Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных
В интегрированный пакет для офиса входят взаимодействующие между собой программные продукты. Основу пакета составляет текстовый редактор, электронная таблица и СУБД. Главной отличительной чертой программ, составляющих интегрированный пакет, является общий интерфейс пользователя, позволяющий применять похожие приемы при работе с различными приложениями пакета.
Документ, созданный в одном приложении, можно вставить в другое приложение и при необходимости изменить его. Общность интерфейса уменьшает затраты на обучение пользователя.
В настоящее время на рынке офисных продуктов доминируют три комплекта: Borland Office for Windows; Smart Suite фирмы Lotus; MS Office.
Самым популярным набором офисных приложений является интегрированный пакет MS Office, который объединяет удобные и простые в использовании интеллектуальные приложения, обеспечивающие автоматизацию работы и поддержку пользователя и помогающие сократить время выполнения регулярных повседневных задач.
Семейство MS Office обладает широкой встроенной поддержкой технологий Internet. В результате MS Office является наилучшим набором инструментов для создания и управления Intranet-документами, а также для осуществления быстрого и удобного доступа к данным в Intranet-сетях.
Office разработан с учетом необходимости обеспечить пользователю возможность простой установки, конфигурирования, а администраторам сетей - возможность эффективного управления процессом установки и эксплуатации информационных систем и решений MS Office.
В последнее время в составе MS Office появились новые программные элементы - ассистенты.
Office Assistant. При работе со сложным программным обеспечением серьезной проблемой является поиск информации о выполнении той или иной операции. Чтобы обеспечить пользователя MS Office простой и удобной системой помощи, в новую версию MS Office был включен уникальный элемент - Office Assistant.
Он помогает быстро найти ответы на большинство возникающих вопросов и в случае необходимости подсказывает, как выполняется та или иная операция, и даже предлагает помощь в организации более эффективной работы. Office Assistant удачно вписывается в интерфейс MS Office.
Office Art. При составлении документа часто возникает проблема оформления заголовка. Когда необходим нетривиальный дизайн, выделение важности написанного, используют Office Art. С его помощью создают красочные заголовки и надписи, используют трехмерную графику, тени, цвета, разворачивают текст по любой оси, изгибают его по прихотливой кривой или растягивают в любом направлении. Отличительной особенностью нового Office Art является то, что он доступен во всех приложениях семейства MS Office.
Новые панели инструментов. В MS Office реализованы новые панели инструментов, отличающиеся от панелей, привычных пользователям MS Office. Новые панели реагируют на движение указателя мыши по полю каждой кнопки.
В MS Office панели инструментов являются таким же общим компонентом для разных приложений, как Office Art или механизм проверки орфографии. Будучи установленными единожды, они используются всеми приложениями MS Office, что позволяет экономить место на диске, уменьшает загрузку оперативной памяти и обеспечивает единый внешний вид разных приложений. Элементы меню снабжены пиктограммами, что облегчает их восприятие.
Office Binder. Его назначение - обеспечить пользователя инструментом, позволяющим в одной папке собрать несколько разнородных документов, относящихся к одной теме или одному проекту. К примеру, можно поместить в Office Binder отчет в формате Word, несколько рабочих книг Excel и презентацию в Power Point. Доступ к документам одного проекта значительно упрощается - достаточно запустить файл Office Binder. Office Binder позволяет печатать на принтере входящие в одну подшивку документы со сквозной нумерацией. Кроме того, возможен вывод единых колонтитулов для нескольких разных документов. Новый Office Binder включает функцию интегрированного предварительного просмотра перед печатью. В режиме предварительного просмотра можно просмотреть все документы, входящие в подшивку.
