Работа с ткаными материалами. Шитье
Изделие: кошелек.
Задачи урока: научить детей выполнять шов «через край», создавать отделку детали вышивкой; отработать навыки разметки ткани, изготовления выкройки, с помощью обучения использованию в работе ножниц и иглы воспитывать аккуратность; развивать чувство прекрасного.
Планируемые результаты: научиться создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу.
Основные термины и понятия: виды швов, нитки.
Ресурсы и оборудование. У учителя: виды ниток, образец шва «через край», готовый кошелек, вышивка, вязаные изделия, кусочки ткани для выполнения учащимися шва «через край» с разметкой точек для проколов.У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, плотная ткань, нитки, иголка, наперсток, ножницы, пуговица, мыло или мягкий карандаш.
Ход урока
Начать урок можно с повторения пройденного материала при проверке домашнего задания. Дети выступают с подготовленными дома сообщениями об особенностях национальных костюмов разных народов, учитель задает им вопросы на повторение изученного материала.
Учимся новому. Учитель: «На прошлых уроках мы с вами рассмотрели народный костюм и его особенности. Мы говорили, что все костюмы раньше шили вручную. Детали одежды сшивали с помощью швов. Шов — это линия соединения деталей из ткани, кожи, бумаги нитками. Швы бывают стачными и украшающими, ручными и машинными. В прошлом году мы с вами уже знакомились с разными видами швов».
Проверим себя. Чтобы повторить материал о видах швов, изученный в 1 классе, учащиеся выполняют задание в рабочей тетради на с. 47. Проверка выполнения задания проводится в виде фронтального опроса. После этого можно продолжить повторение изученного в ходе беседы по вопросам: «Какие материалы и инструменты необходимы для выполнения шва? (Ткань, нитки, игла.) Что такое нитки? (Пряжа, скрученная в 2, 3, 4, 6, 9 или 12 прядей.) Какие виды ниток вы знаете?» (Швейные, вышивальные, вязальные, штопальные.)
Учимся новому. Учитель: «Швейные нитки используются для соединения, сшивания деталей из ткани. Они выпускаются под номерами (учитель демонстрирует катушки) 10, 20, 30, 40, 50, 60, 80, 100 и 120. Торговый номер определяет толщину нитки: чем больше номер, тем тоньше нитки. Вышивальные нитки поступают в продажу в мотках. (Учитель показывает образец.) К вышивальным ниткам относят мулине. Эти нитки применяются для вышивания различных узоров (демонстрация образцов изделий). Вязальные нитки — это нитки, которыми вяжут. Для вязания применяются шерстяные, полушерстяные, шелковые нитки, а также ирис (показ образцов ниток и изделий). Штопальные нитки применяются для штопки, починки чулок, носков (демонстрация заштопанных изделий). Выпускают их в клубках».
Делаем сами. Перед тем как приступить к работе над поделкой «Кошелек», необходимо научиться выполнять шов «через край». Учитель показывает и рассказывает, как выполняется данный вид шва: «Шов „через край“ используется для обработки края ткани вручную. Подготовьте нитку с иголкой, отмерьте длину нитки через локоток, возьмите кусок ткани. Шов выполняется косыми стежками. Ткань прокалывают все время с лицевой стороны слева направо, постоянно откидывая свободную часть нитки направо. Можно прошить шов второй раз в обратную сторону, получив декоративные уголки». Затем учащиеся читают план работы в учебнике (с. 65) и под руководством учителя тренируются выполнять шов.
После того как подготовительная тренировочная работа выполнена, можно приступать к анализу основного изделия: название изделия (кошелек), необходимые материалы и инструменты (ткань, нитки, пуговица, мыло или мягкий карандаш, ножницы, игла, наперсток), правила работы с материалами и инструментами, способ разметки (разметка ткани по шаблонам), способ сборки (шов «через край»), варианты использования.
Затем учащиеся составляют план работы с учетом плана в учебнике (с. 66): 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. По данному плану учащиеся выполняют работу над изделием с помощью учителя.
Разметка. Вырезать шаблоны деталей из рабочей тетради (с. 46). Сделать разметку деталей для кошелька на плотной ткани приемом обведения шаблонов мылом или мягким карандашом.
Раскрой. Вырезать размеченные детали из ткани.
Сборка. Швом «через край» соединить детали изделия и обметать их. Для этого положить основные детали кошелька — два полукруга друг на друга, скрепить их и, следя за тем, чтобы края были совмещены, пришить детали друг к другу швом «через край» по округлому краю так, чтобы получился кошелек. Пришить к кошельку пуговицу на ножке (в нижней части) и сделать петельку, чтобы можно было закрывать крышку кошелька. Пуговицу пришить, пользуясь инструкцией учебника (с. 66). Для изготовления петельки выполнить обычный шов, только не затягивать нитку до конца, а оставить петельку.
Отделка. Оформить изделие. Можно выполнить на кошельке вышивку, аппликацию из ткани.
Подведем итоги. В конце урока, когда работа над поделкой под руководством учителя будет закончена, целесообразно провести выставку работ учащихся или попросить их проанализировать и оценить поделки друг друга.
Домашнее задание. Вспомните другие виды швов, которые вам известны, и выполните их дома с помощью родителей.