Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных

В интегрированный пакет для офиса входят взаимодействующие между собой программные продукты. Основу пакета составляет текстовый редактор, электронная таблица и СУБД. Главной отличительной чертой программ, составляющих ин­тегрированный пакет, является общий интерфейс пользователя, позволяющий применять похожие приемы при работе с различны­ми приложениями пакета.

Документ, созданный в одном приложении, можно вставить в другое приложение и при необходимости изменить его. Общность интерфейса уменьшает затраты на обучение пользователя.

В настоящее время на рынке офисных продуктов доминируют три комплекта: Borland Office for Windows; Smart Suite фирмы Lotus; MS Office.

Самым популярным набором офисных приложений является интегрированный пакет MS Office, который объединяет удобные и простые в использо­вании интеллектуальные приложения, обеспечивающие автомати­зацию работы и поддержку пользователя и помогающие сократить время выполнения регулярных повседневных задач.

Семейство MS Office обладает широкой встроенной поддержкой технологий Internet. В результате MS Office является наилучшим набором инструментов для создания и управ­ления Intranet-документами, а также для осуществления быстрого и удобного доступа к данным в Intranet-сетях.

Office разработан с учетом необходимости обеспечить пользователю возможность простой установки, конфигурирования, а администраторам сетей - возможность эффективного управления процессом установки и эксплуатации информационных систем и решений MS Office.

В последнее время в составе MS Office появились но­вые программные элементы - ассистенты.

Office Assistant. При работе со сложным программным обеспечени­ем серьезной проблемой является поиск информации о выполнении той или иной операции. Чтобы обеспечить пользователя MS Office простой и удобной системой помощи, в новую версию MS Office был включен уникальный элемент - Office Assistant.

Он помогает быстро найти ответы на большинство возникающих вопросов и в случае необходимости подсказывает, как вы­полняется та или иная операция, и даже предлагает помощь в ор­ганизации более эффективной работы. Office Assistant удачно вписывается в интерфейс MS Office.

Office Art. При составлении документа часто возникает пробле­ма оформления заголовка. Когда необходим нетривиальный ди­зайн, выделение важности написанного, используют Office Art. С его помощью создают красочные заголовки и надписи, используют трехмерную графику, тени, цвета, разворачивают текст по любой оси, изгибают его по прихотливой кривой или растягивают в лю­бом направлении. Отличительной особенностью нового Office Art является то, что он доступен во всех приложениях семейства MS Office.

Новые панели инструментов. В MS Office реализованы новые панели инструментов, отличающиеся от панелей, привычных пользователям MS Office. Новые панели реагируют на движение указателя мыши по полю каждой кнопки.

В MS Office панели инструментов являются таким же общим компонентом для разных приложений, как Office Art или механизм проверки орфографии. Будучи установленными едино­жды, они используются всеми приложениями MS Office, что позволяет экономить место на диске, уменьшает загрузку опе­ративной памяти и обеспечивает единый внешний вид разных приложений. Элементы меню снабжены пиктограммами, что об­легчает их восприятие.

Office Binder. Его назначение - обеспечить пользователя инст­рументом, позволяющим в одной папке собрать несколько разно­родных документов, относящихся к одной теме или одному проек­ту. К примеру, можно поместить в Office Binder отчет в формате Word, несколько рабочих книг Excel и презентацию в Power Point. Доступ к документам одного проекта значительно упрощается - достаточно запустить файл Office Binder. Office Binder позволяет печатать на принтере входящие в одну подшивку документы со сквозной нумерацией. Кроме того, возможен вывод единых колонтитулов для нескольких разных документов. Новый Office Binder включает функцию интегрированного предварительного просмотра перед печатью. В режиме предварительного просмотра можно просмотреть все документы, входящие в подшивку.