Microsoft Outlook - настольный информационный менеджер, основанный на продуктах Microsoft Exchange Client и Microsoft Schedule. Outlook - не просто новая версия этих программ, а принципиально новый тип делового приложения - интегрированный настольный информационный менеджер. Он объединяет следующие функции: электронная почта; персональный календарь и групповое планирование; персональная информация; журнал выполненных и планируемых действий; просмотр и совместное использование документов, файлов и общих папок Exchange; приложения коллективной работы. Outlook входит в состав MS Exchange Server, MS Office, а также существует как отдельный продукт. Outlook тщательно спроектирован с учетом эргономики и специфики труда в современном офисе. Множество удобных возможностей делают его использование особенно приятным: предварительный просмотр - выводятся первые три строчки почтового сообщения для того, чтобы пользователи могли быстро оценить степень его важности; автоматическое распознавание даты - Outlook автоматически преобразует текстовое описание даты в календарную дату; автоматическая проверка имен - Outlook проверяет набранный адрес почтового сообщения в адресной книге; автоматическое ведение журнала - менеджер автоматически фиксирует все действия, связанные с определенными людьми, организациями или проектами; флажок для сообщения - чтобы позднее вернуться к важном письму, его можно пометить красным флажком; в указанное время на экране появится напоминание о том, что данное письмо нужно прочесть, написать на него ответ или выполнить какие-либо другие действия; отзыв сообщений - менеджер позволяет отозвать назад уже отправленное сообщение, если оно еще не было прочитано получателем; менеджер контактов - из Outlook можно набрать телефонный номер, послать почтовое сообщение, факс, перейти на личную Web-страницу.
Outlook является эффективной клиентской программой для связи с Internet, предоставляет полный набор функций, которые могут быть использованы как при работе с MS Exchange Server, так и при непосредственном соединении с поставщиком услуг Internet. Пользователи Outlook могут посылать и принимать почтовые сообщения через Internet. С помощью Outlook можно планировать встречи и посылать запросы на их проведение через Internet другим пользователям Outlook или Schedule+.
Используя Outlook, удаленные пользователи могут подсоединяться к Microsoft Exchange Server через Internet для того, чтобы иметь полный доступ к электронной почте, расписаниям и общим папкам в сети их главного офиса.
Многообразие компьютерных сетей и форм взаимодействия ПК порождает насущную проблему их интеграции или, по крайней мере соединения на уровне обмена сообщениями.
В распределенных системах используются три интегрированные технологии: технология "клиент - сервер"; технология совместного использования ресурсов в рамках глобальных сетей; технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.
Основная форма взаимодействия ПК в сети - это "клиент - сервер". Обычно один ПК в сети располагает информационно-вычислительными ресурсами (такими, как процессоры, файловая система, почтовая служба, служба печати, база данных), а другие ПК пользуются ими. Компьютер, управляющий тем или иным ресурсом, принято называть сервером этого ресурса, а компьютер, желающий им воспользоваться, - клиентом. Если ресурсом являются базы данных, то говорят о сервере баз данных, назначение которого обслуживать запросы клиентов, связанные с обработкой данных; если ресурс - файловая система, то говорят о файловом сервере или файл-сервере и т.д.
Технология "клиент - сервер" получает все большее распространение, но реализация технологии в конкретных программных продуктах существенно различается.
Один из основных принципов технологии "клиент - сервер" заключается в разделении операций обработки данных на три группы, имеющие различную природу. Первая группа - это ввод и отображение данных. Вторая группа объединяет прикладные операции обработки данных, характерные для решения задач данной предметной области. К третьей группе относятся операции хранения и управления данными.
В соответствии с этим выделяют три модели реализации технологии "клиент - сервер": модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access - RDA); модель сервера базы данных (Data Base Server - DBS); модель сервера приложений (Application Server - AS).
В RDA-модели программы представления и прикладные программы объединены и выполняются на компьютере-клиенте, который поддерживает как операции ввода и отображения данных, так и прикладные операции. Доступ к информационным ресурсам обеспечивается или операторами языка SQL, если речь идет о базах данных, или вызовами функций специальной библиотеки. Запросы к информационным ресурсам направляются по сети удаленному компьютеру, например серверу базы данных, который обрабатывает запросы и возвращает клиенту необходимые для обработки блоки данных.
На практике часто используются смешанные модели, когда поддержка целостности базы данных и простейшие операции обработки данных поддерживаются хранимыми процедурами (DBS-модель), а более сложные операции выполняются непосредственно прикладной программой, которая выполняется на компьютере-клиенте (RDA-модель).
В AS-модели программа, выполняемая на компьютере-клиенте, решает задачу ввода и отображения данных, т.е. реализует операции первой группы. Прикладные программы выполняются одним либо группой серверов приложений. Доступ к информационным ресурсам, необходимым для решения прикладных задач, обеспечивается так же, как и в RDA-модели. Прикладные программы предоставляют доступ к ресурсам различных типов - базам данных, индексированным файлам, очередям и др. RDA- и DBS-модели опираются на двухзвенную схему разделения операций. В AS-модели реализована трехзвенная схема разделения операций, где прикладная программа выделена как важнейшая.
