно составляется план работы: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. Это очень сложная поделка, поэтому учитель должен подробно обсудить с учащимися каждый пункт плана и выполнять поделку параллельно с ними, демонстрируя каждое действие.
Разметка. Вырезать из рабочей тетради шаблоны для изготовления крыльев мельницы (с. 54). Сделать их разметку на цветной бумаге — обвести по контуру карандашом.
Раскрой. Вырезать размеченные детали.
Сборка. Цветной альбомный лист положить вертикально и отогнуть от себя на 1 см, это будет место для склеивания. Затем дважды сложить получившийся лист пополам. Развернуть заготовку и склеить так, чтобы получился двухслойный прямоугольник. Положить его перед собой вертикально и отогнуть от себя на 1 см. Оставшуюся часть сложить на себя пополам, после чего развернуть заготовку. Сверху и снизу сделать вертикальные, в том числе боковые, надрезы до горизонтальной линии сгиба. Развернуть заготовку так, чтобы она приобрела объем (можно воспользоваться рисунками на с. 82 учебника). Низ заготовки должен быть там, где разрезы короче. Сделать основание мельницы, отогнув полоски наружу и приклеив их к картону-основе. Стержень от ручки протянуть через две противоположные стенки заготовки в верхней ее части. Собрать крышу мельницы, воспользовавшись рисунком, скрепками и клеем. Надеть на стержень заготовленные детали крыльев мельницы.
Отделка. Завершить и оформить композицию с помощью цветной бумаги.
Подведем итоги. В конце урока целесообразно провести выставку изделий учащихся и беседу о том, что оказалось наиболее сложным в работе над поделкой.

Домашнее задание. Расскажите на следующем уроке, как еще человек использует силу ветра. Принесите фольгу.

Наши рекомендации