Microsoft Outlook - настольный информационный менеджер, основанный на продуктах Microsoft Exchange Client и Microsoft Schedule. Outlook - не просто новая версия этих программ, а принципиально новый тип делового приложения - интегрирован­ный настольный информационный менеджер. Он объединяет следующие функции: электронная почта; персональный календарь и групповое планирование; персональная информация; журнал выполненных и планируемых действий; просмотр и совместное использование документов, файлов и общих папок Exchange; приложения коллективной работы. Outlook входит в состав MS Exchange Server, MS Office, а также существует как отдельный продукт. Outlook тщательно спроектирован с учетом эргономики и специфики труда в современном офисе. Множество удобных возможностей делают его использование особенно приятным: предварительный просмотр - выводятся первые три строчки почтового сообщения для того, чтобы пользователи могли быстро оценить степень его важности; автоматическое распознавание даты - Outlook автоматически преобразует текстовое описание даты в календарную дату; автоматическая проверка имен - Outlook проверяет набранный адрес почтового сообщения в адресной книге; автоматическое ведение журнала - менеджер автоматически фиксирует все действия, связанные с определенными людьми, организациями или проектами; флажок для сообщения - чтобы позднее вернуться к важном письму, его можно пометить красным флажком; в указанное время на экране появится напоминание о том, что данное письмо нужно прочесть, написать на него ответ или выполнить какие-либо другие действия; отзыв сообщений - менеджер позволяет отозвать назад уже отправленное сообщение, если оно еще не было прочитано полу­чателем; менеджер контактов - из Outlook можно набрать телефонный номер, послать почтовое сообщение, факс, перейти на личную Web-страницу.

Outlook является эффективной клиентской программой для связи с Internet, предоставляет полный набор функций, ко­торые могут быть использованы как при работе с MS Exchange Server, так и при непосредственном соединении с по­ставщиком услуг Internet. Пользователи Outlook могут посы­лать и принимать почтовые сообщения через Internet. С по­мощью Outlook можно планировать встречи и посылать запросы на их проведение через Internet другим пользователям Outlook или Schedule+.

Используя Outlook, удаленные пользователи могут подсоеди­няться к Microsoft Exchange Server через Internet для того, чтобы иметь полный доступ к электронной почте, расписаниям и общим папкам в сети их главного офиса.

Многообразие компьютерных сетей и форм взаимодействия ПК порождает насущную проблему их интеграции или, по крайней ме­ре соединения на уровне обмена сообщениями.

В распределенных системах используются три интегрированные технологии: технология "клиент - сервер"; технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей; технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.

Основная форма взаимодействия ПК в сети - это "клиент - сервер". Обычно один ПК в сети располагает информационно-вычислительными ресурсами (такими, как процессоры, файловая система, почтовая служба, служба печати, база данных), а другие ПК пользуются ими. Компьютер, управляющий тем или иным ре­сурсом, принято называть сервером этого ресурса, а компьютер, желающий им воспользоваться, - клиентом. Если ресурсом явля­ются базы данных, то говорят о сервере баз данных, назначение которого обслуживать запросы клиентов, связанные с обработкой данных; если ресурс - файловая система, то говорят о файловом сервере или файл-сервере и т.д.

Технология "клиент - сервер" получает все большее распро­странение, но реализация технологии в конкретных программных продуктах существенно различается.

Один из основных принципов технологии "клиент - сервер" заключается в разделении операций обработки данных на три группы, имеющие различную природу. Первая группа - это ввод и отображение данных. Вторая группа объединяет прикладные опе­рации обработки данных, характерные для решения задач данной предметной области. К третьей группе относятся опера­ции хранения и управления данными.

В соответствии с этим выделяют три модели реализации техно­логии "клиент - сервер": модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access - RDA); модель сервера базы данных (Data Base Server - DBS); модель сервера приложений (Application Server - AS).

В RDA-модели программы представления и прикладные про­граммы объединены и выполняются на компьютере-клиенте, кото­рый поддерживает как операции ввода и отображения данных, так и прикладные операции. Доступ к информационным ресурсам обеспечивается или операторами языка SQL, если речь идет о базах данных, или вызовами функций специальной библиотеки. Запросы к информационным ресурсам направляются по сети удаленному компьютеру, например серверу базы данных, который обрабатыва­ет запросы и возвращает клиенту необходимые для обработки бло­ки данных.

На практике часто используются смешанные модели, когда поддержка целостности базы данных и простейшие операции об­работки данных поддерживаются хранимыми процедурами (DBS-модель), а более сложные операции выполняются непосредственно прикладной программой, которая выполняется на компьютере-клиенте (RDA-модель).

В AS-модели программа, выполняемая на компьютере-клиенте, решает задачу ввода и отображения данных, т.е. реализует опера­ции первой группы. Прикладные программы выполняются одним либо группой серверов приложений. Доступ к информационным ресурсам, необходимым для решения прикладных задач, обеспечивается так же, как и в RDA-модели. Прикладные программы предоставляют доступ к ресурсам различных типов - базам данных, индексиро­ванным файлам, очередям и др. RDA- и DBS-модели опираются на двухзвенную схему разделения операций. В AS-модели реализо­вана трехзвенная схема разделения операций, где прикладная программа выделена как важнейшая.