DBS-модель строится в предположении, что программы, выполняемые на компьютере-клиенте, ограничиваются вводом и отображением, а прикладные программы реализованы в процедурах базы данных и хранятся непосредственно на компьютере-сервере базы данных вместе с программами, управляющими и доступом к данным - ядру СУБД.
Главное преимущество RDA-модели состоит в том, что она представляет множество инструментальных средств, которые обеспечивают быстрое создание приложений, работающих с SQL-ориентированными СУБД. Иными словами, основное достоинство RDA-модели заключается в унификации и широком выборе средств разработки приложений. Подавляющее большинство этих средств разработки на языках четвертого поколения, включая и средства автоматизации программирования, обеспечивает разработку прикладных программ и операций представления.
Несмотря на широкое распространение, RDA-модель постепенно уступает место более технологичной DBS-модели. Последняя реализована в некоторых реляционных СУБД (Ingress, Sybase, Oracle).
В DBS-модели приложение является распределенным. Программы представления выполняются на компьютере-клиенте, в то время как прикладные программы решения задач оформлены как набор хранимых процедур и функционируют на компьютере-сервере. Преимущества DBS-модели перед RDA-моделью очевидны: это и возможность централизованного администрирования решения экономических задач, и снижение напряженности, и возможность разделения процедуры между несколькими приложения ми, и экономия ресурсов ПК за счет использования однажды созданного плана выполнения процедуры.
Основным элементом принятой в AS-модели трехзвенной схемы является сервер приложения. Он реализует несколько прикладных функций, каждая из которых оформлена как служба и предоставляет услуги всем программам, которые желают и могут ими воспользоваться. Серверов приложений может быть несколько, и каждый из них предоставляет определенный набор услуг. Любая программа, которая пользуется ими, рассматривается как клиент приложения. Детали реализации прикладных программ в сервере приложений полностью скрыты от клиента приложения.
AS-модель имеет универсальный характер. Четкое разграничение логических компонентов и рациональный выбор программных средств для их реализации обеспечивают модели такой уровень гибкости и открытости, который пока недостижим в RDA- и DBS-моделях. Именно AS-модель используется в качестве фундамента относительно нового вида программного обеспечения - мониторов транзакций.
Мониторы обработки транзакций (Transaction Processing Monitor - ТРМ), или просто мониторы транзакций, - программные системы, обеспечивающие эффективное управление информационно-вычислительными ресурсами в распределенной сети, представляют собой гибкую, открытую среду для разработки и управления мобильными приложениями, ориентированными на оперативную обработку распределенных транзакций.
Понятия транзакции в ТРМ и в традиционных СУБД несколько различны. Транзакция в СУБД - это атомарное действие над базой данных. В ТРМ транзакция трактуется гораздо шире: она включает не только операции с данными, но и любые другие действия - передачу сообщений, запись в индексированные файлы, опрос датчиков и т.д. Это и позволяет реализовывать в ТРМ прикладные действия предметной области.
ТРМ обладают возможностями, которые существенно снижают стоимость обработки данных в режиме on-line. Небольшие затраты на приобретение ТРМ компенсируются экономией на СУБД. Как правило, стоимость современных СУБД рассчитывается, исходя из числа одновременных подключений. Экономист-пользователь считается подключенным к СУБД, начиная с момента открытия сеанса с базой данных и заканчивая ее закрытием. В течение сеанса СУБД считает пользователя активным и вынуждена хранить факт его подключения даже в том случае, если пользователь вообще не направляет запросов СУБД, а решает свои внутренние задачи.
Основная функция ТРМ - обеспечить быструю обработку запросов, поступающих к AS от множества клиентов - сотен и даже тысяч.
Эффективная обработка сообщений может быть повышена за счет использования систем управления очередями. Разработчики ТРМ обычно включают в арсенал своих систем специальный менеджер ресурсов, отвечающий за управление очередями.
Управление очередями осуществляется специальной программой. Помещение в очередь и выборка из них возложены на серверы, которые запрашивают менеджер очередей для выполнения соответствующих действий.
