Технологии проектирования, контроля, и анализа информационных систем (CASE)
Базовые понятия и тенденции развития информационных технологий.
Технология-это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.
Информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
КИТ- способы использования техники, программного обеспечения, систем связи и данные, подлежащие приему, передаче, обработке, хранению, и отражающие реальную действительность или интеллектуальную деятельность во всех сферах жизнедеятельности.
ИТ требуют сложной подготовки , наукоемкой техники и
Больших первоначальных затрат.
3 класса ИТ:
Технические;
Кибернетические;
Интеллектуальные.
Техническиеимеют стабильную организацию и ярко выраженные функции. Они способны функционировать при изменении общих условий (внешних). Могут быть простыми, сложными,иерархичными.Примера:схема компьютера,архитектура.
Кибернетическиеобладают большей сложностью, формируются постепенно, эволюционным путем, постоянно адаптируются к изменениям внешней среды. Пример: бухгалтерская система.
Интеллектуальные- сложные системы, отражающие окружающую реальность и которые нельзя математически описать. Они функционируют в соответствии с поставленной задачей и предназначены для принятия решений.
Выделяется 5 современных взаимосвязанных и усиливающих друг друга доминирующих тенденций развития ИТ:
1) Усложнение информационных продуктов и услуг заключается в многообразии способов и объемов представления информации. Примеры: разнообразие и сложность носителей информации, инфо/мультимедиатехнологии, искусственный интеллект.
2)Обеспечение совместимости - возможность свободного обмена инфор-мацией за счет полного соответствия и взаимной сопряженности компонентов телефонии, обработки данных, средств ввода-вывода информации, передачи данных, хранения, преобразование информации.
3)Ликвидация промежуточных звеньев - изменение отношений на предприятии при обработке информации, между предприятиями, предприятием и потребителем, предприятием и государством.
4)Глобализация- круглосуточное подключение пользователей к информации о состоянии рынков, легкая передача информации через границы регионов и государственная глобализация экономики.
5)Конвергенция – сходимость информационных признаков в строениях и функциях, реализуется в номенклатуре средств информатики, появление сложных интегрированных информационных продуктов, доступ к которым осуществляется посредством взаимодействия ИС, а также ликвидация промежуточных звеньев при работе потребителей на мировом рынке (клиент-банк)
2.Классификация и общая характеристика информационных технологий.
ИТ делятся на 2 класса базовые и прикладные.
1)Базовые- технологии, которые реализуются на уровне взаимодействия элементов вычислительных систем.
Классификация базовых технологий:
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ОСдля вычислительных машин общего назначения(Main Frame) - для крупных государственных структур - Unix.
ОС специального назначения IBM OS/2;
ОС для ПК- ОС Windows.
2.Языки программирования:
-классические;
-объектно-ориентированные(С++,Java);
3.Технологии архитектуры «клиент-сервер»- для построения локальных корпоративных сетей, когда выдается ПК для выполнения специальных задач (сервер БД).
4.Технологии масштабирования- создание многопроцессорных систем, использование зеркальных серверов; наращивание мощности СУБД-использование различных методов управления потоками запросов, распределительная обработка информации; масштабирование архитектурной сети- создание распределенных масштабных сетей .
5.Технологии нейровычислений-для обработки сложной информации на специально созданных программно-технических комплексах, работающих по принципу нейровычислительных систем.
6.Телекоммуникационные технологииобеспечивают взаимодействие в сетях на основе единых правил TCP|IP, SWIFT, EDIFACT.
7.Базовые технологии Internet(электронная почта, утилиты, поисковые системы, протоколы).
8.Технологии информационных хранилищ-для хранения больших объемов разнородной и неструктурированной информации, для работы с ними используются методы искусственного интеллекта: ВТ-система, OLAP-технология, Data Mining.
9.Технологии Интранет (Экстранет)- проектирование корпоративных сетей на основе баз технологий Internet .
10.Современные корпоративные СУБД(Oracle, Informix, Sybase).
11.Экспертные системы и системы подготовки и принятия решений-технологии, которые позволяют на основании определенных приемов и выводов осуществлять анализ информации, описание объектов и вырабатывать на этих правилах соответствующие решения.
12.Технологии обработки текстов- специальные поисковые системы, системы документооборота, электронный перевод.
13.Геоинформационные технологии-технологии обработки картографической информации, чертежей, космических и аэроснимков.
14.Мультимедиатехнологии и технологии виртуальной реальностипредназначены для создания различных видео-музыкальной, аудио- и др. информации, хранения и преобразования ее в различных форматах(VТML).
15.Технологии криптозащиты информации-правовые нормы защиты, специальные алгоритмы, ключи, протоколы, технические средства.
16.Технологии человеко-машинного интерфейсаоблегчают работу человека при взаимодействии с различными программными срествами.
17.Технологии цифро-аналоговых преобразований-компьютерное управление безлюдными производствами.
Технологии проектирования, контроля, и анализа информационных систем (CASE).
2)Прикладные- технологии, которые реализуют типовые процедуры обработки информации в различных предметных областях.
Они делятся на 2 категории: продукты и услуги
Продукты:
1.информационные технологии (ИТ) реализации информационных ресурсов;
2.ИТ в системах массового обслуживания населения(ИТ телекомпаний, телеконференций, видеоконференций);
3.ИТ в обработке экономической информации (бухгалтерских системах);
4.ИТ в организации управления (маркетинговая система);
5.ИТ в сфере интеллектуального потенциала;
6.ИТ в производстве(САПР управление технологическими процессами);
7.ИТ в сфере государственной безопасности, социальной и политической сфере.
Услуги:
1.ИТ в сопровождении и сервисе- обслуживание информационных систем;
2.ИТ обучения (дистанционное обучение, электронные учебники).
3.Информационные технологии в экономике.
В РБ сложились все предпосылки для внедрения всех современных технологий:
1.Усложняется структура внешних связей предприятий, увеличивая мощность информационных потоков.
2.Высокая неопределенность и динамичность внешней среды требует использования систем оптимального управления предприятиями.
3.Для эффективного управления всеми бизнес-процессами нужна их полная автоматизация.
В РБ разработаны и приняты Государственные программы информатизации:
1)Программа социально-экономического развития РБ, которая предусматривает инновационную направленность развития и внедрения информационных технологий в производстве,с/х, социальной сфере, в сфере услуг и государствееном управлении
2)Государственная программа инновационного развития РБ предусматривает совершенсвтвование уровня информатизации в правовой сфере и формирование инновационных инфраструктур, создание технопарков и парков высоких техналогий.
3) Государственная программа информатизации РБ “Электронная Беларусь” предусматривает формирование в РБ единого информационного пространства, как переходного этапа к информационному обществу
В рамках программы Электронная Беларусь разработано 97 проектов в т.ч.:
-общегосударственные автоматизированные информационные системы развития телекоммуникаций: ИТ инфраструктура доступа к открытым информационным ресурсам; совершенствование информационно-коммуникационных технологий и формирование экспортно-ориенторованной отрасли IT-технологий.
-развитие процесса информатизации в секторах реальной экономики(создание системы электронной торговли).
-совершенствование законодательства в сфере информатизации.
-развитие системы подготовки кадров.
-содействие развитию культуры и СМИ.
4)Перспективная программа развития информационного общества.