DBS-модель строится в предположении, что программы, вы­полняемые на компьютере-клиенте, ограничиваются вводом и ото­бражением, а прикладные программы реализованы в процедурах базы данных и хранятся непосредственно на компьютере-сервере базы данных вместе с программами, управляющими и доступом к данным - ядру СУБД.

Главное преимущество RDA-модели состоит в том, что она представляет множество инструментальных средств, которые обеспе­чивают быстрое создание приложений, работающих с SQL-ориентированными СУБД. Иными словами, основное достоинство RDA-модели заключается в унификации и широком выборе средств раз­работки приложений. Подавляющее большинство этих средств разработки на языках четвертого поколения, включая и средства автоматизации программирования, обеспечивает разработку при­кладных программ и операций представления.

Несмотря на широкое распространение, RDA-модель посте­пенно уступает место более технологичной DBS-модели. Послед­няя реализована в некоторых реляционных СУБД (Ingress, Sybase, Oracle).

В DBS-модели приложение является распределенным. Программы представления выполняются на компьютере-клиенте, в то время как прикладные программы решения задач оформлены как набор хранимых процедур и функционируют на компьютере-сервере. Преимущества DBS-модели перед RDA-моделью оче­видны: это и возможность централизованного администрирования решения экономических задач, и снижение напряженности, и возможность разделения процедуры между несколькими приложения ми, и экономия ресурсов ПК за счет использования однажды созданного плана выполнения процедуры.

Основным элементом принятой в AS-модели трехзвенной схемы является сервер приложения. Он реализует несколько прикладных функций, каждая из которых оформлена как служба и предоставляет услуги всем программам, которые желают и могут ими воспользоваться. Серверов приложений может быть несколько, и каждый из них предоставляет определенный набор услуг. Любая программа, которая пользуется ими, рассматривается как клиент приложения. Детали реализации прикладных программ в сервере приложений полностью скрыты от клиента приложения.

AS-модель имеет универсальный характер. Четкое разграничение логических компонентов и рациональный выбор программных средств для их реализации обеспечивают модели такой уровень гибкости и открытости, который пока недостижим в RDA- и DBS-моделях. Именно AS-модель используется в качестве фундамента относительно нового вида программного обеспечения - мониторов транзакций.

Мониторы обработки транзакций (Transaction Processing Monitor - ТРМ), или просто мониторы транзакций, - программные системы, обеспечивающие эффективное управление информационно-вычислительными ресурсами в распределенной сети, представляют собой гибкую, открытую среду для разработки и управления мобильными приложениями, ориентированными на оперативную обработку распределенных транзакций.

Понятия транзакции в ТРМ и в традиционных СУБД несколько различны. Транзакция в СУБД - это атомарное действие над базой данных. В ТРМ транзакция трактуется гораздо шире: она включает не только операции с данными, но и любые другие дей­ствия - передачу сообщений, запись в индексированные файлы, опрос датчиков и т.д. Это и позволяет реализовывать в ТРМ прикладные действия предметной области.

ТРМ обладают возможностями, которые существенно снижают стоимость обработки данных в режиме on-line. Небольшие затраты на приобретение ТРМ компенсируются экономией на СУБД. Как правило, стоимость современных СУБД рассчитывается, исходя из числа одновременных подключений. Экономист-пользователь счи­тается подключенным к СУБД, начиная с момента открытия сеанса с базой данных и заканчивая ее закрытием. В течение сеанса СУБД считает пользователя активным и вынуждена хранить факт его подключения даже в том случае, если пользователь вообще не направляет запросов СУБД, а решает свои внутренние задачи.

Основная функция ТРМ - обеспечить быструю обработку за­просов, поступающих к AS от множества клиентов - сотен и даже тысяч.

Эффективная обработка сообщений может быть повышена за счет использования систем управления очередями. Разработчики ТРМ обычно включают в арсенал своих систем специальный ме­неджер ресурсов, отвечающий за управление очередями.

Управление очередями осуществляется специальной программой. Помещение в очередь и выборка из них возложены на серверы, которые запрашивают менеджер очередей для выполнения соот­ветствующих действий.

Упрощенно работа с очередями выглядит следующим образом. Пользователь посылает запрос конкретной службе (выделенному серверу), который помещает сообщение в очередь запросов к дан­ной службе. Другой сервер извлекает сообщение из очереди запро­сов, выполняет предписанные действия и формирует ответ на за­прос также в виде сообщения, посылая его в очередь ответов.