Упрощенно работа с очередями выглядит следующим образом. Пользователь посылает запрос конкретной службе (выделенному серверу), который помещает сообщение в очередь запросов к данной службе. Другой сервер извлекает сообщение из очереди запросов, выполняет предписанные действия и формирует ответ на запрос также в виде сообщения, посылая его в очередь ответов.
Возможность хранения очередей сообщений в долговременной памяти позволяет говорить о практически стопроцентной надежности взаимодействия клиента и сервера. В случае сбоя ПК все сообщения сохраняются, а их обработка возобновляется с той точки, где произошел сбой.
В последнее время получают все более широкое развитие глобальные вычислительные и информационные сети - уникальный симбиоз компьютеров и коммуникаций. Идет активное включение всех стран во всемирные сетевые структуры. Мировой системой компьютерных коммуникаций ежедневно пользуются более 30 млн. чел. Возрастает потребность в средствах структурирования, накопления, хранения, поиска и передачи информации. Удовлетворению этих потребностей служат информационные сети и их ресурсы. Совместное использование ресурсов сетей обеспечивается технологическим комплексом и средствами доступа.
Глобальные сети (Wide Area Network, WAN) - это телекоммуникационные структуры, объединяющие локальные информационные сети, имеющие общий протокол связи, методы подключения и протоколы обмена данными. Каждая из глобальных сетей организовывалась для определенных целей, а в дальнейшем расширялась за счет подключения локальных сетей, использующих ее услуги и ресурсы. Крупнейшей глобальной информационной сетью является Internet.
Передача данных в этой сети организована на основе протокола Internet - IP (Internet Protocol), представляющего собой описание работы сети, которое включает правила налаживания и поддержания связи в сети, обращения с IP-пакетами и их обработки, описания сетевых пакетов семейства IP. Сеть спроектирована таким образом, что пользователь не имеет никакой информации о конкретной структуре сети. Чтобы послать сообщение по сети, компьютер размещает данные в некий "конверт", называемый, например IP, с указанием конкретного адреса.
Процесс совершенствования сети идет непрерывно, большинство новаций происходит незаметно для пользователей. Любой желающий может получить доступ к сети.
Архитектура сетевых протоколов TCP/IP, на основе которых построена Internet, предназначена специально для объединенной сети. Сеть может состоять из совершенно разнородных подсетей, соединенных друг с другом шлюзами. В качестве подсетей могут выступать локальные сети (Token Ring, Ethernet, пакетные радиосети и т.п.), национальные, региональные, специализированные сети и другие глобальные сети. К этим сетям могут подключаться машины разных типов. Каждая из подсетей работает в соответствии со своими специфическими требованиями и имеет свою природу связи, сама разрешает свои внутренние проблемы. Однако предполагается, что подсеть может принять пакет информации и доставить его по указанному в этой подсети адресу. Таким образом, две машины, подключенные к одной подсети, могут напрямую обмениваться пакетами, а если возникает необходимость передать сообщение машине другой подсети, то вступают в силу межсетевые соглашения, для чего подсети используют межсетевой язык - протокол IP. Сообщение передается по цепочке шлюзов и подсетей, пока оно не достигнет нужной подсети, где доставляется непосредственно получателю.
Для обеспечения доступа к глобальным сетям пользователю необходимо осуществить подключение к подсети, используя определенные методы доступа, основанные на взаимосвязи протокола обмена и типа линии связи.
Рассмотрим виды доступа в порядке убывания их стоимости.
Непосредственный (прямой) доступ. Обеспечивает доступ ко всем возможностям сети. Поставщик услуг сдает в аренду выделенную линию с требуемой пропускной способностью и позволяет разместить узловой компьютер (сетевой сервер) непосредственно у заказчика. Этот узел отвечает за связь вашей фирмы с другими узлами и пересылку данных в обе стороны. Данный вид доступа очень дорогой, но, установив однажды такое соединение, пользователь может подключать к этому узлу столько компьютеров, сколько требуется. Непосредственный доступ предлагает наиболее гибкое подключение. Каждый из компьютеров является полноправным членом сети и может воспользоваться любой из ее функций. Для обслуживания и эксплуатации своего узла потребуется персонал и документация. Это увеличивает эксплуатационные затраты.
