Вопрос 6. Правила транспортировки пострадавших. Выбор средств и способов транспортирования.
При несчастном случае необходимо не только немедленно оказать первую помощь, но быстро и правильно доставить его в ближайшее лечебное учреждение. Нарушение правил переноски и перевозки пострадавшего может принести ему непоправимый вред.
При поднимании, переноске и перевозке пострадавшего нужно следить, чтобы он находился в удобном положении, и не трясти его. При переноске на руках оказывающие помощь должны идти не в ногу. Поднимать и класть пострадавшего на носилки необходимо согласовано, по команде. Брать пострадавшего нужно со здоровой стороны, при этом оказывающие помощь должны стоять на одном и том же колене и так подсовывать руки под голову, спину, ноги и ягодицы, чтобы пальцы показывались с другой стороны пострадавшего.
Для переноски пострадавшего с поврежденным позвоночником на полотнище носилок необходимо положить доску, а поверх нее одежду, пострадавший должен лежать на спине. При отсутствии доски пострадавшего необходимо класть на носилки живот.
При травме живота пострадавшего следует положить на спину, согнув его ноги в коленях, под колени положить валик из одежды.
Пострадавшего с поврежденной грудной клетки следует переносить в полусидящем положении, положив ему под спину одежду.
По ровному месту пострадавшего нужно нести ногами вперед, при подъеме в гору или по лестнице – головой вперед. Во время движения следует наблюдать за пострадавшим, за состоянием наложенных повязок и шин. Снимая пострадавшего с носилок, следует поступать так же, как и при укладывании его на носилки.
Вопрос 7. Осуществление актуализации Реестра опасностей и рисков,
Актуализация рисков производиться:
- ежегодно при проведении анализа со стороны руководства;
- при изменении требований законодательства относительно идентификации опасностей, оценки рисков, определения мер управления;
-при получении предписаний со стороны контролирующих органов;
- относительно идентификационных опасностей, оценки рисков, определения мер управления;
-по результатам расследования несчастных случаев, аварий и инцидентов;
- при внедрении новых технологических процессов, оборудования, коммуникаций;
-при изменении или модификации производственных методов, процессов, оборудования, составов сырья и материалов, при организации новых рабочих мест;
- после разработки, а также после осуществления корректирующих или предупреждающих действий;
- по результатам достижения целей в области ОТ, мероприятий программ управления ОТ;
-при изменении методики оценки значимости рисков.
Билет №9
Вопрос 1. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя. Порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе нанимателя.
Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (статья 42 ТК РБ).Порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе нанимателя (статья 43 ТК РБ):
В соответствии со статьёй 42 Трудового кодекса Республики Беларусь трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случаях:
1) ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, сокращения численности или штата работников;
2) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;
3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы;
4) систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания;
5) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
6) неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
7) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
8) совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
9) однократного грубого нарушения требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть других работников.
С 1 января 2015 года Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора (контракта).
Расторжение трудового договора по основаниям, указанным в пунктах 1 (за исключением ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), 2 и 3 статьи 42 настоящего Кодекса, допускается, если невозможно перевести работника, с его согласия, на другую работу (статья 43 ТК РБ).
Не допускается увольнение работника в период временной нетрудоспособности (кроме увольнения по пункту 6 статьи 42) и в период пребывания работника в отпуске, за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
Ответственность за неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) установлена частью 3 статьи 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
При расторжении трудового договора в соответствии с пунктом 1 статьи 42 настоящего Кодекса наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении. В случае предстоящего массового высвобождения работников наниматель обязан не менее чем за два месяца уведомить об этом орган по труду, занятости и социальной защите с указанием профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда работников. Критерии массового высвобождения работников определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
В течение всего срока предупреждения о предстоящем увольнении наниматель предлагает работнику другую имеющуюся у него работу, которую работник может выполнять с учетом его специальности и квалификации. В период предупреждения о предстоящем увольнении по решению нанимателя работник, подлежащий увольнению, с его согласия также может направляться на переподготовку.
Наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о предстоящем увольнении выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. При этом, если инициатива в достижении такого соглашения исходит от нанимателя после предупреждения работника о предстоящем увольнении, компенсация выплачивается пропорционально времени, оставшемуся до окончания двухмесячного срока предупреждения.
В период срока предупреждения, предусмотренного настоящей статьей, работник выполняет свои трудовые обязанности, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, ему гарантируются условия и оплата труда наравне с другими работниками. До истечения срока предупреждения увольнение работника по указанным основаниям без его согласия не допускается.
В период срока предупреждения, предусмотренного настоящей статьей, работнику предоставляется один свободный день в неделю без сохранения заработной платы (по договоренности с нанимателем - с сохранением заработной платы) для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей.
Вопрос 2. Основные задачи службы охраны труда организации.
Основными задачами службы являются:
1. координация деятельности подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий
труда; совершенствование системы управления охраной труда;
2. внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда,
пропаганда охраны труда;
3. информирование и консультирование руководителей организации и работающих по вопросам
охраны труда;
4. осуществление контроля по охране труда: обеспечение требований безопасности и гигиены
труда; соблюдение законодательства о труде и об охране труда; выполнение (соблюдение) локальных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда.
На службу возлагаются следующие функции по организации работы по охране труда:
1. анализ состояния условий и охраны труда, причин нарушений законодательства о труде и об
охране труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости. Организационное и методическое руководство работой подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
2. разработка и осуществление мероприятий по функционированию и совершенствованию системы управления охраной труда;
3. проведение проверок (обследований) состояния условий и охраны труда, санитарно-бытового обеспечения работников, соблюдения требований охраны труда при проведении технологических процессов, эксплуатации зданий, сооружений, станков, машин, механизмов, другого оборудования, транспортных средств, приспособлений, инструмента, средств коллективной и индивидуальной защиты;
4. организация совместно с подразделениями проведения обучения и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;
5. подготовка с участием подразделений перечней действующих и подлежащих разработке инструкций по охране труда. Разработка программы вводного инструктажа по охране труда и его проведение;
6. оказание организационно-методической помощи подразделениям;
7. подготовка государственной статистической отчетности по охране и условиям труда по установленным Министерством статистики и анализа Республики Беларусь формам и информации по этим вопросам;
8. ведение систематизированного учета и хранение действующих в организации законодательных и иных нормативных правовых актов, а также локальных нормативных правовых актов и других документов организации;
9. организация обеспечения подразделений необходимыми нормативными правовыми актами, инструкциями и другими локальными нормативными правовыми актами, наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
10. доведение до сведения руководителей подразделений, должностных лиц, специалистов о вновь принятых законодательных и иных нормативных правовых актах в области охраны труда, консультирование, оказание им методической помощи по вопросам применения законодательства о труде и об охране труда;
11. организация и проведение работы по информированию работающих по вопросам охраны труда, в том числе об их правах и обязанностях в этой сфере, состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, принимаемых мерах по их улучшению, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах коллективной и индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда, порядке и условиях обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другим вопросам, связанным с обеспечением охраны труда;
12. подготовка проектов приказов и распоряжений руководителя организации по вопросам охраны труда, в том числе по определению функциональных обязанностей по охране труда руководителей подразделений, других должностных лиц, специалистов;
13. организация совещаний по охране труда;
14. рассмотрение в установленные сроки письменных и устных обращений работающих по вопросам условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных в ходе их рассмотрения недостатков, нарушений, а также подготовка ответов заявителям.