Возможность хранения очередей сообщений в долговременной памяти позволяет говорить о практически стопроцентной надеж­ности взаимодействия клиента и сервера. В случае сбоя ПК все со­общения сохраняются, а их обработка возобновляется с той точки, где произошел сбой.

В последнее время получают все более ши­рокое развитие глобальные вычислительные и информационные се­ти - уникальный симбиоз компьютеров и коммуникаций. Идет активное включение всех стран во всемирные сетевые структу­ры. Мировой системой компьютерных коммуникаций ежеднев­но пользуются более 30 млн. чел. Возрастает потребность в сред­ствах структурирования, накопления, хранения, поиска и пере­дачи информации. Удовлетворению этих потребностей служат информационные сети и их ресурсы. Совместное использование ресурсов сетей обеспечивается технологическим комплексом и средствами доступа.

Глобальные сети (Wide Area Network, WAN) - это телекоммуни­кационные структуры, объединяющие локальные информационные се­ти, имеющие общий протокол связи, методы подключения и протоко­лы обмена данными. Каждая из глобальных сетей организовывалась для определенных целей, а в дальнейшем расширялась за счет подключения локальных сетей, использующих ее услуги и ресурсы. Крупнейшей глобальной информационной сетью является Internet.

Передача данных в этой сети организована на основе протокола Internet - IP (Internet Protocol), представляющего собой описа­ние работы сети, которое включает правила налаживания и под­держания связи в сети, обращения с IP-пакетами и их обработки, описания сетевых пакетов семейства IP. Сеть спроектирована та­ким образом, что пользователь не имеет никакой информации о конкретной структуре сети. Чтобы послать сообщение по сети, компьютер размещает данные в некий "конверт", называемый, на­пример IP, с указанием конкретного адреса.

Процесс совершенствования сети идет непрерывно, большин­ство новаций происходит незаметно для пользователей. Любой желающий может получить доступ к сети.

Архитектура сетевых протоколов TCP/IP, на основе которых построена Internet, предназначена специально для объединенной сети. Сеть может состоять из совершенно разнородных подсетей, соединенных друг с другом шлюзами. В качестве подсетей могут выступать локальные сети (Token Ring, Ethernet, пакетные радиосе­ти и т.п.), национальные, региональные, специализированные се­ти и другие глобальные сети. К этим сетям могут подключаться машины разных типов. Каждая из подсетей работает в соответствии со своими специфическими тре­бованиями и имеет свою природу связи, сама разрешает свои внут­ренние проблемы. Однако предполагается, что подсеть может при­нять пакет информации и доставить его по указанному в этой под­сети адресу. Таким образом, две машины, подключенные к одной подсети, могут напрямую обмениваться пакетами, а если возникает необходимость передать сообщение машине другой подсети, то вступают в силу межсетевые соглашения, для чего подсети исполь­зуют межсетевой язык - протокол IP. Сообщение передается по цепочке шлюзов и подсетей, пока оно не достигнет нужной подсе­ти, где доставляется непосредственно получателю.

Для обеспечения доступа к глобальным сетям пользователю не­обходимо осуществить подключение к подсети, используя опреде­ленные методы доступа, основанные на взаимосвязи протокола обмена и типа линии связи.

Рассмотрим виды доступа в порядке убывания их стоимости.

Непосредственный (прямой) доступ. Обеспечивает доступ ко всем возможностям сети. Поставщик услуг сдает в аренду выде­ленную линию с требуемой пропускной способностью и позволяет разместить узловой компьютер (сетевой сервер) непосредственно у заказчика. Этот узел отвечает за связь вашей фирмы с другими уз­лами и пересылку данных в обе стороны. Данный вид доступа очень дорогой, но, установив однажды такое соединение, пользователь может подключать к этому узлу столько компьютеров, сколько требуется. Непосредственный доступ предлагает наиболее гибкое подклю­чение. Каждый из компьютеров является полноправным членом сети и может воспользоваться любой из ее функций. Для обслуживания и эксплуатации своего узла потребуется пер­сонал и документация. Это увеличивает эксплуатационные затраты.