Доступ через протоколы канального уровня Internet - SLIP и РРР. SLIP и РРР являются версиями программного обеспечения Internet, которые работают на обычных телефонных линиях, используя стандартные высокоскоростные модемы. SLIP и РРР - это протоколы канального уровня, причем РРР - это более поздний протокол, выполняющий те же функции, что и SLIP. РРР совершеннее и мощнее своего предшественника, поэтому он быстро вытесняет SLIP. SLIP и РРР очень удобны для подключения удаленного компьютера к локальной сети, которая входит в Internet. Работа по SLIP или РРР происходит на обычной линии, которую пользователь освобождает по окончании сеанса работы, и этой линией могут воспользоваться другие пользователи. Преимущество SLIP и РРР состоит в том, что они позволяют работать в режиме полноправного входа в Internet. SLIP и РРР также подходят для подключения к глобальной сети локальной сети. SLIP - это выбор "умеренной цены". Он предоставляет хорошее и не очень дорогое обслуживание. Поставщики услуг, например UUNET или Relcom, запрашивают около 250 долл. в месяц за неограниченное SLIP- или РРР-обслуживание.
Доступ "по вызову" (Dial-up Access). Системы с коммутируемым доступом - самый распространенный путь к ресурсам Internet для небольших групп и индивидуальных пользователей. В этих системах используются ресурсы чужого компьютера. Многие организации предоставляют этот вид услуг за определенную плату в месяц.
Доступ по стандартным телефонным линиям через UNIX. Все системы UNIX поддерживают метод, называемый UUCP, позволяющий пересылать данные по стандартным телефонным линиям. UUCP. Это, как SLIP и РРР, протокол канального уровня, но он не обладает полным спектром возможностей, которые можно было бы реализовать на этом уровне. UUCP позволяет лишь пересылать файлы из одной системы в другую. Получить нечто большее, чем просто пользоваться почтой и новостями, пользователь не может, так как он не подсоединен к Internet. Его компьютер имеет возможность обращаться к другому, который подключен к Internet, и обмениваться с ним файлами. UUCP широко распространен, так как требуется лишь программа поддержки протокола UUCP и модем.
Доступ через другие сети, входящие в глобальную сеть. Доступ через другие сети можно рассмотреть на примере онлайновой системы DELPHI. DELPHI предоставляет полноценный доступ к Internet, электронную почту, передачу файлов и удаленный доступ к другим компьютерам. Это первый случай, когда крупная, ориентированная на потребителя онлайновая система предоставила доступ в Internet с таким обширным набором услуг. Система обеспечивает не только шлюзы электронной почты, но и прямое подсоединение ко всем возможностям Internet.
Электронная почта является популярной услугой вычислительных сетей, и поставщики сетевых операционных систем комплектуют свои продукты средствами поддержки электронной почты. Электронная почта в локальных сетях обеспечивает передачу документов и успешно применяется при автоматизации конторских работ. Использование ее для связи между сотрудниками офиса удобнее телефона, так как позволяет передавать отчеты, таблицы, диаграммы и рисунки. Передача между терминалами сообщений, например фототелеграмм, может также рассматриваться, как разновидность электронной почты. Однако для большинства конкретных случаев использование электронной почты предполагает передачу сообщений через специальные "почтовые ящики", между которыми размещаются устройства обработки данных. "Почтовый ящик" - общая область памяти вычислительной сети, предназначенная для записи информации с помощью одной прикладной программы с целью ее дальнейшего использования другими прикладными программами, функционирующими в других узлах сети.
Электронная почта глобальных сетей передачи сообщений, где могут объединяться компьютеры самых различных конфигураций и совместимостей, обеспечивает работу в офлайновом режиме, когда не требуется постоянного присутствия на почтовом узле; доступ к телеконференциям (Echo Conference); доступ к файловым телеконференциям (File Echo Conference).
Файловые телеконференции отличаются от обычных тем, что в качестве сообщений в них существуют не письма, а файлы, например, создается файловая телеконференция, посвященная экономике, где каждый участник конференции может поместить свой файл, а другие участники этот файл непременно получат.
Существуют и другие возможности, предоставляемые членам сети. Можно, например, послать заказ на посылку или прием факса. Составляется обычное электронное письмо, оформленное должным образом, и посылается на адрес компьютерного узла, занимающегося факсимильными операциями. Текст этого письма в виде факса будет доставлен на факсимильный аппарат адресата.
К преимуществам электронной почты относятся скорость и надежность доставки корреспонденции, относительно низкая стоимость услуг, возможность быстро ознакомить с сообщением широкий круг пользователей.
