Viii. учебно-методические материалы
Основная литература
1.Циткилов, П.Я. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / П. Я. Циткилов. - М : Дашков и К, 2011. -448с.
2.Ерохин, Ю.С. Технология социальной работы [Электронный ресурс] : электронный учебно-методический комплекс системы дистанционного обучения РГСУ / Ю. С. Ерохин. - М. : Изд-во РГСУ, 2008.
Дополнительная литература
- Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.
- Аберкромби Н. и др. Социологический словарь. Казань, 1997.
- Акофф Р. Искусство решения проблем. М.,1982.
- Алешина Ю.В. Индивид и семейное психологическое консультирование. М.,1994.
- Албегова И.Ю. Социальные технологии: теория и практика// Cсциальная работа: история, теория и технология. Ярославль, 1997 .
- Алексеева Л.С. Ведение документации на клиента в центрах социального обслуживания // Российский журнал социальной работы, 1996, № 2. С. 57 – 62.
- Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. М., 1994.
- Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы, 1995, № 1. С. 28 -33.
- Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1996.
- Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М., 1995.
- Ерасова П.Б. и др. Теория поведения и практика социальной работы // Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Серия 11. Социология, 1994, № 3. С.75-94.
- Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. М., 1996.
- Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб.,1995.
- Копина О.С.,Алистер М. Подходы к изменению поведения населения // Вопросы психологии, 1995. № 5. С.128-141.
- Куттер П. Элементы групповой терапии. СПб., 1998.
- Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. М., 1992.
- Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии //Социс, 1993, № 11. С.
- Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теории и алгоритмы. М., 1994.
- Мароши М. Организация - эффективность – стимулирование. М., 1980.
- Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.,1992.
- Настольная книга социального работника/ Под ред. В.И.Жукова и др. Рек УМО.. М.: «Изд. «Гном и Д», 2008. 352 с.
- Пинкус А., Минахан А.Практика социальной работы . М.,1993.
- Российская энциклопедия социальной работы : В 2 ч. / Под ред. Холостовой Е.И. М., 1997.
- Роджерс К. О групповой психотерапии. М.,1993.
- Синк Д. Управление производительностью. М.,1989..
- Современная энциклопедия социальной работы/Под ред. В.И. Жукова. М.: Союз, 2008. 407 с.
- Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. Практическое пособие. М.,1990.
- Социальная работа с пожилыми людьми / Под ред. Е.И.Холостовой. М., 1996.
- Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И.Холостовой М., 1996.
- Старость. Популярный справочник /Зав. ред. Л.И. Петровская. М., 1996.
- Технология социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. М.,2000.
- Технология социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. М.: ИНФРА, 2001. 400 .
- Щукина Н.П.Технология социальной работы: В 2 ч. Самара: Изд-во Самарский университет», 2006-2007. 174/222 с
- Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей. М.,2004.
- Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М., 1993-1994.
- Эриксон М. Мой голос останется с вами. М., 1995.
Приложение 1
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Основными формами обучения студентов являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, а также научно-исследовательская работа.
Тематический план и учебная программа соответствуют содержанию программы «Технология социальной работы», дают представление об объеме и содержании учебного курса в целом.
Подготовка дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплины «Технология социальной работы», наличием методических пособий и рекомендаций по всем видам занятий.
Студентам необходимо ознакомиться по возможности с большим количеством учебной и монографической литературой (основной и дополнительной), общий список которой приведен в разделе «Учебно-методическое обеспечение». Предлагаемый список рекомендуемой литературы не должен ограничивать студента в поиске ответа на тот или иной вопрос.
Лекционный курс необходимо сочетать с коллективной работой студентов на занятии. В аудиторных занятиях следует применять и индивидуальные задания студентов в форме сообщений, докладов, работы по понятийному аппарату.
Практические (семинарские) занятия со студентами состоят из следующих этапов:
1. проверка и уточнение усвоенных ранее знаний (с помощью вопросов для самоконтроля);
2. доклады и сообщения студентов;
3. обсуждение вопросов в аудитории;
4. промежуточное тестирование, предусмотренное тематическим планом и учения дисциплины;
5. подведение итогов занятия.
На лекционных и семинарских занятиях необходимо вырабатывать навыки и умения студентов по применению полученных знаний в конкретной жизненной ситуации, связанной с профессиональной деятельностью.
Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, включает в себя работу с литературой, информационными источниками, подготовку докладов и рефератов по выбранной теме.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
В современном вузе классические формы обучения (лекции и практические занятия) становятся все менее популярными, переходят на периферию образовательного процесса, а на передний план выходят те формы учебно-познавательной деятельности, которые решают задачу формирования научно- профессиональной деятельности.
Под инновационными методами в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.
Инновационные методы:
- Методы проблемного и проективного обучения;
- Исследовательские методы;
- Тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов;
- Деловые игры;
- Научно- поисковая и исследовательская работа;
- Различные виды сотворчества преподавателя и студента;
- Самостоятельная работа студентов.
- И другие методы.
Для преподавателей приоритетными становятся:
- Организация и управление самостоятельной работой студентов;
- Создание учебных пособий;
- Написание методических рекомендаций ;
- Подготовка дидактического материала для самообразования и контроля знаний студентов.
Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно- кредитных и модульно- рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов.
Приложение 2