Доступ через протоколы канального уровня Internet - SLIP и РРР. SLIP и РРР являются версиями программного обеспечения Internet, которые работают на обычных телефонных линиях, ис­пользуя стандартные высокоскоростные модемы. SLIP и РРР - это протоколы канального уровня, причем РРР - это более поздний протокол, выполняющий те же функции, что и SLIP. РРР совер­шеннее и мощнее своего предшественника, поэтому он быстро вы­тесняет SLIP. SLIP и РРР очень удобны для подключения удален­ного компьютера к локальной сети, которая входит в Internet. Ра­бота по SLIP или РРР происходит на обычной линии, которую пользователь освобождает по окончании сеанса работы, и этой ли­нией могут воспользоваться другие пользователи. Преимущество SLIP и РРР состоит в том, что они позволяют работать в режиме полноправного входа в Internet. SLIP и РРР также подходят для подключения к глобальной се­ти локальной сети. SLIP - это выбор "умеренной цены". Он предоставляет хоро­шее и не очень дорогое обслуживание. Поставщики услуг, напри­мер UUNET или Relcom, запрашивают около 250 долл. в месяц за неограниченное SLIP- или РРР-обслуживание.

Доступ "по вызову" (Dial-up Access). Системы с коммутируемым доступом - самый распространенный путь к ресурсам Internet для небольших групп и индивидуальных пользователей. В этих системах используются ресурсы чужого компьютера. Многие организации предоставляют этот вид услуг за определенную плату в месяц.

Доступ по стандартным телефонным линиям через UNIX. Все системы UNIX поддерживают метод, называемый UUCP, позволяющий пересылать данные по стандартным телефонным линиям. UUCP. Это, как SLIP и РРР, протокол канального уровня, но он не обладает полным спектром воз­можностей, которые можно было бы реализовать на этом уров­не. UUCP позволяет лишь пересылать файлы из одной системы в другую. Получить нечто большее, чем просто пользоваться почтой и новостями, пользователь не может, так как он не подсоединен к Internet. Его компьютер имеет возможность обращаться к другому, который подключен к Internet, и обмениваться с ним файлами. UUCP широко распространен, так как требуется лишь программа поддержки протокола UUCP и модем.

Доступ через другие сети, входящие в глобальную сеть. Доступ через другие сети можно рассмотреть на примере онлайновой сис­темы DELPHI. DELPHI предоставляет полноценный доступ к Internet, электронную почту, передачу файлов и удаленный дос­туп к другим компьютерам. Это первый случай, когда крупная, ори­ентированная на потребителя онлайновая система предоставила доступ в Internet с таким обширным набором услуг. Система обес­печивает не только шлюзы электронной почты, но и прямое под­соединение ко всем возможностям Internet.

Электронная почта является популярной услугой вычислитель­ных сетей, и поставщики сетевых операционных систем комплек­туют свои продукты средствами поддержки электронной почты. Электронная почта в локальных сетях обеспечивает передачу документов и успешно применяется при автоматизации конторских работ. Использование ее для связи между сотрудниками офиса удобнее телефона, так как позволяет пере­давать отчеты, таблицы, диаграммы и рисунки. Передача между терминалами сообщений, например фототе­леграмм, может также рассматриваться, как разновидность элек­тронной почты. Однако для большинства конкретных случаев ис­пользование электронной почты предполагает передачу сообщений через специальные "почтовые ящики", между которыми размеща­ются устройства обработки данных. "Почтовый ящик" - общая об­ласть памяти вычислительной сети, предназначенная для записи информации с помощью одной прикладной программы с целью ее дальнейшего использования другими прикладными программами, функционирующими в других узлах сети.

Электронная почта глобальных сетей передачи сообщений, где могут объединяться компьютеры самых различных конфигураций и совместимостей, обеспечивает работу в офлайновом режиме, когда не требуется постоянного присутствия на почтовом узле; доступ к телеконференциям (Echo Conference); доступ к файловым телеконференциям (File Echo Conference).

Файловые телеконференции отличаются от обычных тем, что в качестве сообщений в них существуют не письма, а файлы, на­пример, создается файловая телеконференция, посвященная эко­номике, где каждый участник конференции может поместить свой файл, а другие участники этот файл непременно получат.

Существуют и другие возможности, предоставляемые членам сети. Можно, например, послать заказ на посылку или прием фак­са. Составляется обычное электронное письмо, оформленное должным образом, и посылается на адрес компьютерного узла, за­нимающегося факсимильными операциями. Текст этого письма в виде факса будет доставлен на факсимильный аппарат адресата.

К преимуществам электронной почты относятся скорость и на­дежность доставки корреспонденции, относительно низкая стои­мость услуг, возможность быстро ознакомить с сообщением широ­кий круг пользователей.