Любая система электронной почты состоит из двух главных подсистем: клиентского программного обеспечения, с которым непосредственно взаимодействует пользователь; серверного программного обеспечения, которое управляет приемом сообщения от пользователя-отправителя, передачей сообщения, направлением сообщения в почтовый ящик адресата и его хранением в этом ящике до тех пор, пока пользователь-получатель его оттуда не достанет. Серверное программное обеспечение при совместимости протоколов передачи данных может обрабатывать почту, подготовленную различными клиентскими программами. Это программное обеспечение различается уровнями производительности, надежности, совместимости, устойчивостью к ошибкам, возможностями расширения.
Несмотря на их многообразие в различных системах электронной почты, все они имеют общие функции: оповещение о прибытии новой почты; чтение входящей почты; создание исходящей почты; адресация сообщений; использование адресной книги, содержащей список абонентов, которым часто посылают почту; отправка сообщений; обработка сообщений и их сохранение. К обработке сообщений относятся такие функции, как печать, удаление, переадресация письма, сортировка, архивирование сообщений, хранение связанных сообщений. Особо следует выделить программы, позволяющие работать с папками, создавать свои папки для хранения в них сообщений по различным темам. Это очень удобно и помогает быстрее и эффективнее обрабатывать почту.
Список литературы
1. Брага В. В., Бубнова Н.Г. и др.. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 400 с.
2. Гриценко В. И., Паньшин Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. - Киев: Наук. думка, 1988. - 268 с.
3. Данилевский Ю.Г., Петухов И.А., Шибанов В.С. Информационная технология в промышленности. - Л.: Машиностроение, 1988. - 272 с.
4. Куликовский Л.Ф., Мотов В.В. Теоретические основы информационных процессов. - М.: Высш. школа, 1987. - 248 с.
5. Мамиконов А. Г. Проектирование АСУ. - М.: Высш. школа, 1987. - 304 с.
6. Советов Б. Я. Информационная технология. - М.: Высш. школа, 1996. - 368 с.
7. Советов Б. Я. Теория информации. Теоретические основы передачи информации в АСУ. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 184 с.
8. Четвериков В. Н. Преобразование и передача информации в АСУ. - М.: Высш. школа, 1974. - 320 с.
9. Свириденко С. С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1989. - 303 с.
10. Ханенко В. Н. Информационные системы. - Л.: Машиностроение, 1988. - 128 с.
Содержание
1. Задачи информационной технологии............................................................. 1
1.1. Понятие информации................................................................................. 1
1.2. Автоматизация информационного процесса............................................ 6
1.3. Информатика............................................................................................ 14
1.4. Задачи информационной технологии...................................................... 21
1.5. Структура информационной технологии............................................... 32
2. Информационные процессы ......................................................................... 36
2.1. Процесс передачи информации............................................................... 43
2.2. Процесс обработки информации............................................................. 49
2.3. Процесс накопления информации .......................................................... 57
2.4. Представление знаний.............................................................................. 65
2.5. Модель взаимодействия открытых систем.............................................. 74
3. Системный подход к организации информационных процессов................ 86
3.1. Сущность системного подхода................................................................ 86
3.2. Основные понятия теории систем............................................................ 88
3.3. Методы описания систем.......................................................................... 90
3.4. Моделирование систем............................................................................. 94
4. Методика создания информационных систем.............................................. 97
4.1. Организация информационных систем................................................... 97
4.2. Стадии и этапы создания информационных систем............................. 104
4.4. Роль пользователя в создании информационных технологий ............ 120
5. Информационное обеспечение ИС и технологий....................................... 123
5.1. Структура и содержание информационного обеспечения................... 123
5.2. Электронный документооборот............................................................ 125
5.3. Организация информационного обеспечения....................................... 130
5.5. Автоматизированные базы и банки данных......................................... 131
6. Технологическое обеспечение информационных систем конечного пользователя........................................................................................................................... 137
6.1. Задачи технологического обеспечения.................................................. 137
6.2. Диалоговый режим обработки информации........................................ 140
6.3. Сетевой режим автоматизированной обработки информации............ 142
6.4. Технология обработки текстовой и табличной информации............... 145
6.5. Системы управления базами данных и базами знаний ....................... 147
6.6. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных........................................................................................................................ 152
Список литературы.......................................................................................... 156
Содержание...................................................................................................... 157