Viii. учебно-методические материалы

Основная литература

1.Циткилов, П.Я. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / П. Я. Циткилов. - М : Дашков и К, 2011. -448с.

2.Ерохин, Ю.С. Технология социальной работы [Электронный ресурс] : электронный учебно-методический комплекс системы дистанционного обучения РГСУ / Ю. С. Ерохин. - М. : Изд-во РГСУ, 2008.

Дополнительная литература

  1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.
  2. Аберкромби Н. и др. Социологический словарь. Казань, 1997.
  3. Акофф Р. Искусство решения проблем. М.,1982.
  4. Алешина Ю.В. Индивид и семейное психологическое консультирование. М.,1994.
  5. Албегова И.Ю. Социальные технологии: теория и практика// Cсциальная работа: история, теория и технология. Ярославль, 1997 .
  6. Алексеева Л.С. Ведение документации на клиента в центрах социального обслуживания // Российский журнал социальной работы, 1996, № 2. С. 57 – 62.
  7. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. М., 1994.
  8. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы, 1995, № 1. С. 28 -33.
  9. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1996.
  10. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М., 1995.
  11. Ерасова П.Б. и др. Теория поведения и практика социальной работы // Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Серия 11. Социология, 1994, № 3. С.75-94.
  12. Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. М., 1996.
  13. Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб.,1995.
  14. Копина О.С.,Алистер М. Подходы к изменению поведения населения // Вопросы психологии, 1995. № 5. С.128-141.
  15. Куттер П. Элементы групповой терапии. СПб., 1998.
  16. Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. М., 1992.
  17. Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии //Социс, 1993, № 11. С.
  18. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теории и алгоритмы. М., 1994.
  19. Мароши М. Организация - эффективность – стимулирование. М., 1980.
  20. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.,1992.
  21. Настольная книга социального работника/ Под ред. В.И.Жукова и др. Рек УМО.. М.: «Изд. «Гном и Д», 2008. 352 с.
  22. Пинкус А., Минахан А.Практика социальной работы . М.,1993.
  23. Российская энциклопедия социальной работы : В 2 ч. / Под ред. Холостовой Е.И. М., 1997.
  24. Роджерс К. О групповой психотерапии. М.,1993.
  25. Синк Д. Управление производительностью. М.,1989..
  26. Современная энциклопедия социальной работы/Под ред. В.И. Жукова. М.: Союз, 2008. 407 с.
  27. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. Практическое пособие. М.,1990.
  28. Социальная работа с пожилыми людьми / Под ред. Е.И.Холостовой. М., 1996.
  29. Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И.Холостовой М., 1996.
  30. Старость. Популярный справочник /Зав. ред. Л.И. Петровская. М., 1996.
  31. Технология социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. М.,2000.
  32. Технология социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. М.: ИНФРА, 2001. 400 .
  33. Щукина Н.П.Технология социальной работы: В 2 ч. Самара: Изд-во Самарский университет», 2006-2007. 174/222 с
  34. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей. М.,2004.
  35. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М., 1993-1994.
  36. Эриксон М. Мой голос останется с вами. М., 1995.

Приложение 1

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Основными формами обучения студентов являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, а также научно-исследовательская работа.

Тематический план и учебная программа соответствуют содержанию программы «Технология социальной работы», дают представление об объеме и содержании учебного курса в целом.

Подготовка дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплины «Технология социальной работы», наличием методических пособий и рекомендаций по всем видам занятий.

Студентам необходимо ознакомиться по возможности с большим количеством учебной и монографической литературой (основной и дополнительной), общий список которой приведен в разделе «Учебно-методическое обеспечение». Предлагаемый список рекомендуемой литературы не должен ограничивать студента в поиске ответа на тот или иной вопрос.

Лекционный курс необходимо сочетать с коллективной работой студентов на занятии. В аудиторных занятиях следует применять и индивидуальные задания студентов в форме сообщений, докладов, работы по понятийному аппарату.

Практические (семинарские) занятия со студентами состоят из следующих этапов:

1. проверка и уточнение усвоенных ранее знаний (с помощью вопросов для самоконтроля);

2. доклады и сообщения студентов;

3. обсуждение вопросов в аудитории;

4. промежуточное тестирование, предусмотренное тематическим планом и учения дисциплины;

5. подведение итогов занятия.

На лекционных и семинарских занятиях необходимо вырабатывать навыки и умения студентов по применению полученных знаний в конкретной жизненной ситуации, связанной с профессиональной деятельностью.

Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, включает в себя работу с литературой, информационными источниками, подготовку докладов и рефератов по выбранной теме.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

В современном вузе классические формы обучения (лекции и практические занятия) становятся все менее популярными, переходят на периферию образовательного процесса, а на передний план выходят те формы учебно-познавательной деятельности, которые решают задачу формирования научно- профессиональной деятельности.

Под инновационными методами в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.

Инновационные методы:

  • Методы проблемного и проективного обучения;
  • Исследовательские методы;
  • Тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов;
  • Деловые игры;
  • Научно- поисковая и исследовательская работа;
  • Различные виды сотворчества преподавателя и студента;
  • Самостоятельная работа студентов.
  • И другие методы.

Для преподавателей приоритетными становятся:

  • Организация и управление самостоятельной работой студентов;
  • Создание учебных пособий;
  • Написание методических рекомендаций ;
  • Подготовка дидактического материала для самообразования и контроля знаний студентов.

Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно- кредитных и модульно- рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов.

Приложение 2

Наши рекомендации