Любая система электронной почты состоит из двух главных подсистем: клиентского программного обеспечения, с которым непо­средственно взаимодействует пользователь; серверного программного обеспечения, которое управляет приемом сообщения от пользователя-отправителя, передачей сообщения, направлением сообщения в почтовый ящик адре­сата и его хранением в этом ящике до тех пор, пока пользо­ватель-получатель его оттуда не достанет. Серверное про­граммное обеспечение при совместимости протоколов пере­дачи данных может обрабатывать почту, подготовленную раз­личными клиентскими программами. Это программное обес­печение различается уровнями производительности, надежно­сти, совместимости, устойчивостью к ошибкам, возможно­стями расширения.

Несмотря на их многообразие в различных системах электрон­ной почты, все они имеют общие функции: оповещение о прибытии новой почты; чтение входящей почты; создание исходящей почты; адресация сообщений; использование адресной книги, содержащей список абонентов, которым часто посылают почту; от­правка сообщений; обработка сообщений и их сохранение. К обработке сообщений относятся такие функции, как печать, удаление, переадресация письма, сортировка, архивирование сообщений, хранение связанных сообщений. Особо следует выделить програм­мы, позволяющие работать с папками, создавать свои папки для хранения в них сообщений по различным темам. Это очень удобно и помогает быстрее и эффективнее обрабатывать почту.

Список литературы

1. Брага В. В., Бубнова Н.Г. и др.. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 400 с.

2. Гриценко В. И., Паньшин Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. - Киев: Наук. думка, 1988. - 268 с.

3. Данилевский Ю.Г., Петухов И.А., Шибанов В.С. Информационная технология в промышленности. - Л.: Машиностроение, 1988. - 272 с.

4. Куликовский Л.Ф., Мотов В.В. Теоретические основы информационных про­цессов. - М.: Высш. школа, 1987. - 248 с.

5. Мамиконов А. Г. Проектирование АСУ. - М.: Высш. школа, 1987. - 304 с.

6. Советов Б. Я. Информационная технология. - М.: Высш. школа, 1996. - 368 с.

7. Советов Б. Я. Теория информации. Теоретические основы передачи информации в АСУ. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 184 с.

8. Четвериков В. Н. Преобразование и передача информации в АСУ. - М.: Высш. школа, 1974. - 320 с.

9. Свириденко С. С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1989. - 303 с.

10. Ханенко В. Н. Информационные системы. - Л.: Машиностроение, 1988. - 128 с.

Содержание


1. Задачи информационной технологии............................................................. 1

1.1. Понятие информации................................................................................. 1

1.2. Автоматизация информационного процесса............................................ 6

1.3. Информатика............................................................................................ 14

1.4. Задачи информационной технологии...................................................... 21

1.5. Структура информационной технологии............................................... 32

2. Информационные процессы ......................................................................... 36

2.1. Процесс передачи информации............................................................... 43

2.2. Процесс обработки информации............................................................. 49

2.3. Процесс накопления информации .......................................................... 57

2.4. Представление знаний.............................................................................. 65

2.5. Модель взаимодействия открытых систем.............................................. 74

3. Системный подход к организации информационных процессов................ 86

3.1. Сущность системного подхода................................................................ 86

3.2. Основные понятия теории систем............................................................ 88

3.3. Методы описания систем.......................................................................... 90

3.4. Моделирование систем............................................................................. 94

4. Методика создания информационных систем.............................................. 97

4.1. Организация информационных систем................................................... 97

4.2. Стадии и этапы создания информационных систем............................. 104

4.4. Роль пользователя в создании информационных технологий ............ 120

5. Информационное обеспечение ИС и технологий....................................... 123

5.1. Структура и содержание информационного обеспечения................... 123

5.2. Электронный документооборот............................................................ 125

5.3. Организация информационного обеспечения....................................... 130

5.5. Автоматизированные базы и банки данных......................................... 131

6. Технологическое обеспечение информационных систем конечного пользователя........................................................................................................................... 137

6.1. Задачи технологического обеспечения.................................................. 137

6.2. Диалоговый режим обработки информации........................................ 140

6.3. Сетевой режим автоматизированной обработки информации............ 142

6.4. Технология обработки текстовой и табличной информации............... 145

6.5. Системы управления базами данных и базами знаний ....................... 147

6.6. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных........................................................................................................................ 152

Список литературы.......................................................................................... 156

Содержание...................................................................................................... 157


Наши рекомендации